В мае текущего года сотрудник краеведческого музея Сергей Скирченко стал победителем одного из областных конкурсов, проводившихся в рамках государственной программы «Развитие культуры и туризма в Новгородской области на 2014–2020 годы», предоставив проект под названием «Гончарный дворик солецкого мастера». В качестве награды ему был выделен грант в размере 40 тысяч рублей.
На эти средства автор приобрёл небольшие гончарные круги для проведения мастер-классов с детьми и большой профессиональный круг — для изготовления настоящих керамических изделий.
В ходе реализации проекта Сергей Владимирович занимается со школьниками, воспитанниками детских садов, сельских Домов культуры изготовлением глиняной посуды точно так же, как это делали наши предки.
— В Сольцах гончарное производство было очень развито как в старину, так и в 20 веке, — рассказал он, — об этом можно судить по многочисленным предметам глиняной посуды, сохранившейся у жителей района, особенно в сельской местности. Солецкая красная глина идеально подходит для изготовления посуды благодаря примесям песка. Изделия получались крепкими, долговечными. Поэтому их можно встретить и сейчас в некоторых домах. Местная глиняная посуда широко представлена в нашем музее. После окончания Великой Отечественной войны в вокзальном микрорайоне работал кирпичный завод. Там изготавливался не только кирпич, но и керамическая посуда. А делал её на гончарном круге фронтовик, инвалид по фамилии Андреев.
Недавно в Дубровском сельском Доме культуры прошёл V муниципальный фестиваль фольклора и ремёсел «До третьих петухов». На нём были проведены промежуточные итоги проекта в плане навыков учащихся городских школ (они же представляли сельские ДК Выбитей, Жильско, Дуброво) в гончарном искусстве. Победителем конкурса по лепке и росписи гончарных изделий стал учащийся 4 класса школы № 2 (и посетитель студии декоративно-прикладного искусства музея) Андрей Семёнов, изготовивший кувшин «Золотой петушок».
А 21 ноября уже в музее прошли итоговые мероприятия для учащихся городских школ, работавших на гончарных кругах. В одном из кабинетов ребят ждал длинный стол с образцами небольших глиняных кувшинов, досками для лепки и заготовками из глины. Здесь они выполняли черновую работу — первоначальную обработку заготовок, а уже в соседнем помещении студии декоративно-прикладного искусства на гончарных кругах доводили свои кувшины до «совершенства».
— Дело даже не в том, что кому-то из нынешних школьников во взрослой жизни пригодятся гончарные навыки, — отметил Сергей Скирченко, — уже хорошо, что ребята будут иметь представление об этой страничке солецкой истории, и, может быть, расскажут своим детям, внукам о трудолюбии и высочайшем мастерстве наших предков‑ремесленников.
Сергей ОВЧИННИКОВ
Фото автора