Мы в соцсетях:
Календарь
Мы в соцсетях
Опрос

Радоваться жизни

15 : 32    |    12.03.2018

и быть человечным — это главное, считает директор школы п. Парфино Лидия Ивановна Родионова.

Улыбка на её лице отражает доброжелательность, мягкий голос говорит о спокойном характере. Мне кажется, она не бывает сердитой и раздражённой, не повышает голос и радуется каждому новому дню, улыбкам и смеху идущих в школу учеников, берёзам, шумящим на ветру возле её порога, хорошему настроению коллег — всему, для кого-то незаметному и незначимому, многообразию жизни. Шестой год Лидия Ивановна руководит самым большим в районе школьным коллективом, всего же за её плечами 34 года работы. А начиналось всё, как и у многих коллег, с педагогического училища, а вернее с детства.

За профессией — в Боровичи

Она родилась на Украине, в Ивано-Франковской области. Окончив в родной деревне восьмилетку, решила воплотить свою детскую мечту — стать учителем. Аттестат с отличием давал право поступить без экзаменов, но было придумано другое испытание — проверка музыкального слуха. Ей трудно было повторить ноты, да она их и не знала — на уроках музыки только пели. Цена вопроса была — 1 тысяча рублей. Мама предложила занять, но Лида решительно отказалась: зачем, она хорошо учится, к тому же их у родителей четверо дочерей. Приходили, агитировали обучаться на какую-то фабрику, где будут хорошие заработки, но отец поставил точку над всеми попытками: получишь среднее образование, тогда и выбирай. И она пошла в 9‑й класс, а это уже за 7 километров от родной деревни — через поля в любую погоду.

Первый неудачный опыт поступления в училище не убил желания, наоборот, прибавил стремления — она обязательно станет учителем. В те годы Ивано-Франковская и Новгородская область были побратимы, и многие молодые люди учились в учебных заведениях Новгородчины, девчонки из деревни — в Боровичском педагогическом училище. И она решила пойти по их пути.

«В плане профессиональной подготовки Боровичское педучилище — одно из сильных учебных заведений не только Новгородской области, — считает Лидия Ивановна. — Оно не меньше даёт, чем институт. Замечательные педагоги, хорошая практика. Мы уезжали оттуда с чемоданами книг, справочных материалов, на каждый урок были конспекты, по каждому предмету — планирование, наглядные пособия. Поэтому страха начинать не ощущали — нас хорошо подготовили к работе в школе».

Когда мы были молодыми...

После училища кто-то из землячек извернулся и уехал домой, а она посчитала, что будет нечестно, если не отработает положенные три года, ведь здесь получила так желанную профессию. По распределению шла в числе первых и могла выбирать. Области не знала, и для неё было, что Пестовский район, что Парфинский. Однокурсница, родом из Полы, рассказала, что в д. Городок — восьмилетняя школа, оттуда ребята приезжали к ним на соревнования. Так и решилась её судьба. «Вместе со мной в школу приехали математик, учитель русского и иностранного языка. Нас встретили в ДК в Парфине. Потом, говорят, едьте в Городок, но автобуса уже не будет. А мы — с чемоданами. Идите, на большую дорогу — к танку, поедет автобус с лесовиками, руку поднимите — и вас довезут до Городка. Спрашиваем: в какую хоть сторону ехать? Вот так первый раз и добрались».

Встретили молодых специалистов хорошо, предоставили жильё. Теперь их по праву стали называть по имени отчеству. У Лидии Ивановны в трёх начальных классах 15 учеников. Она — учитель! Мечта сбылась! Ей интересно наблюдать, как учатся дети, и осознавать, что это её заслуга — не в тягость учительские будни. А после уроков она вместе с ребятами — на лыжах по реке или в лес на прогулку. Год-второй — и привыкла, всё стало близким, дорогим. Как бросить, уехать? Поначалу родным обещала вернуться, а когда появилась семья, они и сами поняли, что у Лиды теперь здесь дом.

