Воскресенье, 27 октября 2024

Редакция

Зима 1942‑го. Бои по Ловати и Поле

180‑я стрелковая дивизия полковника И. И. Миссана заслуживает, чтобы про неё рассказать подробнее. Я уверен, что эта дивизия для жителей Парфинского района самого разного возраста, и особенно посёлка Парфино, известна.

Дивизия формировалась на территории Эстонии на основе национальных вооруженных сил. Русскими были только командиры полков и комиссары. Оружие устаревшее, отличное от вооружения Красной Армии, форма одежды — эстонской армии, все это создавало большие трудности. По словам командира 21‑го стрелкового полка Г. И. Чурмаева, с началом войны ни один эстонец не прибыл на призывные пункты и в дивизию. В ходе боев много эстонцев перебежало к немцам и дезертировало. Но не все. Пример тому — Арнольд Мери, удостоенный звания Героя Советского Союза. Тем не менее 180‑я дивизия вела бои и наносила немцам урон в живой силе и технике. Первое боевое столкновение с противником произошло 7 июля.

Дивизия участвовала в известном июльском сражении под Сольцами, где потерпел поражение 56‑й моторизованный корпус одного из лучших немецких генералов, генерал-полковника фон Манштейна. В четырехдневных боях 8‑я танковая дивизия и инженерный полк были разгромлены. Части 56‑го моторизованного корпуса отброшены на 40 км на запад. Дивизия Миссана участвовала в тяжелых боях за Старую Руссу. Под давлением превосходящих сил противника 180‑я дивизия в первых числах сентября 1941 года отступила в район озеро Стягово — деревня Дубровы Лажинского края, Полавского района. Лишь в начале сентября оставшиеся в дивизии эстонцы были откомандированы в глубь страны для формирования Национального эстонского корпуса. 6 сентября на рубеже реки Воложа впервые на советско-германском фронте 180‑я дивизия окончательно остановила врага. В ночь на 22 сентября небольшой отряд из 50 человек 21‑го стрелкового полка майора Г. И. Чурмаева выбил немцев из деревни Заполье, где и закрепился. Заполье была первым населенным пунктом, окончательно освобожденным от врага в ходе Великой Отечественной войны. Но так сложилось, что в круговерти боевых событий это осталось незамеченным, вероятно потому, что было совершено малыми силами, не в ходе большого наступления, а неожиданно. С этого дня до начала январского наступления, о чем пойдет речь позднее, 180‑я дивизия обороняла рубеж: лес северо- восточнее Б. Волосько, река Воложа, Заполье, Крутец, Ивашово, лес 1,5 км севернее Дрегло, Гостовец, Веретье, Язвищи.

Наступление

Ночью 4 января 1942 года полковник Миссан получил приказ командующего 11‑й армией генерал-лейтенанта В. И. Морозова. Из него следовало, что 21‑й и 86‑й стрелковые полки с приданными 29‑м и 30‑м лыжными батальонами сибиряков, 150‑м танковым батальоном при поддержке 264‑го и 614‑го артиллерийских полков РГК должны преодолеть вражескую оборону на участке Заполье — Большая Тисва и выйти в тыл 290‑й северогерманской пехотной дивизии противника.

В дальнейшем с выходом в район деревень Мануйлово, Щечково на реке Пола и деревни Большое Яблоново запереть в окружении остатки 290‑й пехотной дивизии и не допустить подхода на помощь немецких частей из района Демянска и Старой Руссы. Первым должен был вступить в бой 86‑й стрелковый полк майора А. И. Кащеева и овладеть населенным пунктом Юрьево на западном берегу Ловати. Затем, наступая на юг, освободить деревни Березицко, Анухино и Пустобородово.

21‑й стрелковый полк майора Г. И. Чурмаева, обойдя Юрьево с севера, должен был преодолеть болото Дрябь и выбить немцев из деревни Слобода, затем, повернув на юг, захватить деревни Ясная Поляна, Красково, Иванково, Анишино и перерезать железную дорогу Старая Русса — Парфино.

Для сковывания противника с фронта обороны был оставлен 42‑й стрелковый полк майора В. Г. Дорохина. Чтобы не вызвать у немцев подозрений, артиллерия дивизии будет вести огонь с тех же позиций и в том же темпе.

6 февраля в 17.00 в район Тулитова срочно вышла группа под командованием майора Кузнецова в количестве 62 человека — взять «языка». Одновременно направлены две группы разведчиков в сторону деревень Быково, Дубровы, Тараканово.

Уже в темноте вечером 7 января оба полка пошли в наступление. Мороз был сравнительно небольшой — 13 градусов. Маршрут движения — очень сложный.

