Мы в соцсетях:
Календарь
Мы в соцсетях
Опрос

Памяти отца Адриана

13 : 24    |    23.04.2018

Имя отца Адриана, прослужившего в Волотовском крае в общей сложности около 40 лет, известно не только прихожанам Дерглецкого храма. Всем жителям района, верующим и неверующим, оно знакомо очень хорошо. Сколько детей он крестил, сколько усопших проводил в последний путь! А скольким людям батюшка помог — и словом, и делом, и молитвою! Сегодня об отце Адриане, о его жизненном пути и человеческих качествах для всех, кто знал батюшку, нам рассказывает священник Сергий Булин.

«Год назад, 4 мая 2017 года в городе Старая Русса, в возрасте 78 лет преставился ко Господу один из старейших священников Новгородской епархии, многолетний молитвенник и пастырь Волотовского края, настоятель Тихвинского храма села Дерглец, митрофорный протоиерей Адриан Лупашку. Батюшка ушёл неожиданно. С огромным трудом из-за телесной немощи, но с бодрым духом он отслужил в ночь на 16 апреля Пасхальную литургию. Назначил следующую службу. Через два дня, в Светлый Вторник, простудившись, лёг в больницу, откуда уже не вернулся. Служба на Пасху оказалась последней для батюшки...

Будущий пастырь родился 26 августа 1938 года в селе Извоаре Фалештского района Молдавии, в семье псаломщика (позднее — священника) Григория Дмитриевича Лупашку. Адриан был верующим с детских лет. Выбор будущего дела жизни его не затруднял: стать священником, как отец. Начав обучение в начальной сельской школе, он продолжил учиться дальше. Окончил 9 классов средней школы города Оргеев. Завершив светское образование, в 1956 году Адриан поступает учиться в Одесскую духовную семинарию. После окончания двух курсов он был призван на воинскую службу, которую проходил на Северном Флоте в городе Североморске.

В 1962-м, возвратясь домой после четырёх лет суровых флотских будней, Адриан восстанавливается в той же Одесской семинарии, чтобы продолжить обучение. Получив в 1963 году диплом, он принял решение потрудиться на гражданской работе, т.к. согласно строгим церковным канонам, не хотел становиться священником раньше 30 лет. Трудился будущий батюшка обычным рабочим на нескольких заводах — в Молдавии и на Одесском судоремонтном. Как сам он рассказывал, труд этот был не из лёгких. Проработав два года, Адриан решает учиться дальше. И в 1965 году поступает в Ленинградскую духовную академию. Уже тогда среди студентов Адриан выделялся серьёзным подходом к учёбе, кротким поведением и скромностью в повседневной жизни. Помогал тем своим товарищам, кому было трудно учиться. На последнем году учёбы Адриан принял священный сан. Рукополагал его митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). Во диакона — 16 марта 1969 года в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда. А во священника — 27 апреля в храме Рождества Богородицы г. Новая Ладога.

Отец Адриан стал священником в так называемом целибатном состоянии, т.е. будучи неженатым. Не женился потому, что с молодых лет имел склонность к монашескому образу жизни, хотя по скромности о том не распространялся. В том же 1969 году молодой батюшка окончил обучение в Духовной академии, получив учёную степень кандидата богословских наук. По окончании служебной практики Владыка Никодим направил Адриана на труды. Воскресенский храм села Важины Подпорожского района Ленинградской области, на границе с Карелией, летом 1969 года стал первым приходом отца Адриана. Перенесение суровой зимы 1970-го года в северном климате оказалось для него тяжелейшим испытанием, и батюшка попросился в Молдавию. В Троицком храме села Христичи Сорокского района отец Адриан прослужил два года. После чего попросил митрополита Никодима принять его обратно на сельский приход.

Добрый владыка Никодим с любовью принял отца Адриана. И в 1972 году назначил его в освободившийся Троицкий храм села Перетно Окуловского района. На новом приходе батюшка прослужил два с половиной года, почти как в Молдавии. Митрополит Никодим вывел за штат по состоянию здоровья протоиерея Михаила Глебова, долгие годы служившего в Тихвинском храме села Дерглец Волотовского района. А на место отца Михаила в ноябре 1974 года назначил отца Адриана.

Новый приход пришёлся ему по душе. Со старостой Анастасией Прокофьевой, давно посвятившей себя служению Церкви, у батюшки сложились добрые отношения. Иногда в служении помогал и заштатный протоиерей Михаил, доживавший свой век здесь же, в Дерглеце.

Через два с небольшим года владыка Никодим 5 января 1977 года перевёл отца Адриана поближе к Новгороду, в храм святителя Василия Великого села Васильевское Новгородского района. На этом приходе батюшка прослужил четыре года. На месте отца Адриана настоятелем в Дерглеце служил иеромонах Иона (Царёв). Прошло года три — отец Иона пожелал перебраться на служение поближе к Новгороду и просил отца Адриана обменяться приходами. Кроткий батюшка согласился. 6 мая 1981 года митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников) назначил о. Адриана вторично на Дерглецкий приход. С этого дня батюшка прослужил здесь ровно 36 лет, до своего преставления. Прибыв вновь в Дерглец, отец Адриан поселился в доме старосты Анастасии Прокофьевой, к тому времени уже вышедшей на пенсию. Во многом, в том числе и в отношениях духовных, настоятель и староста были единомысленны. Позднее батюшка приобрел для жительства старенький дом, в котором и прожил до конца своей жизни.

