Социальный работник видит жизнь без прикрас: одиночество, немощность, болезни. Профессия эта непростая, требует немало физических и эмоциональных затрат за скромную зарплату. Далеко не каждый человек способен разделить чужую боль, сопереживать, поддержать, предоставляя при этом «полный набор социальных услуг».
Более 27 лет помогает пожилым людям и инвалидам справляться с их ежедневными проблемами и заботами сотрудник Чудовского комплексного социально-реабилитационного центра Надежда Рябова, которая не так давно из рук главы региона Андрея Никитина получила государственную награду: за многолетний и добросовестный труд она удостоена звания «Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации».
С Надеждой Александровной мы встретились утром — в этот день её подопечные ждали ближе к полудню, поэтому удалось выкроить время для разговора.
Окончив школу, Надя, как и большая часть её одноклассников, устроилась на ЧуЗЭМ: рабочие профессии были престижными, плюс хорошая возможность получить собственное жильё. Там и трудилась до ухода в декрет. А после появления на свет дочерей решила: воспитанием должна заниматься сама, значит, нужно искать работу с более свободным графиком.
В социальную службу Надежда пришла в марте 1992‑го. Свободной ставки не было, и ей отдавали самых сложных бабушек и дедушек, с которыми не удавалось поладить другим соцработникам.
— Самой трудной для меня всегда была первая встреча с новым обслуживаемым. Очень волнуюсь, думаю: «Как примут? Удастся или нет наладить контакт?» Дальше — всё проще: если ты относишься к человеку по-хорошему, добросовестно выполняешь обязанности, то и он постепенно начинает тебе доверять. Надо правильно понимать, если пожилые люди вначале присматриваются, осторожничают, и не обижаться. Им нужно время, чтобы привыкнуть, — рассказывает наша героиня. — Конечно, бывает всякое. Могут не узнать, например, если в другой куртке придёшь, и не пустить в дом. Потом сами смеются, вспоминая об этом. За несколько лет со многими подопечными сближаешься, хорошо начинаешь понимать особенности характера, привычки. И терять их просто невыносимо, всё равно, что родного человека...
Трудно бывает и физически: тяжёлые сумки с продуктами, да ещё зимой, в гололёд или снегопад, а путь до деревни Лука, например, неблизкий. Но я привыкла.
— Надежда, и всё-таки Вы любите свою работу? За что?
— Конечно, люблю. Мне нравится общаться с людьми, помогать им, заботиться. Я понимаю, что нужна, что меня очень ждут.
— Какие знания необходимы соцработнику?
— Нужно знать психологию пожилых людей. Уметь сглаживать конфликты, быть гибкой. Уметь выслушать, понять настроение, поддержать. Начальные медицинские знания, конечно, — хотя бы первую помощь уметь оказать, если потребуется. Иногда нужна консультация по каким-то вопросам (пенсионное законодательство, социальная защита). Если знаний не хватает, обращаемся в наш Центр — коллеги всегда помогут.
А ещё очень нужны уважение к пожилым людям, человечность, доброта, терпение, ответственность, равнодушным нельзя быть.
Вот качества, без которых, по мнению нашей героини, в этой службе невозможно обойтись. Поговорив с ней, понимаешь — среди соцработников случайных людей не бывает.
— Мы просто приходим и выполняем свою работу. Сделала доброе дело — и самой на душе стало легко.
Татьяна ИВАНОВА
Фото автора