Мы в соцсетях:
Календарь
Мы в соцсетях
Опрос

Мир добрый и ласковый

15 : 52    |    01.12.2017

Создать его для детей с ограниченными возможностями здоровья — каждодневный подвиг многих людей.

Одна из них — санитарка Дома-интерната для умственно-отсталых детей имени Ушинского Прасковья Быстрова, которую вы видите на снимке со своими воспитанницами. Сейчас под опекой Прасковьи Анатольевны — девочки от десяти до двадцати четырёх лет. Подход здесь действительно нужен к каждому индивидуальный и найти его не так-то просто. Но Прасковья говорит, что «приспособилась за столько-то лет».

Этой работе Быстрова посвятила почти сорок три года жизни. Всё это время она для детей и нянечка, и воспитатель, и психолог, и мама. Занять их чем-то полезным, успокоить перед сном, уложить спать, каждому сказать доброе слово, погладить по головке, и не только — о грустном не будем. Девчушки её очень любят: всегда нарядную, ухоженную, с бусами на груди — пример для подражания. Здесь красоту уважают.

Воспитанницам позволительно называть няню просто Паней, а чаще Панечкой. Пусть, если им так нравится. «Красавица ты наша, любимая!», — с сияющими глазами подбегают к няне девчонки, когда та приходит на смену. Они не умеют скрывать эмоции и добрые чувства, не научились, да и незачем — в мире, где их окружают любовь, понимание и забота.

Это правильный мир. Именно таким он и должен быть, таким и был задуман Творцом... если бы только все были здоровы.

— Когда нужно везти наших ребят куда-нибудь на экскурсию, водители всегда рады, — говорит заместитель директора дома-интерната Наталья Васильева, — потому что знают, салон автобуса после поездки останется в идеальной чистоте. А на прощанье водителя искренне поблагодарят, ещё и конфетой или яблоком угостят. Да, наши пассажиры — самые законопослушные и благодарные. (Такая вот деталька).

Наталья Мартынова и Паша Иванов — большие друзья

И размышляли мы на эту тему. Неужели, для того, чтобы создать вокруг себя атмосферу незамутнённых комплексами и всякого рода условностями отношений, требуется замкнутое пространство? Хорошо, что детдомовские воспитанники не в состоянии понять, что наш большой мир, в котором многие из них по причине неполноценности здоровья постоянно жить не могут, но так стремятся к нему, на самом деле бывает очень жесток. Хорошо, что они этого не знают. Да где же им постичь, почему здоровые люди бывают такими невоспитанными, злыми, не ценят ни этот мир, ни щедро подаренное здоровье, если сами, ничем не обделённые, не могут ответить на этот простой вопрос. (Вот о чём стоит подумать).

Из большого начальства, кроме директора, Александра Николаевича Рыбки, которого и называть-то нет надобности — 37 лет бессменно работает руководителем, в доме-интернате есть ещё и его замы. Прикиньте, оба Васильевы. С одним из них, заместителем по воспитательной и реабилитационной работе Натальей Вениаминовной мы и начали разговор о жизни в учреждении.

— Государство, в последние годы особенно, старается максимально полно решать проблемы инвалидов. Принята и действует программа «Доступная среда», существуют специальные центры, которые помогают инвалидам найти работу, стимулируют к получению образования. Вот и праздник есть — День инвалидов.

Наталья ВАСИЛЬЕВА:

— Неправильно было бы называть его праздником. Цели, ради которых он был провозглашён — полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества.

Наталья Васильева  с малышкой-воспитанницей

Сегодня в доме-интернате 65 умственно-отсталых детей, а в отделении для молодых инвалидов — 70 воспитанников старше 18 лет. Ребята активно участвуют в жизни общества, все получают основное общее образование. Комитет образования района делает всё для того, чтобы учёба для детей-инвалидов была доступной, комфортной. Учителя — мудрые, компетентные, настоящие профессионалы. Им ежедневно приходится решать очень сложные задачи. Например, как организовать процесс обучения для не говорящего ребёнка, для ребёнка, прикованного к постели тяжёлым заболеванием.

Виктория ФАУСТОВА, завуч Шимской школы:

— Мы обучаем детей с особыми образовательными потребностями элементарным основам школьных знаний. 12 человек привозят в школу, а остальных учителя обучают в специально оборудованных классах детского дома. Занимаются по индивидуальным программам. Есть положительная динамика у очень тяжёлых детей, и есть хорошие результаты у тех, кто ходит в школу.

Дети с глубокой умственной отсталостью, обучаясь по индивидуальным образовательным программам, осваивают гигиенические, элементарные бытовые и простейшие трудовые навыки. Есть случаи, когда ребёнок совершено не говорил, даже не мычал, но после занятий с учителями стал произносить слова.

Наталья ВАСИЛЬЕВА:

— Наши ребята — постоянные посетители Шимского музея филиала, районной библиотеки, пожарной части, многих других учреждений. В этом году они участвовали в различных конкурсах и творческих фестивалях, побывали во многих городах России. Массу мероприятий провели для нас шимские волонтёры, работники культуры. А Надежда Узеирова, учитель физкультуры, тратит и личное время, с любовью и добротой обучая детей танцам.

Надежда УЗЕИРОВА:

— Вы знаете, я получаю от этих замечательных ребят намного больше, чем отдаю им. Они удивительные! Мы выучили всего два танца, но как быстро одолели, танец — за три репетиции. В первый раз я не сдержалась, расплакалась — сколько в них силы, желания научиться чему-то, тяги к творчеству, к красоте. Какие они благодарные ученики!