Отец Адриан был последовательно награждён всеми богослужебными наградами, вплоть до высшей. Кроме того, в 2004 году он награждался орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. В 2013 году Святейший Патриарх Кирилл, по представлению митрополита Новгородского и Старорусского Льва, наградил батюшку высшей для священника наградой — правом ношения митры. Об этом награждении на приходе мало кто знал — отец Адриан не только ни разу не надевал этой награды, но по своей скромности даже получить её отказался. «Святейший Патриарх Кирилл удостоил отца Адриана права ношения митры, которую мы сегодня одели, — рассказал у батюшкиного гроба владыка Лев, — когда я приехал в Дерглец, чтобы послужить и вручить ему Патриаршую награду, то увидел замок на его двери. Настолько этот человек был далёк от всего земного».

А теперь — немного о личности батюшки Адриана, о его пастырских качествах, добродетелях и духовных дарованиях. Идеалу священника в глазах сельских прихожан батюшка соответствовал полностью. Уже через несколько лет после принятия священного сана церковное начальство давало ему такую характеристику: «Тихий, скромный, со склонностью к монашеской жизни, на приходе зарекомендовал себя с самой хорошей стороны, к службе относится добросовестно, прихожанами уважаем и любим». К своему пастырскому служению батюшка относился очень серьёзно — в служении был весь смысл его жизни. Владыка Лев даже назвал его «пастырем до последнего дыхания». Некоторым людям отец Адриан говорил о том, что и умереть он желал бы в алтаре.

С молодых лет батюшка старался идти по жизни тесным христианским путём — побеждать в себе страсти и приобретать добродетели. Он терпеливо и тщательно трудился над собой ещё в семинарские годы, а, возможно, и с более раннего времени. Добродетели, заботливо взращенные отцом Адрианом в течение многих лет, привлекли к нему обильную благодать Божию в виде духовных дарований. Эту благодать чувствовали многие верующие, обращавшиеся к батюшке за помощью.

Главной добродетелью батюшки было подлинное христианское смирение. Именно на фундаменте смирения отец Адриан построил остальное. Ему, белому священнику, хотя и несемейному, но всё же живущему на приходе среди мирян, оказалось возможным приобрести эту, как принято говорить, монашескую добродетель. Он по-настоящему смирялся и перед Божьим Промыслом, и перед людьми. В ответ на смирение и готовность доброго сердца Бог даровал Свою благодать батюшке щедрой рукой. Имея академическое образование и учёную степень кандидата богословских наук, батюшка старался не распространяться об этом. «Написал когда-то там работу, давно это было», — улыбаясь, отвечал он на прямой вопрос.

Несение отцом Адрианом тяжелого физического недуга в течение более 20 лет свидетельствует о достижении им очень высокой степени терпения, терпения сознательного и добровольного. Дело ещё и в том, что болезнь возможно было излечить путём операционного вмешательства. Но батюшка не стал этого делать. По поводу своей болезни он говорил, что терпит её для Христа. Много ли таких людей сейчас можно найти? Ежедневные боли при обострениях недуга батюшка старался терпеть благодушно. Только во время богослужений время от времени присаживался на специально сделанное сиденье, а иногда и ложился в алтаре прямо на пол, пока боль не отступала.

Кротость отца Адриана люди замечали ещё с его молодых лет. Она для него была, как казалось, естественной. Гневного и разозлённого батюшку трудно было себе и представить: он очень редко напускал на себя вид, будто сердится. Не любил батюшка и осуждать. При беседах старался уходить от осуждения других людей, переводя разговор на неожиданные, интересные для собеседника темы.

Очень любил отец Адриан молиться и за богослужением в храме, и дома, и вне дома. Перед Богом и святыми держал себя очень просто и непосредственно, иногда совсем по-детски, но с большой и безусловной верой. Батюшка не говорил длинных красивых проповедей. Его слова с амвона были простыми. Но силу молитв отца Адриана хорошо знали те, кто обращался за ними. Батюшка вымаливал многих людей от недугов и из опасных жизненных ситуаций, скромно умалчивая при этом о своих молитвенных трудах. Батюшка очень любил людей, молился за каждого человека, которого сам знал. И по этой любви в помощи, как молитвенной, так и материальной, не отказывал никому. Последнее часто совершал прикровенно — платил за оказанные услуги больше, чем было принято. Иногда — значительно больше. Некоторые люди пользовались этим, но он внимания не обращал. Проявления духовных дарований батюшка, согласно евангельской заповеди, старался прикрывать. Он немного «юродствовал» — старался носить убогую и залатанную одежду, иногда мог странно себя вести, малопонятно говорить. Всё это делалось с той целью, чтобы люди его не хвалили и не почитали. Так и скажут: « Батюшка и странный, и убогий, и ещё какой-нибудь». На самом деле отец Адриан был человеком высококультурным и образованным, разбирался во многих областях знаний — стоило только послушать его, когда он не «юродствовал».

Отец Адриан за время своего служения у престола Божия проявил себя человеком неотмирным, совершенно не заботившемся о славе, богатстве, жизненном комфорте и прочих «благах мира сего». Со стороны он выглядел самым простым и незаметным. Однако, хорошо знавшие батюшку ясно осознавали недосягаемый для обычных людей уровень многих его добродетелей. Добродетелей, дорогой ценой возросших на скромном деревенском приходе за долгую, полную многих скорбей жизнь. По мнению многих здешних прихожан, на молитвах таких отцов, как батюшка Адриан, и держится наш мир. Пусть же для всех нас «в вечной памяти будет праведник» (Пс.111:6)!»

Записала
Екатерина МАЛОВА

Оцените материал:
количество голосов: 1
5.00 out of 5 based on 1 vote

Решите задачу: Проверчный код обновить