Мы в соцсетях:
Календарь
Мы в соцсетях
Опрос

«Встречай, учи и снова расставайся»

12 : 46    |    06.10.2017

В этом году учитель иностранного языка школы п. Парфино Елена Михайловна Шамрай отметила юбилейный день рождения и выпустила во взрослую жизнь родной 11‑с

В свои школьные годы о педагогике она не думала: с удовольствием изучала иностранный язык, мечтала о романтической профессии, которая дала бы возможность попутешествовать и посмотреть мир. На решение учиться в Новгородском педагогическом институте повлиял совет классного руководителя Лагиной Евдокии Николаевны. «Зачем уезжать далеко? — говорила она своим воспитанникам. — Ведь вдали от дома будете очень скучать, а в областном центре есть хорошие учебные заведения». И Елена поступила в пединститут, где главным и основным для неё стало изучение иностранного языка, а педагогическая профессия, как она считала, вторым компонентом.

Обстоятельства сложились так, что молодой учитель немецкого, английского языков вернулась в родной посёлок. Начались педагогические будни. Здесь же реализовались и мечты Елены Михайловны о путешествиях. Благодаря супружеской паре Кёльн из Германии, которые приезжали в посёлок для оказания гуманитарной помощи, завязались дружеские отношения с немецкими друзьями. Педагог руководила работой молодёжных лагерей, организованных общественной гуманитарной организацией — Народный Союз Германии по уходу за воинскими захоронениями, работающих на территории района. Цель которой — находить, сохранять и ухаживать за могилами немецких солдат, погибших за границей, а с расширением деятельности и организацией международных лагерей — и за воинскими захоронениями солдат той страны, где работает лагерь. Со школьниками — участниками лагеря и в составе делегаций по побратимским отношениям не однажды побывала за границей, в разных российских городах. Всё это позволило получить массу впечатлений и обрести новых друзей.

Елена Михайловна — педагог высшей квалификационной категории. За 28 лет в школе имеет многочисленные поощрения и награды, в том числе Почётную грамоту Министерства образования и науки РФ. Работала организатором и заместителем директора по воспитательной работе, преподает иностранный язык, выпустила в самостоятельную жизнь учеников трёх 11 классов, а с 1 сентября взяла «под опеку» пятиклассников.

«Надпредметный» предмет

— Елена Михайловна, «игра в школу» — любимое занятие многих детей, а профессия учителя кажется интересной и несложной. А ваши юношеские представления о педагогической деятельности изменились?
— Конечно. Всегда считала, что учитель всё знает, преподаёт свой предмет, и ничему учиться уже не надо. Только когда сама пришла работать в школу, встала у доски, поняла, что учить детей совсем не легко, а педагогика — тяжелый труд. В этом убедились и мои ученики — выпускники 11‑с класса. В день самоуправления, который проводится ежегодно в профессиональный учительский праздник, они вели уроки в разных классах. Попробовав себя в этой профессии, были единодушны: «Трудно. И как вы справляетесь?». Такие «эксперименты» — хорошая возможность побольше узнать о профессии тем, кто решил стать учителем. Педагогика — это образ жизни, отданный обществу, где все подчинено школьному распорядку дня. Необходимо полностью себя посвятить не только процессу обучения, воспитания учеников, но и уметь решать многие социальные проблемы, общаться с детьми, с родителями, с коллегами, быть компетентным практически во всем. Половинчатого отношения к делу не может быть, иначе не получишь удовлетворения от работы и желаемого результата. И так работают все педагоги.

— На ваш взгляд, какими главными качествами должен обладать учитель?
— Быть гибким в своем отношении к жизни и в решении возникающих проблем. Несмотря на опыт, профессиональный стаж, продолжать учиться, работать над собой, «расти», тогда он будет интересен окружающим, а, значит, коллегам и ученикам.

— Значит, каждый день школа и только школа? А как же свободное время?
— Его практически нет. Если хочешь все успеть и сделать на должном уровне, то даже выходной день расписан по минутам и составлен план первоочередных дел. Люблю зимние каникулы, во время которых стараюсь выкроить время для полноценного отдыха, общения с родными, близкими людьми и побольше времени уделить себе.
Ученики всегда с нетерпением ждут школьных каникул. Когда узнают, что учителя все равно приходят в школу, искренне удивляются и спрашивают: «А что вы здесь делаете?». Помимо подготовки к урокам, непосредственного их проведения, проверки тетрадей у нас много разной организационной работы, связанной с составлением отчетов, документов, справок. Требований к учителю всегда было много, с той лишь разницей, что в советское время весь учебный процесс был подчинен строгому определенному правилу, а сейчас дано больше возможностей для творчества. Неизменным осталось одно — ученики должны получить крепкие знания.

— Все больше школьников отдают предпочтение изучению иностранного языка. Это дань моде или веяние времени?
— Изучение иностранного языка в школе начинается со 2 класса. Сначала два урока в неделю, а с пятого класса — три. Выбирают в основном английский язык. Но если в школу пришел новый ученик-старшеклассник, изучающий ранее, например, немецкий язык, занимаемся индивидуально, чтобы не переучиваться.

Знакомство с предметом начинаю с объяснения, зачем надо знать иностранный язык. Для европейца этот вопрос покажется странным, а тема — не обсуждаема. Они считают изучение иностранного языка «надпредметным», то есть самым важным. Они могут не знать какие-то тонкости в точных, в естественных науках, но владение иностранным языком, а лучше несколькими, помимо родного, для них норма. Европейцы всегда «на колесах»: много путешествуют по другим странам, и знание языка страны облегчает их общение, знакомство, пребывание.

