Мы в соцсетях:
Календарь
Мы в соцсетях
Опрос

Учит правильно говорить

18 : 58    |    28.09.2018

Благодарна работа всех, кто трудится в детсадах. Они ежедневно заменяют маму каждому из своих дошколят — оберегают и любят, учат и воспитывают, закладывают основы нравственности и жизненных устоев

«Смогу, как мама»

В дошкольных образовательных учреждениях трудятся не только воспитатели. Учитель-логопед Татьяна Дмитриева работает в детском саду «Солнышко» районного центра с 2008 года. Она учит дошколят правильно и красиво говорить, а в случае производственной необходимости заменит воспитателя на группе.

О профессии воспитателя она знала с юных лет не понаслышке: всю жизнь в детсаду деревни Федорково проработала ее мама Николаева Клавдия Ивановна. Детей в группах было много, и в свободное от школьных занятий время девушка помогала ей. «Она просила — я приходила, — вспоминает Татьяна Николаевна. — Помогала одевать малышей на прогулку. Молний и липучек на одеждах тогда не было, поэтому надо было застегнуть не один десяток пуговичек, завязать столько же шнурочков и веревочек на обуви и головных уборах, а после прогулки все в обратном порядке. Для меня это не было в тягость».

Когда пришло время выбирать профессию, девушка задала себе вопрос: «Кем в будущем смогу работать?». Признается, что неизведанное пугало, а поэтому для себя определила: «Наверное, смогу быть воспитателем: ведь эту сферу деятельности знаю, видела, как трудится мама».

В школе училась хорошо, поэтому от поступления после восьмого класса в Боровичское педучилище, отговорили учителя: «Ведь после училища все равно придется учиться в институте, да и куда ты поедешь далеко от родителей: надо дома среднее образование получать». Убедили, и после десятилетки Татьяна поступала уже в Новгородский пединститут на учителя начальных классов, так как факультета дошкольного образования не было. Успокоило то, что с этим дипломом можно будет работать и в детском саду.

В 1990 году молодым специалистом вернулась на малую родину, но не в детский сад, а в Березицкую малокомплектную школу, и стала учительствовать. «Можно было выбрать и другой район, и другую школу, но нам сказали «Вы здесь нужны», и мы поехали — были так воспитаны, — вспоминает Татьяна Николаевна. — В то время в нашей школе организовался небольшой, но очень дружный коллектив, где было много молодых учителей. Правда, в образовательном процессе была своя специфика. Ведешь уроки, а в одном кабинете сидят сразу три класса. Даешь задание одним, переключаешься на других, следишь, чтобы не мешали третьи. В учительской встречаешься с педагогами — тут тебе и педсовет, и родительское собрание: ведь твои ученики дети коллег. Все, что связано с работой, и она сама была на первом месте. И даже когда появилась семья, родилась дочь — ничего не изменилось. В любом разговоре о школе учеников называла «мои дети», на что дочь с ревностью спрашивала: «А я-то чей ребёнок?».

Учитель-универсал

Кто-то всю жизнь занимается одним делом и доволен этим, а другой старается овладевать новыми знаниями и готов к смене деятельности. Работая в школе, Татьяна Николаевна стала подмечать, что дети приходят учиться в начальную школу и зачастую не могут правильно говорить. Их надо образовывать, учить считать, писать, читать, а они неправильно произносят многие звуки. Конечно, решать эту проблему надо еще в детском саду, но ни в нем, ни в школе логопеда тогда не было, а потребность в этом специалисте уже ощущалась.

Сначала она попыталась сама образовываться, черпать необходимые знания из разных первоисточников, чтобы чем-то помочь своим ученикам, а позднее прошла переквалификацию в университете и получила диплом учителя-логопеда. Педагог в малокомплектной школе — универсальный специалист, потому что может вести не только математику и русский язык, но и при наличии талантов — рисование и пение. Она же еще работала и как логопед.
«Без работы вы не останетесь», — говорили педагоги университета дипломированным логопедам. Это Татьяну Николаевну и радовало, и не радовало. Теперь и сама отмечает тенденцию увеличения числа детей с речевыми нарушениями, помочь которым может логопед — достаточно распространенная профессия в современном обществе.

Когда в 2008 году в деревне Березицко закрылась школа, из поступивших многочисленных предложений о трудоустройстве моя собеседница выбрала детский сад «Солнышко» районного центра, где работает и сейчас. Она вспоминает, какие это были нелегкие времена: приходилось некоторое время совмещать работу в детсаду и в социальном приюте для детей и подростков в деревне Федорково.

«Конечно, туда попадают разные дети, с непростыми судьбами, характерами, и каждого надо было понять, — уверена педагог. — И вот если общий язык найден, и подросток сам понимает, что намерения взрослых самые искренние, то получается хороший результат. В общем, работа там чем-то меня «зацепила», а со многими воспитанниками и до сих пор поддерживаем добрые отношения».

Главное — сотрудничество

Возможно, некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего в детском саду нужен такой специалист, который работает со всеми видами нарушений речи у детей дошкольного возраста, учитывая особенности психики ребенка, тяжесть речевого дефекта, подбирает программу коррекции речи.

Татьяна Николаевна уверена, что детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Ведь она — не только средство общения, но и важнейший показатель интеллектуального и психического развития. Учитель — логопед, который работает с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни. Специалист не только исправит речь, избавит от ошибок чтения и письма, но и поселит в душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в будущем успешно осваивать школьную программу, а во взрослой жизни добиться успеха, найти интересную работу.