В 1991 году молодой учительнице предложили стать директором Городокской школы. «Сложилась такая ситуация, что когда я вышла из декретного отпуска, моё место было занято. Альтернативой директорской должности была продлёнка в школе д. Сергеево. Вот тогда мне стало боязно — проработала-то всего ничего. Поддержал Федотов Анатолий Петрович: «Что переживаешь, берись, поможем. Ты здесь вышла замуж — тебе здесь и работать». Не прост был мой первый опыт руководителя, и тем он ценен. В школе тогда насчитывалось где-то 60 учеников. Специфика и сложность состояла в том, что в Городке жили единицы учителей, основная часть — приезжали. В те годы работали у нас и сегодняшние мои коллеги Галина Валентиновна Галахова, Надежда Михайловна Ефимова, Лилия Петровна Александровская, а также Анна Алексеевна Подосокорская, Борис Алексеевич Степанов, Нина Васильевна Васина, Туркина Ида Алексеевна и другие. Им зачастую приходилось добираться на попутках, а то и пешком. Но не было такого, что какой-то предмет не велся в школе из-за отсутствия кадров — всегда находили, просили, уговаривали. Несмотря на нестабильность коллектива, жили дружно — мы были молодые. С теплотой вспоминаем то время».

Начать с нуля

Случилось так, что Городокская школа сгорела. Тогда за плечами Лидии Ивановны Родионовой был уже Новгородский педагогический институт, два года очно-заочного обучения на психолога в Санкт-Петербургском университете имени Герцена (позже вместе с коллегами она получала ещё и управленческое образование). Поэтому её назначение директором Парфинского районного психологического центра вряд ли могло вызвать удивление. По сути дела она стояла у истоков его создания. Самым сложным было не то, что приходилось самой многому учиться, постигать, а доказывать, что это необходимо детям, родителям, людям. И она доказала, создав в районе хорошую психологическую службу. «Начинали с нуля. Тогда вместе с Татьяной Николаевной Лунёвой, Зоей Анатольевной Терентьевой нарабатывали нормативную базу, выискивали и приобретали диагностическую литературу, которой и сейчас пользуются в работе с детьми. Сами учились и учили других, много обсуждали, спорили. По крупицам создавалась материальная база. Было сложно, но интересно. А когда увидели результаты своей работы, что реально помогаем людям в жизни, появилось и чувство удовлетворения. С годами пришёл опыт, мы стали проводить на базе нашего центра областные семинары. Но начался процесс оптимизации, и служба должна была стать филиалом Старорусского психологического центра. Было очень обидно: столько сил, трудов вложено в её создание, развитие, и самое главное, она нужна обществу в наше непростое время. У меня с ней связан большой отрезок жизни — семнадцать лет».

С любовью и грустью говорит Лидия Ивановна о том времени. И сегодня ей не стыдно за ту свою работу, и награды тех лет за труд подтверждают это — Грамота Министерства образования, науки РФ, Почётные грамоты комитета образования, науки и молодёжной политики Новгородской области, администрации Парфинского района и другие.

Понимать других...

В 2012 году Лидии Ивановне опять предстояло сделать выбор. Предложенная ей должность директора базовой школы района была не только ступенькой профессионального роста, это — огромная ответственность и нагрузка. На раздумье дали ночь. Принимая решение, она думала не сколько о себе, а о том, что не может подвести людей, поверивших в неё.

Тосковать по прежней работе было некогда. Сразу окунулась в многообразную жизнь школы. Признаётся, что очень помогает здесь предыдущий опыт работы с детьми, родителями, коллегами, а психологическое образование — и в своей жизни: когда пропускаешь чужие проблемы через себя, на многие вещи начинаешь смотреть по-другому. А пропускать через себя приходится ежедневно. Ведь в душе живёт сострадание, а за годы работы в психологическом центре у Лидии Ивановны выработалось ещё и стойкая необходимость помогать людям. «Всегда говорю — в любое время, чем могу, помогу. Другой раз человека достаточно просто выслушать, поддержать, посоветовать». И как в подтверждение сказанному, во время нашей беседы одна из работниц пришла благодарить директора за реальную помощь.