Редкую и впечатляющую картину движения большой массы войск в снегах и болотах южнее озера Ильмень, с высоты птичьего полета, можно было бы наблюдать вечером 7 января 1942 года. В трех направлениях пехота, артиллерия, танки, тыловые подразделения, лыжные батальоны совершали марш, вернее, пробивались через глубокие снега, мелколесье, болота, кустарники. Шли три дивизии: 182‑я полковника М. С. Назарова,188‑я полковника Рыбакова должны были взять Старую Руссу, а 180‑я выполняла поставленную перед ней задачу. Да, это было сложно, но мы увидим далее, некоторым частям приходилось действовать и совершать маневры и в гораздо более тяжелых условиях.

К сожалению, в журнале боевых действий 180‑й дивизии с 1 по 14 января имеется только одна запись: «2–13.01.42 г. Части дивизии занимают прежний рубеж обороны. Ведут бои с пр-ком». В немногих воспоминаниях, написанных спустя много лет позднее о начале наступления, много непонятного, запутанного, порою вымышленного. Не буду их анализировать, это займет много времени и не приблизит к сути вопроса.

Известен один документ на эту тему: « 8.01.42 11.00 Боевое донесение № 12.: 86 сп достиг Юрьева и ведет бой, остальные части 1,5–2 км севернее Юрьева». Вражеский гарнизон из подразделений 502‑го пехотного полка 290‑й пехотной дивизии оказал ожесточенное сопротивление, но после часового боя, бросив убитых и раненых, оставшиеся в живых немцы бежали в Березицко и Слободу, где еще находились их гарнизоны. Таким образом, деревня Юрьево была освобождена 8 января 1942 года, это подтверждают и записи в журнале боевых действий СЗФ. Почему датой освобождения принято считать 9 января — непонятно. Решающая роль в исходе боя за Юрьево принадлежала батальону старшего лейтенанта Панина. И такая же его роль будет и при взятии ж.-д. станции и райцентра Пола 21 февраля, в чем читатель убедится далее.

Немецкое командование было обескуражено внезапной потерей Юрьева, ничто не предвещало такого катастрофического развития событий. По показаниям Эриха Дасслера, взятого в плен немного позднее, и о котором еще пойдет речь, за неудачу под Юрьевом был снят с должности командир 502‑го пехотного полка 290‑й дивизии полковник Родемахер.

После короткого жестокого боя 10‑го января немцы были выбиты из Березицка. 12 января противник пытался вернуть потерянные деревни. В истории 290‑й дивизии есть описание боя в Березицко:

«... Около 10 часов с севера и запада танки и вражеские стрелки наносят контрудар. Танки проезжают вдоль и поперек по деревне, под огнем немецкой обороны, внезапно появляются во всех углах, расстреливают пехотинцев, сами уклоняются от обстрела, стреляют из замаскированных позиций по каждому отдельному рискующему собой из прикрытия немцу, у которых все еще отсутствуют белые маскировочные костюмы, и которые при 26 градусах мороза лежат, как темные мишени на сверкающем на солнце снегу холодного зимнего дня. Потери огромны. Подполковник Никель приказывает батальонам Родемахера и Вендлера освободиться от врага и вернуться к позиции предыдущего дня ...».

Полк майора Чурмаева, преодолев болото Дрябь, на рассвете 10 января атаковал вражеский гарнизон в деревне Слобода. Здесь размещались саперный батальон и рота карательного отряда. Используя огонь полковой артиллерии прямой наводкой и минометы, гарнизон был полностью уничтожен. После ухода подразделений 21‑го полка, не могу сказать, когда точно, Слобода будет вновь занята противником.

Железная дорога перерезана

15 января 21‑й стрелковый полк повел наступление вдоль реки Редья и вышел на ж.-д. платформу Анишино. К концу недели были освобождены Иванково, Киево, Крюково. В районе Филатова противник оказал сопротивление, для его ликвидации был оставлен небольшой заслон. 2‑му батальону приказано перейти на западный берег реки Редья, к утру 16 января взять Сычево и перерезать дорогу Сычево — Старая Русса. Немецкий гарнизон в Сычево в составе 2‑х усиленных рот располагал орудиями и минометами. Перед подходом наших подразделений к немцам прибыли 4 автомашины с пехотой. В этот день произошел первый бой 2‑го батальона с эсэсовцами дивизии СС «Мертвая голова».

Вот запись в истории дивизии СС «Мертвая голова»: «... 16 января объединенная группа повела наступление от переправы через Редью около Сычева, вдоль дороги на Старую Руссу. Наступление сорвалось, группа в лесу была внезапно атакована красноармейцами и понесла в первом же бою тяжелые потери. Пришлось возвратиться обратно в Сычево и занять оборону. После артиллерийского обстрела русской артиллерией Сычево полностью сгорает. Русская пехота окружает догорающие дома в Сычеве и атакует Язвы».

После короткого боя 2‑й батальон отошел в район 1,5 км северо-западнее Сычева и закрепился. 21 января дорога Сычево — Старая Русса была окончательно перерезана. Батальон держал там оборону 10 дней до подхода частей 7‑й гвардейской стрелковой дивизии. Выход частей дивизии Миссана на железную дорогу поставил немцев в тяжелое положение.

