Мы в соцсетях:
Календарь
Мы в соцсетях
Опрос

«Слово о директоре»

14 : 13    |    16.03.2018
Нина Николаевна Скрипник

В школе п. Пола прошло первое мероприятие к юбилею образовательного учреждения

Трудная работа

Посвящалось оно директорам, которые на протяжении минувших десятилетий были её руководителями. Эта работа так разнообразна и объёмна, что школьники, и не только сегодняшние, не имеют полного представления о ней. Ведущие мероприятия Ким Андреев и Александра Каримова стихами приоткрыли суть нелёгкой директорской доли: «Он не считается со временем своим, строчит приказы и с начальством спорит, заключает договоры, мониторит. Он — депутат, поэт и финансист, а также замечательный артист. Как не преклонить колени перед именем директора того, как не прославить имя доброе его!». Хотелось бы здесь привести и слова человека, который не понаслышке знает, что значит быть директором школы. Присутствовавшая на встрече Нина Николаевна Скрипник в своём выступлении рассуждала: «Что такое директор школы? Одни скажут — власть, другие — ответственность, третьи — вершина педагогической карьеры в школе. И все будут правы. Поднявшись на эту вершину, человек видит дальше, шире, видит каждого, но и сам он виден всем, и все его оценивают, какой он — добрый, отзывчивый, бескорыстный, какой профессионал, всё ли делает для своей школы? Директор — это строгий учитель, психолог не только для учеников, но и учителей, родителей. Он также конфликтолог — ему надо обязательно уметь гасить возникающие конфликтные ситуации в школе. Директор должен видеть направления развития каждого учителя, всей школы и стоять во главе — быть лидером. Он должен чётко чувствовать, куда идёт всё образование, и постоянно учиться, а не только учить. Он не должен забывать о своей должности ни на улице, ни в магазине, ни в кино — везде на него смотрят тысячи глаз, и везде он должен соответствовать своему статусу. И кроме того, всегда откликаться на просьбы людей. Это трудная работа».

За сто лет существования школы «поклажи школьной воз» несли многие педагоги, и каждый оставил свой след. Соведущие мероприятия — старшеклассники рассказали об этих людях. Все известные сведения и исторические документы, которые представили учащиеся, бережно хранятся в школьном музее. Некоторые из них, как и фотографии директоров, можно было увидеть — рассказы сопровождались презентацией.

Главное лицо школы

Началось повествование с документа, дающего отсчёт 100‑летию школы, — письма Государственного архива Новгородской области: «Ваша школа впервые упоминается в 1918 году. Этот документ называется «Список школ по Демянскому уезду Новгородской губернии»... Школа называется Польская, волость тоже Польская. Далее в документе «Список учащихся (учителей) всех советских школ по Польской волости на 1919 год» говорится о двух школах в Поле: первая двухкомплектная, где работали Щербаков Трофим и Ростовцева Варвара, и вторая однокомплектная, в которой работает Дружинский Константин». Удалось установить, что первым директором Полавской средней школы был Сорокин Ф. А., позже он жил в Калининграде. В школьном музее хранится его письмо от 1961 года. Он пишет, что как только началась война, он ушёл на фронт, передав руководство школой завучу Георгиевскому Александру Александровичу. Директор был героическим человеком: прошёл всю войну, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, брал Берлин, награждён медалями и орденами.

После войны, в октябре 1945‑го, к обязанностям директора школы приступил тоже фронтовик, только прошедший дорогами Первой мировой и гражданской войн — Павлов Дмитрий Павлович. Он человек местный, родился в д. Лебедское в 1891 году, там закончил церковно-приходскую школу, в Старой Руссе — педкласс, в 1938 году завершил заочное обучение в Ленинградском пединституте по специальности «Естествознание и химия». Работал в Залучской школе, в своей — в Лебедском, в Большом Заходе, в Яблонове. В августе 41‑го был эвакуирован, как и миллионы людей работал во имя Победы, за что имеет медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Уже позже награждён медалью «За трудовую доблесть» орденом «Знак Почёта», знаком «Отличник народного просвещения». На его долю выпало нелёгкое голодное послевоенное время, и среди приказов директора того времени есть такие: «Ввиду крайней необеспеченности выделить из школьного фонда некоторым учителям, работникам школы, ученикам по 10, 15 и 25 килограммов овса». Из остатков школьного фонда выделяются в то время и некоторые суммы на приобретение обуви для немалого количества учеников. И тем не менее в те годы школа переезжает в только что построенное двухэтажное здание, над парадным входом которого красными буквами было написано: «Взял обязательство — выполни его». Многие полавчане помнят эту школу.

Наталья Васильевна Яковенко

С декабря 1948 года директором становится Марьянчик Иван Андреевич. Он особое внимание уделяет стремлению учителей работать лучше, добиваться хороших результатов в обучении и воспитании учащихся, достойному поощрению труда педагогов. Именно в те годы сразу четверо учителей школы отмечены высокими наградами страны — орденами и медалями. Школа живёт обычной жизнью — учёба, внеклассные мероприятия, а в 1950 году было решено закупить саженцы и заложить школьный сад.

Школьный сад был и одной из многочисленных забот следующего директора Полавской школы Калитова Павла Михайловича. Он строго следил за садом, и каждый школьник получил к празднику подарок — пакет яблок. Директор высок, красив, импульсивен, порой рубил с плеча, и многие его побаивались. В годы войны Павел Михайлович был комиссаром в партизанском отряде (его личные вещи и сейчас хранятся в музее Северо-Западного фронта в Старой Руссе и в школьном). Поэтому строго, по-военному подходил бывший фронтовик к решению мирных проблем в вопросах обучения, воспитания школьников, их проживания в интернате, отопления здания школы, прохождения ребятами сельскохозяйственной практики. В те годы именно у бывшего партизана рождается мысль о создании в школе краеведческого уголка; он был открыт ко дню освобождения Полы от немецко-фашистских захватчиков — в феврале 1965 года. В 1967 году школе доверяется ответственная миссия — составить и проверить списки для занесения на мраморные плиты у возведённого обелиска погибшим землякам.

«Мужскую династию» директоров Полавской школы завершает Ефимов Юрий Михайлович — учитель физики. В то время за обычной школьной жизнью — уроками, многочисленными соревнованиями, мероприятиями встаёт основная проблема того времени — окончательное обветшание здания. Ребята учатся в многочисленных домиках, часть учеников переведена в бывшее здание райкома КПСС, а самые старшие на страх и риск по-прежнему занимаются в школе. Тогда принимается решение о строительстве нового здания.

Нелёгкий процесс строительства школы лёг на женские плечи — нового директора Крупешиной Иды Васильевны. Именно она начинает 1975–1976 учебный год в новой школе. Вскоре на смену ей приходит Евгения Николаевна Матюхина. Строгость, авторитет и сила руководителя чувствовалась во всех действиях директора. И время было золотое, если смотреть с определённых позиций: учащиеся обеспечивались бесплатными учебниками, школы — различными учебными пособиями, выделялись средства на ремонт классов; со спецсчёта школы снимались средства на экскурсионные поездки, подарки ученикам на Новый год, на одежду, поощрение учащихся по итогам учебного года, проведение школьных мероприятий и другие нужды.

Новаторы, вдохновители

Имена этих директоров уже хорошо знакомы сегодняшним школьникам. После выхода на заслуженный отдых Евгении Николаевны Матюхиной руководителем школы стала Нина Николаевна Скрипник. Опираясь на опыт предшественников, ей удалось сплотить школу, и её имя громко зазвучало. Сама творческая натура, она смогла зажечь огонь творчества в учителях, учениках. Они активно участвовали и были неоднократными победителями областных, всероссийских конкурсов, олимпиад. Участие в одном из экологических проектов, вывело школу на международный уровень, и группа учащихся побывала в Вене на международной конференции. Нина Николаевна стала вдохновителем и организатором районной общественной экологической молодёжной организации «Радуга», по её инициативе появилось ученическое научное общество «Диалог». Всё это результат того, что в школе сложилась команда единомышленников. Выступая на мероприятии, Нина Николаевна призналась: «Мне повезло, что я была директором в такое время — время новаторства, интересных идей, экспериментов. Мы все учились и старались развить и преумножить то, что начинали другие. В то время появилось ученическое научное общество. Как интересно проходили его заседания, какие интересные работы представляли ребята.

Какие были связи, например, с Домом-музеем Достоевского в Старой Руссе: ученики Ирины Николаевны Евлампиевой принимали, и сейчас принимают, участие в международных конференциях, их исследования публикуются в журналах наряду с работами учёных. Хорошие результаты приносила экологическая и краеведческая работа — наши ученики неоднократно, как победители регионального уровня, выезжали в Москву. В школе не было учителя, который бы не занимался исследовательской деятельностью».

С волнением переступила в этот день порог школы и Наталья Васильевна Яковенко. Именно под её руководством было сохранено и преумножено то, что сделала предыдущая команда. Тонко и интеллигентно она внушала каждому учителю мысль о его значимости, подмечала малейшие достижения. В 2006 году двое педагогов школы получили национальные премии. Школьники участвуют во всевозможных конкурсах, по-прежнему среди них много победителей и призёров, а двое стали победителями национального проекта. В эти годы школа заняла 3‑е место во Всероссийском конкурсе воспитательных систем. Наталья Васильевна отмечала: «Самое ценное то, что сохранили принципы, заложенные в воспитательной системе школы, разработанные под непосредственным руководством Нины Николаевны Скрипник — она потом стала заместителем директора по инновационной деятельности. На основе этого мною был написан и защищён на «5» диплом по теме «Системный подход в организации инновационной деятельности, как фактор повышения эффективности». В нём — труд всей нашей школы: администрации, учителей, учеников, родителей — мы работали в единой команде. Тогда были заложены и принципы нашей школьной жизни: уважения личности, коллективной деятельности, разумной требовательности, разновозрастного подхода, диалога, педагогической поддержки, стимулирования, связи с жизнью. Было очень интересно. Сегодня в школе воспоминания просто нахлынули — много тёплых, ярких, запоминающихся».

Нина Николаевна с Натальей Васильевной пришли с подарками, добрыми пожеланиями и признанием: всегда считали, что наши ученики — самые красивые и умные, наши учителя — самые творческие, школа — самая лучшая. «У нас замечательные дети, — говорила и сегодняшний директор школы Татьяна Валентиновна Сергеева. — Сохраняя традиции, стремимся воспитать в учениках человечность. Именно это важное качество отличает нашу школу. Я рада, что живу и работаю здесь, и надеюсь, что в следующий юбилей о сегодняшнем дне школы будут говорить также хорошо».

И всегда в её стенах будут звучать красивые и задушевные школьные песни. Вот и на этот раз их исполнял ансамбль «Фейерверк», а участники мероприятия с удовольствием подпевали Светлане Осиповой и Евгении Ханиной.

Вера НЕШУМОВА
Фото автора

Оцените материал:
количество голосов: 0
0.00 out of 5 based on 0 vote

Решите задачу: Проверчный код обновить