«Посещать ребенку детский сад или воспитываться в домашних условиях, учитывая все плюсы и минусы, решают родители, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Однако именно в детсадовском коллективе, среди сверстников они учатся общению, воспитываются и образовываются. Здесь же специалист-логопед заметит те дефекты в речи воспитанника, которые очень часто не всегда могут услышать взрослые или не обратить на это серьезного внимания. Занятия с логопедом являются прекрасной подготовкой перед школой, поскольку правильная речь — одно из основных условий успешного обучения.

Всех воспитанников в возрасте четырех лет, посещающих детсад, обязательно проверяют специалисты, о результатах информируем родителей, консультируем и даем рекомендации о необходимых приемах и упражнениях для домашних занятий. У нас есть речевая группа, занятия с детьми проводим коллективные и индивидуальные. Каждое из них представляет целый комплекс игр и упражнений с использованием игрушек, картинок, разнообразного дидактического материала».

В кабинете логопеда уютно, светло и солнечно. На стеллажах ровными рядами стоят яркие детские книжки и специальная литература. «Когда пришла сюда работать, все начинала с нуля: было только помещение — и никакого методического материала, — вспоминает логопед. — Затем постепенно приобреталось все необходимое для обучающего процесса, много помогали родители. Сейчас неплохим подспорьем стал ресурс сети Интернет: несмотря на то, что получила образование логопеда, стараюсь постоянно самообразовываться, применять новые технологии, приемы и способы. Однако, с позиций своего опыта и практики, часто не соглашаюсь с тем, что пишут в «мировой паутине», а для себя подмечаю — здесь совет неправильный, непрофессиональный, порой неграмотный».

В своей работе Татьяна Николаевна считает немаловажными заинтересованность и сотрудничество родителей, адекватное и спокойное восприятие любой ситуации и диагноза. Специалисту важно знать, что в своем решении помочь ребенку она не одинока: формирование правильного речевого развития — сложный процесс, в котором родители играют не менее важную роль.

«К сожалению, многие думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, — говорит она. — Но это не так: если в 3 года в силу возрастных особенностей допустимо непроизношение некоторых звуков, то в пять — уже нет. Ведь чем старше он становится, тем сложнее устранить эти недостатки, а чем раньше начнётся коррекционная помощь, тем она эффективнее. Занятия с логопедом являются и прекрасной подготовкой перед школой, поскольку правильная, красивая речь — одно из основных условий успешного обучения.

Радуюсь за своих воспитанников, когда у них всё получается, когда усердие и труд дают положительный результат. Наверное, это и есть тот самый «плюс» в моей работе. Приятно слушать на утренниках, на каких-то мероприятиях, как твой ученик читает стихи и правильно произносит звуки. Конечно, бывает, и такое, что на занятиях он усерден, а вне кабинета звуки, над которыми совместно работали, звучат неправильно. Огорчаюсь, но сама для себя делаю выводы: как надо дальше работать и что предпринять».

Успехи малышей — её заслуга и награда, а успехи педагога в профессиональной деятельности и многолетний добросовестный труд в системе образования недавно отмечены Почетной грамотой Министерства образования Новгородской области.

Помимо работы логопеда по мере производственной необходимости Татьяна Николаевна заменяет воспитателей в группах. Собеседница уверена, что в общении с детьми, даже детсадовского возраста, надо быть психологом, знать их интересы, чувствовать настроение. «За ними очень интересно наблюдать, ведь они все такие разные и не перестают удивлять, — делится впечатлениями собеседница. — У одного столько кипучей энергии, что он не может усидеть на месте, а другой с удовольствием, очень долго, спокойно и самостоятельно играет с игрушками. Мы в детстве любили книжки про Незнайку и Буратино, а они играют в компьютерные игры и с удовольствием рассказывают о героях современных мультфильмов. Все это должен знать и воспитатель, чтобы быть с детьми «на одной волне».

Наверное, потому что долгое время работала учителем начальных классов, нравится работать в подготовительной группе. Это самые старшие воспитанники в детсаду, готовые идти в школу и в большинстве своем мечтающие поскорее стать учениками. Но все равно они дети. Поэтому для каждого непоседы надо найти доброе слово и выбрать такую голосовую интонацию, чтобы тебя услышали и поняли».

Для отдыха и души

Работая с детьми, невозможно не отдавать им частичку своего сердца и тепла, душевных сил и энергии. А где же восстанавливаться и получать эмоциональный заряд на следующий день? Для Татьяны Николаевны отдых — это велосипедная прогулка, где соединяется здоровый образ жизни и созерцание живописной природы. После трудового дня в районном центре, вернувшись домой в Березицко, она справится с домашними заботами и хлопотами. Вместе с мужем на личном подворье содержат немаленькое хозяйство: кролики, куры, козы. Наверное, без этого и невозможно жить в сельской местности, но собеседница признается: «Мне легче хозяйство завести, но труднее вывести. Когда были сложные времена, надо было как-то выживать и справляться с материальными трудностями, завели хозяйство, а теперь жалко расставаться».

Но зато вечером, когда все дела переделаны, она садится на велосипед, берет с собой любимую собаку Сэма и отправляется на прогулку: три километра туда и обратно по проселочной или лесной дорогам. «Физкультура, прекрасная погода, природа, а скоро лес раскрасится в осенние краски, что может быть лучше для отдыха и настроения», — уверена Татьяна Дмитриева.

Светлана НИКОЛАЕВА
Фото автора

Оцените материал:
количество голосов: 1
1.00 out of 5 based on 1 vote

Решите задачу: Проверчный код обновить