Мы в соцсетях:
Календарь
Мы в соцсетях
Опрос

«Учитель должен быть актёром»

13 : 09    |    09.02.2019

О выборе профессии, секретах мастерства, плюсах и минусах системы образования, об этом и многом другом — в беседе с учителем русского языка и литературы Неболчской школы Светланой БУРЛЭДЯН.

— Расскажите, пожалуйста, что повлияло на ваш выбор такой трудной и интересной профессии?
— Моя бабушка, или бабуля, как я её называла (кстати, это слово для меня всегда было уменьшительно-ласкательным, нежным, а теперь, в современном звучании, оно приобрело какой-то другой, немного пренебрежительный смысл), Смирнова Серафима Герасимовна была учительницей начальных классов. И в детстве я любила учить свои игрушки, подражая ей даже голосом. Затем помогала делать уроки соседским мальчишкам, причём именно помогала, то есть объясняла по нескольку раз, чтобы поняли. Мне это так нравилось, а мальчишки злились, потому что им надо было, чтобы я просто подсказала как делать. Когда училась в Любытинской школе, Валентина Николаевна Кобиясова и Валентина Александровна Гринёва стали моими любимыми учителями. Мне нравилось в них всё: как они вели уроки, как говорили, даже как делали замечания! Уже тогда я твёрдо решила — буду учителем. На иняз поступать не рискнула, а вот на литфак — легко.

— Какие из ваших профессиональных достижений считаете самыми значимыми?
— Для меня это — немного формальное понятие. Скажем так: очень рада, что мои ученики добиваются хороших результатов — успешно сдают экзамены, побеждают на различных конкурсах, районных олимпиадах, становятся призёрами региональных. Я осуществила свою мечту, создав в школе театральную студию! Мы поставили с ребятами целых пять спектаклей, именно спектаклей, настоящих! Подготовка к каждому из них занимала по полгода. А самый первый, по роману «Евгений Онегин», даже больше. Это целая жизнь! Это такие незабываемые чувства, эмоции, впечатления! Слова бывших учеников: «Светлана Евгеньевна, мы вспоминаем ваши уроки!», «Наши репетиции и спектакли — это лучшее, что было!»... Вот это дорогого стоит. Если считать это достижениями, то это они и есть.

Все начинается с любви

— Есть ли у вас секреты профессионального мастерства?
— Конечно! Это любовь. К своей работе, к ученикам, к себе. А когда тобой руководит любовь, ты не будешь фальшивить и притворяться, ты будешь полностью отдавать себя работе, понимать и прощать, идти вперёд, несмотря на трудности, обиды и непонимание.

— Представьте себя на время министром образования. Что бы вы изменили в преподавании русского языка и литературы и системе в целом?
— И министром, и кем-либо другим, кроме учителя, мне трудно себя представить. Но изменила бы многое. Я не консерватор, всегда выступаю за новое, за преобразования, но, к сожалению, большого оптимизма они не внушают. Не буду вдаваться в детали, но после 30 лет работы в школе есть с чем сравнить. Что должен делать учитель? Учить детей. У меня создаётся впечатление, что сегодня важнее правильно, вовремя и грамотно сделать отчёт, написать требуемую бумагу... А я считаю, что нужно тратить время на качественную подготовку к уроку, а не на бессмысленные отчёты и мониторинги. Очень много формализма и мероприятий для галочки. Как пример — участие во всевозможных конкурсах, больших и маленьких, нужных и ненужных. Прекрасно, что у детей появилась возможность раскрыться, показать свои способности, но ключевое слово — возможность. То есть: хочешь — участвуй, не хочешь — не участвуй! Однако это уже давно превратилось в обязанность для учителя и ученика: надо, необходимо. Кому надо? Кому необходимо? Для чего необходимо? Понятно, для чего — для отчёта об участии.

ЕГЭ. Конечно, здесь есть и свои плюсы, и свои минусы. Я — о другом: это ненормально, это физически тяжело для ребят, которые встают в 6–7 часов утра, едут час в автобусе, чтобы в п. Любытино сдавать экзамен. А некоторые экзамены они сдают в Боровичах, в будущем, не за горами, наверное, — и Новгород! Металлоискатели, видеокамеры, наблюдатели! Это всё для более комфортной обстановки во время сдачи экзамена? По-моему, эти термины подходят для другой категории людей, а не для детей. А ребята ведь сдают и показывают хорошие результаты! Молодцы! Но это дети — молодцы. Вы скажете: «Это — эмоции». Согласна.Эмоции. Потому что мы говорим о детях.

