Мы в соцсетях:
Календарь
Мы в соцсетях
Опрос

В школьное окно смотрят облака...

19 : 30    |    07.10.2019

«Хорошему учителю достаточно иметь только два качества — большие знания и большое сердце», — писал Лев Толстой. Возможно, по большому счёту классик был прав, однако любой из педагогов, да и просто те, кто имеет отношение к школе, назовут ещё с десяток и больше: терпение и мудрость, творческое начало и готовность ежедневно стремиться к новому, талант психолога, данные организатора и многое другое, без чего не стать Учителем с большой буквы.

Педагогический талант Заслуженного учителя России, отличника народного образования Лидии Николаевны ЯКОВЛЕВОЙ известен далеко за пределами Сомёнки. Её путь в профессию был достаточно извилистым и долгим. Отец тоже был учителем, мама — фельдшером. В семье воспитывалось четверо детей, Лида была старшей. Кстати, все сёстры тоже стали учителями. Окончив школу (семья жила в Калининской области), девушка поехала в областной центр поступать в педагогический. Сдала вступительное сочинение по «Мёртвым душам» на удовлетворительно, подумала-подумала... и пошла гулять по городу, решив: ну что я, деревенская, тут делаю.

Вернулась домой, стала работать в местной пекарне, через год поступила в торговый техникум, на практику её направили в Великие Луки в магазин канцтоваров. Заметив трудолюбие и повышенную ответственность молодой сотрудницы, предлагали остаться на весьма выгодных условиях, однако она вновь приняла решение вернуться в родную деревню, теперь уже в качестве продавца в сельском магазинчике.

Судя по многим обстоятельствам, карьера её на этом поприще могла бы сложиться довольно успешно, а такое место в торговле во времена советского тотального дефицита многие хорошо помнят. Однако это был как раз тот случай, когда от судьбы, что называется, не уйдёшь. Не строя никаких далёких планов, взяла да и подала документы в Боровичское педагогическое училище на учителя начальных классов. Подала и почти забыла, а когда пришёл вызов, ни секунды не сомневаясь, отправилась на учёбу.

Училась отлично, общественницей стала замечательной, так что в первый же год — 7 ноября, на торжественном собрании — находилась в составе президиума как лучшая ученица. По окончании училища в числе пяти лучших выпускников ей было предоставлено право самостоятельно выбрать место распределения из представленного списка. Выбрала Крестецкий район, деревню Ручьи, где стала преподавать русский язык и литературу.

Примерно через год с небольшим встал вопрос о выборе директора школы в деревне Сомёнка. И снова в числе первых кандидатур на ответственный пост оказалась Лидия Николаевна — сотрудница РОНО тогда в приказном порядке объявила: либо берёшься за директорство, либо становишься инспектором отдела образования. Как часто бывало, за советом обратилась к отцу, который категорически был против работы инспектором. «Ни дома, ни семьи ты видеть не будешь, а будешь в постоянных разъездах», — сказал он ей.

С тех пор на целых сорок два года, вплоть до 2007‑го, она станет бессменным директором школы в Сомёнке. В то время в школе обучались без малого полторы сотни ребятишек. Позднее это количество сократится вдвое, но в какие бы времена ни работала, Лидия Николаевна для многих становилась тем самым учителем, который, наверное, есть в жизни каждого из нас. Тем единственным, без которого многое в жизни не случилось бы. Тем нравственным ориентиром, равняясь на который мы становимся людьми со сформированной системой ценностей и установок.

В числе воспитанников Лидии Яковлевой — научные работники, известные деятели культуры и искусства, ударники производства... Сотни, тысячи выпускников за почти полвека работы. Её телефон молчит редко — коллеги, ученики, друзья и родственники окружают теплом и вниманием не только по праздникам — постоянно. Во многом и это тоже определяет её бодрый оптимистичный настрой. Ну а все, кто знаком с Лидией Николаевной, хорошо знают её искромётный юмор и неунывающий характер.

Два сына, Александр и Владимир, хоть и не живут в Сомёнке, навещают её часто. В праздники большая семья — сыновья, невестки, внуки, правнуки — обязательно собираются в небольшом уютном домике. Это уже устоявшаяся традиция, и близкие следуют ей с удовольствием, ведь здесь всегда тепло и легко.

Стоит ли говорить о том, что и среди сельчан она — непререкаемый авторитет. Николаевна — так окружающие стали называть её еще в далёкие шестидесятые, когда юной девушкой она переступила порог школы. С тех пор для родителей учеников, соседей, руководства бывшего совхоза она остаётся Николаевной, без которой не обходились ни партийные собрания (хотя сама она членом партии никогда не была), ни субботники, ни уборка урожая, к которой приходили и идут за советом и помощью. Одним словом, она всегда была и остаётся в авангарде общественной жизни.

Работа в школе, как известно, занимает большую часть времени, а если ещё и должность директорская, то на дом его остаётся впритык. Между тем дома ждали муж и сыновья, ещё большое хозяйство: поросята, овцы, две коровы, и всё надо успеть. А утром, чуть не каждый день, — в Крестцы на семичасовом автобусе, справляться с административными делами. И ведь всё успевала: проверка тетрадей, написание конспектов, составление планов, подготовка к урокам, активный обмен опытом с коллегами. Кроме того — увлекательные экскурсии, походы, поездки, праздники.

Ученица моей героини, доктор педагогических наук Тамара Щелина, в числе своих многочисленных научных трудов имеет и тот, где она описывает методы и приёмы, которыми пользовались когда-то её учителя в Сомёнской школе, на их примере обучаются педагоги в вузах.

...Вот такая она, сельская учительница с богатой и счастливой судьбой, владеющая тайной, которая открывает многие детские сердечки, точно знающая, с каким уважением следует относиться к каждому ученику и воспитаннику, как бережно и аккуратно взращивать те самые зёрна, из которых вырастает отношение к людям и к жизни в целом, насколько раним и хрупок мир детства.

Она всегда была бесконечно предана работе, являясь душой коллектива, хранителем традиций и руководителем, который не боится новшеств, смело внедряя их в образовательный процесс. При этом Лидия Яковлева оставалась человеком с большой буквы, с чувством собственного достоинства и высокой культурой. И пусть сегодня уже нет и самой школы — осталось лишь запертое на замок здание, именно такой продолжает оставаться её директор, воспитавшая бессчётное количество отличных мальчишек и девчонок, сумевшая передать бесценное мастерство множеству учителей.

С праздником вас, уважаемая Лидия Николаевна, с праздником вас и всех ваших коллег. Спасибо за ваш благородный труд и преданность профессии!

Оксана ЕГОРОВА
Фото автора

Оцените материал:
количество голосов: 0
0.00 out of 5 based on 0 vote

Решите задачу: Проверчный код обновить