Изучение любого школьного предмета связано с трудолюбием и усидчивостью. И когда ученики сталкиваются с какими-то трудностями, большим объемом заданий, то начинают ворчать: «И зачем нам нужен английский? И без него можно в жизни устроиться». Приходится снова возвращаться к теме самого первого урока и приводить доводы, приносящие пользу от изучения иностранного языка. Во‑первых, он способствует развитию головного мозга и памяти. Человек, изучающий иностранный язык, никогда не будет страдать склерозом и болезнью Альцгеймера. Усвоили один язык, принимайтесь за изучение другого — и так до старости.

Во‑вторых, успешное освоение школьной программы по этому предмету обязательно пригодится в любом учебном заведении, будь то колледж или вуз. Эти знания нужны при изучении и пользовании компьютерной техникой, где часто термины, какие-то рекомендации, советы пишутся на английском языке. Надо отметить, что все чаще школьники выбирают английский язык для сдачи итоговых экзаменов в 9 и 11 классах. Значит, понимают, что эти знания могут пригодиться и в профессии, и во взрослой жизни.

Конечно, как преподавателю, приятно сознавать, что этот предмет любим и интересен. Помимо урочных часов школьники изучают английский язык на спецкурсах, занимаемся индивидуально, есть платные услуги. Однажды после уроков ждала группу ребят на очередное занятие в рамках подготовки к экзаменам. Пришли все, плодотворно позанимались, хорошо справились с тестовыми заданиями. «Думала, вы не придете, забудете», — сказала им. «Да как же мы забудем наш любимый предмет», — ответили ученики. Это очень приятно слышать.

Всё повторится сначала

— У каждого учителя школы помимо преподавания предмета есть классное руководство. В этом году одиннадцатиклассники стали студентами. Какие они — Ваши выпускники?
— Вместе с ними прожили семь насыщенных, трудных, интересных лет. С 5 по 9 класс их было 27, а в объединенный десятый из двух классов пришли и окончили школу 18 выпускников. Какие они — говорит девиз нашего 11‑с: «У элиты свой девиз — никогда не падать вниз». Они этим словам старались соответствовать.

В начале 10 класса познакомила их с требованиями федерального государственного образовательного стандарта: к чему надо стремиться, какими должны быть выпускники по окончании школы. Это внешний вид, кругозор знаний, умение вести себя в обществе, активность в школьных, районных мероприятиях и многое-многое другое. Результат наших общих усилий все увидели на прощальной школьной линейке, в аттестатах о среднем образовании. Конечно, за семь школьных лет было всё: радости побед, горечь неудач, решение каких-то проблем, поддержка и понимание со стороны родителей. Красиво, тепло и очень трогательно прошел выпускной праздник, а в настоящее время мои ученики — студенты колледжей и вузов.

— Они Ваша гордость, как и сын Дмитрий. При напряженном трудовом ритме как удавалось находить время для его воспитания?
— Наверное, сам по себе воспитывался (улыбается Елена Михайловна). Он всегда был рядом. И даже если поздно приходила с работы, находила время для общения. Об этом всегда говорю и родителям учеников. Как бы ни сложился день, как бы ни устали взрослые, обязательно надо интересоваться делами детей: разговаривать, расспрашивать, советовать, обсуждать.

Наверное, понимая всю ответственность и серьезность моей работы, сын особых хлопот не доставлял: хорошо учился в школе, был активен в общественной жизни. Серьезно подошел к выбору профессии: любовь к химии ему привила моя коллега Елена Васильевна Козлова. Интерес к предмету повлиял и на выбор профессии. Он поступил в НовГУ имени Ярослава Мудрого: в медицинский институт на отделение «лечебное дело». Прошел интернатуру в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. академика И. П. Павлова, а с 1 сентября приступил к работе в должности реаниматолога-анестезиолога в Новгородской областной больнице. И хотя он не пошел по моим стопам, дополнительно к своей основной работе занимается преподавательской деятельностью: проводит семинары для студентов мединститута.

— Елена Михайловна, профессия учителя трудна, но есть в ней и радости, и какие-то приятные моменты...
— Конечно. Радуешься успехам учеников, которые достигнуты и благодаря труду учителя. Приятно, когда они о тебе помнят, даже покинув стены школы. В дни рождения на своей страничке в «Вконтакте» получаю массу поздравлений и признаний от нынешних и бывших учеников. «Люблю Вас, помню. Вы самая лучшая», — пишут они.

— Как поется в известной песне про школьные годы, «учитель нас проводит до угла, и вновь ему с утра: встречай, учи и снова расставайся...». Ну, точно про Вас: проводили выпускников и с 1 сентября взяли «под опеку» пятиклассников. Всё повторится сначала?
— И да, и нет, дети ведь другие, каждый из них индивидуален и не похож друг на друга. Мои пятиклассники наивные, простые, шумные, доброжелательные... Каждый может задать сто вопросов одновременно, на которые надо ответить и никого не обидеть невниманием. Постараемся наладить друг с другом доброжелательные отношения, тем более мы с ними договорились: они ведут себя хорошо и ответственно относятся к учебе, а если проявляют непослушание, то буду строга и требовательна вдвойне. Пятиклассники очень активные, полны желания участвовать во всех мероприятиях, поэтому школьная жизнь будет насыщенной и интересной.

Светлана НИКОЛАЕВА
Фото автора

Оцените материал:
количество голосов: 0
0.00 out of 5 based on 0 vote

Решите задачу: Проверчный код обновить