Реформы — это хорошо, но только когда они во благо.

К сожалению, очень многие реформы и нововведения часто так далеки от наших сельских школ. У нас совершенно разные возможности по сравнению с городскими гимназиями, лицеями, но этого никто не учитывает.

— У вас взрослая успешная дочь. Как вы её воспитывали?
— Мне печально это осознавать, но я очень мало уделяла ей внимания, во всяком случае, не столько, сколько было бы нужно. Вечная занятость: горы тетрадей, подготовка к урокам, родительские собрания, школьные мероприятия. Мне казалось это таким важным, а дочка... Она же всегда рядышком, со мной. И вот, уже учась в университете, Олеся как-то сказала мне: «Знаешь, мама, я помню, как стою у окна и жду тебя из школы, а тебя нет и нет. Мне так не хватало твоего внимания и тебя! А теперь я выросла...». Тронуло! До слез. Я и не занималась специально её воспитанием, хотя, конечно, понимаю, как ей было нелегко с мамой-учительницей. Просто очень её любила и люблю. Я всегда была с ней откровенной, делилась всем: своими переживаниями, сокровенными мыслями. Она выросла умной, очень внимательной, заботливой, любящей, понимающей, где-то, я бы даже сказала, мудрой. Сама удивляюсь, откуда это у неё. Я очень часто спрашиваю у неё совета. Моя дочка — моя подружка, мой советчик, моя поддержка!

Зри в корень!

— На какую профессию похожа ваша работа и что в этих профессиях общего?
— Знаете, у меня не одна ассоциация. Первая — как это ни странно звучит — укротитель. Как я часто говорю ребятам: «Зри в корень», ведь в корне смысл слова, его значение. Так вот смысл слова «укротить», по словарю Ожегова, — значит, сделать смирным, успокоить в хорошем понимании этого слова. Ведь каждый ребёнок, независимо от того, 7 лет ему или 17, — это личность, это целый мир. И учитель должен уважать эту личность, не разрушить его мир, а расширить, сделать ярче, интереснее, а иногда помочь найти себя. Это очень непросто! Разные характеры, разные темпераменты, разное воспитание. А учитель — один на один с целым классом.

Педагог — это обязательно психолог: он должен найти ту незримую ниточку, которая свяжет его с учеником. Ведь от этого зависит вся дальнейшая работа. И если ты сумел найти её, тогда будут и взаимопонимание, и радость общения, и удовольствие от работы, и результаты. Получить педагогическое образование — это ещё не значит стать педагогом. Диплом не гарантирует понимания и уважения детей, коллег и родителей. Диплом учителя — это огромная ответственность, работа учителя — это тяжёлый, часто неблагодарный труд. И путь этот чаще усыпан шипами, а не розами. И надо морально всегда быть к этому готовым.

И, конечно, учитель должен быть актёром! Импровизация на каждом уроке, импровизация всегда! Дети — народ непредсказуемый! И ситуации бывают самые разные: от комических до печальных. А ты — учитель, выходи из положения, независимо от того, какое у тебя настроение, что у тебя в личной жизни, болен ты или здоров. Пришёл на урок — забудь о себе. Будь здесь и сейчас. Признаюсь, что мне это не всегда удаётся. Я — человек очень восприимчивый, впечатлительный и эмоциональный. Но я стараюсь.

В этом году выпускаю мой любимый одиннадцатый класс. Это замечательные ребята — умные, талантливые! Они могут всё: и петь, и танцевать, и плясать, и читать стихи, и играть в спектаклях! И мне кажется, что мы с ними воспитываем и укрощаем друг друга взаимно. С ними я отдыхаю душой, с ними я такая, какая я есть! С ними я могу быть смешной, глупой, слабой. И, пользуясь случаем, хочу пожелать им хорошо сдать экзамены, правильно выбрать свой путь, никогда не пасовать перед трудностями. Будьте успешными, любимыми и счастливыми!

Лариса ПЛАТОНОВА
Фото из архива Светланы БУРЛЭДЯН

Оцените материал:
количество голосов: 1
5.00 out of 5 based on 1 vote

Решите задачу: Проверчный код обновить