Мы в соцсетях:
Календарь
Мы в соцсетях
Опрос

Строительство № 75 НКПС

16 : 56    |    07.06.2019

Сразу же хочется уточнить: нигде и никогда не было официальной информации об этой дороге. Даже на советских топографических картах дорога не всегда отмечена.

«Семьдесятпятка» — так называют её охотники, рыболовы и путешественники-энтузиасты. Полное название: «Железная дорога Веймарн — Чудово — Будогощь — Тихвин». Все мы видим её, выезжая из города в Санкт-Петербург. «Быки» на Волхове, перед поворотом у Тушинской свалки просека — тоже она. Не стоит верить информации на сайте УЖД Северо-Запада Ленинградской обл., который утверждает, что участок Чудово — Будогощь до войны не успели ввести в эксплуатацию.

Летом 2015 года в беседе с нами житель д. Тушино Б.П. Стариков рассказал, что в 41-м жители Тушина-Острова (и его тёща в том числе) успели эвакуироваться именно по этой дороге. Позже по ней пытались отступать наши войска, но не успели. Не стоит верить и тому, что это «узкоколейка». Дорога строилась широкой колеи, имела соединение с другими ширококолейными дорогами. Это уже потом немцы перешили её под свою колею 1435 мм. То, что ж/д Веймарн — Тихвин — рокада на случай войны с Финляндией, — очень спорный вопрос, так как пик строительства пришёлся на 40–41 гг., когда Суоми уже капитулировала.

Железная дорога Будогощь — Чудово — Веймарн начала строиться в 1936 году. Строили её в условиях повышенной секретности, в обход населённых пунктов. Станции не были привязаны к деревням и часто носили отвлечённые названия. Такая трасса позволяла не только сохранить стройку в секрете, но и усложнить наблюдение предполагаемыми шпионами за перевозками по ней. С секретностью удалось преуспеть. Немцы узнали о дороге, только когда фронт к ней приблизился вплотную.

Восточную часть дороги, прилегающую к ст. Будогощь, начали строить в 1936–37 гг. Западную, прилегающую к ст. Веймарн, чуть позже — в 1938 г. Строительство прервала начавшаяся Великая Отечественная война.

На всем протяжении дороги (216 км) к июню 1941 г. были построены земляная насыпь и все мостовые сооружения. Пути были точно уложены на участках Будогощь — Чудово, д. Конечки — ст. Дивенская и с западной стороны, примыкающей к станции Веймарн. На этих участках, по утверждениям местных жителей, в июне 1941 г. ходили рабочие поезда. В остальных местах рельсы, скорее всего, тоже успели уложить, т.к. практически везде попадаются железнодорожные костыли.

На картах 1942 и 1945 гг. на этой дороге показано 18 станций и разъездов, не считая станции Будогощь. Когда началась война, железную дорогу при отступлении разбирали либо разрушали. На участке Чудово — Будогощь работали эвакуационные составы, потом и этот участок разобрали.

В районе р. Волхов шли сильные бои (насыпь изрыта окопами и воронками). Все мосты были взорваны либо нашими войсками при отступлении, либо позже партизанами. Некоторые участки дороги разобрать не успели, или они были восстановлены немцами, т.к. есть косвенные сведения, что дорога использовалась немецкими войсками для подвоза боеприпасов.

После войны дорогу восстанавливать не стали: пропускной способности линии Тосно — Гатчина — Веймарн хватало. Оставшиеся рельсы использовали для восстановления других железных дорог либо на иные нужды. Часть насыпи была использована для балластировки пути при ремонте некоторых участков Октябрьской железной дороги, а также для других строительных работ.

На многих участках (например, д. Конечки — р. Оредеж и д. Реполка — р. Ухта) по земляному полотну бывшей железной дороги были проложены узкоколейки для вывоза леса. Впоследствии почти все они были разобраны. Сохранилась только действующая узкоколейка на участке д. Реполка — пост 46 км. В настоящее время почти на всем протяжении бывшей ж/д Будогощь — Чудово — Веймарн хорошо сохранилась насыпь, по которой проложены дороги различного качества (от асфальтовых шоссе до еле заметных тропинок). На пересечении со всеми крупными и некоторыми малыми водными преградами сохранились устои мостов (целые либо разрушенные). В руслах рек Оредеж и Хревица лежат остатки металлических ферм бывших здесь мостов. Через некоторые ручьи и маленькие речки полностью сохранились небольшие железобетонные мостики с облицованными гранитом устоями. У станции Дивенская сохранился уникальный мостик-труба с параболическим сводом.

Никаких других инженерно-технических сооружений, связанных с железной дорогой (остатков платформ, станционных строений, семафоров и т.п.), не сохранилось. Места бывших станций и разъездов на местности прослеживаются с трудом либо не прослеживаются вовсе. На участках, по которым проложены грунтовые дороги, везде попадаются железнодорожные костыли, заклёпки и болты, что свидетельствует о том, что пути, по-видимому, были уложены на всем протяжении дороги.

Таинственная дорога привлекает путешественников. Каждый год они прибывают в наш город разными путями, чаще всего по железной дороге. Добираются до быков на трассе или до насыпи у «Старого сада» и отправляются в путь. В Интернете есть много фотоотчётов об экспедициях. На канале Ютуб можно посмотреть видеоролики.

По материалам сайта http://vyritsa.ru

Сергей ИВАНОВ

Оцените материал:
количество голосов: 0
0.00 out of 5 based on 0 vote

Решите задачу: Проверчный код обновить