Общение и работа с людьми — это ежедневная и неотъемлемая составляющая в жизни директора. Как руководитель школы, она отвечает за всё, и поэтому каждое утро всё должна обвести хозяйским глазом, а ещё вникнуть в учебный процесс, воспитательный, узнать, как обстоят дела в столовой, разработать нормативные документы, уследить за всеми изменениями в законодательстве, проверить выполнение ремонтных работ, посетить уроки, побывать на школьном мероприятии, принять участие в совещании — невозможно перечислить все дела директора. «Одной просто нереально со всем справиться. Есть те, на кого я опираюсь в своей работе: заместитель по учебной работе Ирина Владимировна Абрамович, воспитательной — Наталья Петровна Фомина, начальник материально-технической службы, секретарь Наталья Владимировна Михеева, а также бухгалтер Оксана Николаевна Захарова, заведующая школьной столовой Римма Николаевна Николаева — грамотные, опытные, ответственные, на них всегда могу положиться. Вообще, благодарна всему коллективу за понимание, желание поддержать, подсказать. Любую помощь всегда принимаю с благодарностью».

За минувшие пять лет школа стала для Лидии Ивановны вторым домом. Как и любая хозяйка, она хочет его преобразить, обустроить. Желаний много, и, задумав что-то, начинает размышлять, как это сделать: вступить в программу, изыскать собственные средства, привлечь спонсорские. Вставили новые окна в межлестничных пролётах — совсем вид другой; заменили, наконец-то, стеклянную стену в коридоре на первом этаже — как стало хорошо, и теперь ученики фотографируются на её фоне; преобразились клумбы — заслуга всего коллектива; отремонтировали актовый зал — теперь приятно зайти; в прошлом году заменили 31 оконный блок — здорово; появились новые занавески в фойе — красиво; нынче выделили средства на ремонт спортзала — это вообще замечательно. Теперь вместе с коллективом задумали и уже начали преображать коридоры второго этажа.

Конечно, не всё так радужно — проблем, переживаний хватает, и не всегда удаётся воплотить задуманное. Особенно огорчает, если проводимая работа не приносит результата. Но, как психолог, она знает, это не повод опускать руки — надо искать новые пути решения задачи. И как же пригодились здесь Лидии Ивановне три её профессиональных образования — учитель, психолог, менеджер. К ним надо добавить ещё и человеческие качества — ответственность, порядочность, доброжелательность, настойчивость, доброта и т. п. Что же главное, каким он должен быть руководитель? «В первую очередь — человечным. Понимать других, смотреть на них не сверху, а быть рядом», — считает Лидия Ивановна.

Здесь мой дом

Директорская ноша нелегка. Каждый день требует напряжённой умственной работы, душевных и моральных усилий. И если говорить современным техническим языком, подзарядка нужна хорошая. Что является источником энергии? «Каждый день в школе приносит какую-то радость. Вот вчера в 5–6 классах проходил смотр строя и песни. Как ребята маршировали, старались, сколько в их глазах искренности, непосредственности, желания хорошо выступить! Сам заряжаешься этой энергией, и усталость куда-то уходит. Радуешься достижениям педагогов, успехам ребят, просто улыбкам на лицах учеников, даже новому вставленному окну — их в школе осталось заменить 124, так что мне ещё долго радоваться», — смеётся Лидия Ивановна.

И всё же главным источником вдохновения являются внуки: старший Лёша ходит во 2‑й класс, занимается плаванием и дзю-до, и уже тренирует младшего Диму — ему 3 года, и он обожает свой детский сад. Они с нетерпением ждут бабушку в гости и всячески уговаривают остаться хоть ещё на ночку. Любовь внуков, общение с ними — счастье, дающее самую большую жизненную зарядку.

Семья создаёт надёжный тыл директору Родионовой. Родные относятся с пониманием, помогают, поддерживают. Муж привык к руководящей должности жены, дочь сама педагог и понимает, как это нелегко, свекровь помогает растить внуков. А на родной Украине по-прежнему каждое лето ждёт дочку мама. Она обязательно летом в отпуске уезжает туда. Но уже через две недели начинает скучать. «Мой дом здесь — это деревня Городок, Парфино, где живу и работаю, Великий Новгород, где дочь и внуки. Здесь прожито уже 34 года». И здесь в январе она собрала своих родных и близких на свой юбилей.

Вера НЕШУМОВА
Фото из семейного архива

Оцените материал:
количество голосов: 1
5.00 out of 5 based on 1 vote

Решите задачу: Проверчный код обновить