Костя Соловьёв впервые увидел паровоз на станции Дно. И вот вам — бумажный

Наталья ВАСИЛЬЕВА:

— Воспитатели детского дома дают ребятам основы многих профессий: швейное и гончарное дело, камнеобработка, пользователь ПК, дворник, пекарь, парикмахер, столяр... Очень многое делается для того, чтобы наши воспитанники в будущем смогли жить самостоятельно. Ещё несколько лет назад об этом даже речи не было... Конечно, это произойдёт не завтра. Но цель поставлена, и мы к ней идём. Трое наших ребят получают профессиональное образование в Мультицентре социальной и трудовой интеграции Ленинградской области по специальности «Уборщик служебных помещений». Ещё двое ребят поедут туда в январе получать профессию мастера изготовления керамических изделий. После успешной сдачи экзаменов они получат свидетельства о профессиональном образовании. Вот и наша звёздочка Нина Васильева тоже туда собирается.

Нина ВАСИЛЬЕВА:

— Я многому здесь научилась: пою, танцую, читаю стихи, пользуюсь свободно компьютером, могу вязать, делать разные вещи из разных материалов. Я на самом деле очень люблю своих подруг, воспитателей, нянечек, всех наших друзей, а их у нас много. О! Очень много хороших людей! Мы случайно узнали, что у Саши Малышкова был день рождения. Я поискала в Интернете — чтобы такое подарить молодому человеку? Нашла. Сделала красивую объёмную кружку — он не ожидал... Мы тут все Сашу очень любим.

Обеспечить комфортность проживания в детском доме помогают спонсоры, перечислять всех долго, а частных лиц и невозможно. А ещё — в детском доме сейчас в самом разгаре ремонт отделений для проживания воспитанников, который проводится на средства резервного фонда Президента страны. И это — светлые стороны жизни. Но никуда не делась и тёмная, она неизбывна — болезнь. О боли и её преодолении мы поговорили с фельдшером Еленой Ивановной Агаповой, которая готова в любое время дня и ночи прийти на помощь больному ребёнку. Она знает историю болезни каждого, ведь скоро пятнадцать лет, как она здесь работает.

Елена АГАПОВА:

— В этом году человек девять поступило новеньких. Это немного. Сейчас ведь все усилия прилагаются к тому, чтобы ребёнок рос и воспитывался в семье. Что касается причин тяжёлых врождённых заболеваний, то основные: алкоголизм родителей, их пристрастие к курению, наркотикам. Но есть и много других, по которым возможны отклонения во внутриутробном развитии ребёнка. Никто не застрахован от несчастья родить больного малыша, которому на протяжении всей последующей жизни потребуется круглосуточный уход. Врачи советуют мамам оставить ребёнка. Но случается иногда, что родители через какое-то время забирают его домой. Вот в конце этого года наш 14‑летний подросток возвращается в семью.

Елена Агапова с довольным пациентом

Необходимое оборудование, инвалидные коляски, ортопедическая обувь, всё у нас есть. Наука не стоит на месте, стали выпускать специальные подъёмники для инвалидов и уже появились спонсоры, готовые нам их приобрести... Самое трудное — много не говорящих детей, тяжёлых, тут порой интуитивно распознаёшь, что у кого болит...

Здешние воспитанники и в юношеском возрасте — большие дети. Заведующая отделением для молодых инвалидов, воспитатель Наталья Викторовна Мартынова может рассказать просто массу интересных историй о своих подопечных, о сплочённом коллективе воспитателей, о специфике и особенностях работы. Она здесь трудится уже семнадцать лет, и какие-то секреты мастерства есть, наверное. Хотя...

Наталья МАРТЫНОВА:

— Какие секреты? Любить их надо, хвалить почаще и всем коллективом «дуть в одну дуду». Тогда всё получится. Ты же знал, куда шёл на работу, без души, без любви к людям здесь делать нечего. Как-то само собой это всё приходит, и ты радуешься их беззаветной любви, преданности — они очень благодарные ребята. Лежала я как-то в больнице. Звонит один мальчик, Ваня, рыдает: «Как же так случилось, мы волнуемся за вас, поправляйтесь скорее». Он так искренне плакал и жалел, что я и сама расплакалась... Наши ребята — чистые душеньки... Вот взять хоть Пашу Иванова. Он — наша «палочка-выручалочка», и столько всего умеет...

В отделении живут очень хорошей жизнью ребята от 18 до 27 лет. Они сидят за мониторами компьютеров, делают своими руками такие красивые вещи, что не у каждого получится...

Не рассказали мы вам и половины того, что хотелось бы. В виде зарисовок о Паше, о Косте Соловьёве, о Мише Тарасове, Нине Васильевой и других удивительных ребятах. Потом доскажем. А на сегодня закончим словами беззаветно преданного своему делу директора учреждения, у которого я спросила, каким он хотел бы видеть дом-интернат в будущем?

Александр РЫБКА:

— Современные условия, максимально приближённые к домашним, тепло и любовь, красота и чистота вокруг. Но... хочется большего: чтобы люди рождались и росли здоровыми, чтобы каждый ребёнок воспитывался в семье, а таких домов было как можно меньше или не осталось вовсе.

Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
Фото автора

Оцените материал:
количество голосов: 0
0.00 out of 5 based on 0 vote

Решите задачу: Проверчный код обновить