Из истории 290‑й немецкой пехотной дивизии: «... Железнодорожный узел Старая Русса находится под обстрелом. Пути снабжения оттуда враг блокирует в Иванкове. Давление на Парфинском направлении ставит под угрозу лагерь снабжения дивизии. Это вынуждает к сокращению всех продовольственных рационов и экономному использованию артиллерийских боеприпасов...».

У противника оставалась только единственная грунтовая дорога низкого качества со стороны Демянска через Полу. Немцы были вынуждены использовать авиацию для снабжения гарнизонов и вывоза раненых. Грузовые парашюты сбрасывались повсеместно, о чем докладывалось в оперативных документах наших частей. В районе Фанерного завода № 2 и между Полой и Борками приземлялись санитарные самолеты «Физелер — Шторьх». Отмечались отдельные случаи выброса парашютистов.

В результате январских боев 180‑я стрелковая дивизия завоевала плацдарм около 25 кв. км и коридор сообщения с линией фронта. Разведрота и саперный батальон успешно пресекали попытки немцев его перерезать. 290‑я пехотная дивизия противника со спецчастями усиления смогла неплохо подготовиться к круговой обороне. Дивизия же Миссана действовала на широком фронте, распыляя силы на многочисленные опорные пункты противника с хорошо оборудованными дотами.

Неудача под деревней Парфино

Деревня Парфино на левом берегу Ловати немцами была превращена в сильный укрепленный опорный пункт и оказалась для дивизии Миссана «крепким орешком».

Из журнала боевых действий:

«14.01.42 г. 8.00 Штадив 180. лес 3 км сев. Юрьево...

1. Пр-к в течение ночи оказывал упорное сопротивление 21 СП, 29 и 30 ЛБ, наступающим в направлении Парфино с задачей овладеть последним.

2. 3/86 СП занимает оборону по восточной окраине Парфинского шпалозавода. Пр-к ведет арт. огонь по обороне из р‑на леса, что вост. Конюхова и мин. огонь из р‑на Фанерн. з‑да.

3. 21 СП с 29 и 30 ЛБ сосредоточен кусты, что сев. Парфино. Трижды повторенная атака успеха не имела.

Пр-ка в Парфино до б‑на, 9 станковых пулеметов, 2 крупнокалиберных пулемета, одно орудие ПТО. Пр-к оказал упорное сопротивление огнем. Полк, понеся большие потери — отошел».

27 января 1‑й и 3‑й батальоны 21‑го стрелкового полка, с приданной батареей 627‑го АП и истребительной группой, заняли ж.-д. станцию Парфино и рабочий поселок. В качестве трофеев захвачены 17 вагонов с продовольствием. На следующий день противник дважды контратаковал, но был вынужден от ж.-д. станции отойти. С утра 29 января батальоны 21‑го полка вновь атаковали деревню Парфино, но сильный пулеметный и минометный огонь заставил прекратить атаку и залечь в 250 метрах от западной окраины деревни. В ходе этого боя в батальоне были выведены из строя одно орудие ПТО, одно орудие ПА и один пулемет.

Кроме Парфина, Чурмаева беспокоила обстановка вокруг деревни Слобода. После повторного захвата деревни противник смог быстро создать в ней укрепленный пункт с небольшим, хорошо вооруженным гарнизоном: одно 37‑мм орудие и три станковых пулемета. Направленный к Слободе батальон 3 февраля с трудом вернул деревню в наши руки.

Тяжелые бои 42‑го стрелкового полка

Полк майора В. Г. Дорохина занимал район: Большое Волосько, р. Воложа, Гостовец, Язвищи и перед ним стояла сложная задача. Деревня Большое Волосько противником была превращена в мощный укрепленный пункт. Разведка 42‑го полка установила наличие до 15 укрепленных огневых точек и артиллерийской батареи, расположенной южнее Быкова в 2‑х км, в направлении Кулакова имелись минные поля и подвешенные ручные гранаты. 42‑й полк (без 1‑го батальона) 29 января наступал в направлении Большое Волосько, сделав проходы в проволочных заграждениях и выйдя за них, продолжал движение. Преодолеть стену огня не удалось, потери полка убитыми и ранеными — 120 человек. Последующие попытки взять этот укрепленный пункт были так же неудачны. Потери приносил и систематический огонь противника по расположению полка из района Большого и Малого Волосько. В оперсводке № 36  30 января указаны потери после очередного ночного вражеского обстрела: раненых 40, убитых 18.

Член Союза писателей России

Александр СИМАКОВ
(Продолжение следует)

Наш земляк Александр Петрович Симаков, член Союза писателей России, написал не одну книгу о Великой Отечественной войне, событиях, происходивших на территории нашего и соседних районов, но продолжает изучать документы о войне, из которых узнает новые даты, факты, события, дополняя ими уже написанные и опубликованные материалы. Накануне очередной годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне мы предлагаем их читателям районной газеты.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА