Понедельник, 09 февраля 2026

Редакция

Люди из глубинки

Собирая материалы для рубрики «Деревенский алфавит», мы увидели, что сельская жизнь не особо богата на события. Откуда им быть, если чуть ли не в каждой деревне на зиму остаются два-три старика? А проблемы везде одни и те же.

Но в этих поездках по району нам приходилось и приходится встречаться с разными, подчас очень интересными людьми. Кто-то из них всю жизнь провёл в деревне, буквально врос в эту землю и без неё себя просто не представляет. Кто-то стал деревенским волею судьбы, но полюбил наши места, нашёл здесь отдых, уединение, своё место или дело. У каждого из них свои представления о счастье и успехе, о добре и зле, своя история. Об этих людях, современных деревенских жителях, мы будем рассказывать вам, дорогие читатели, в нашей новой рубрике — «Люди из глубинки».

По-другому жить не привыкла

— Ничем особым наша тётя Надечка не отличается, она просто очень хороший человек, — так представила нам глава Грузинского сельского поселения Светлана Цветкова первую героиню — жительницу деревни Слобода Надежду Васильевну Столярову.

Хозяйка уютного домика встретила нас у калитки, усадила за стол с чаем и блинами с душистым смородиновым вареньем.

За разговором время текло незаметно. С фотографии на стене смотрели на нас красивые, улыбающиеся парень в шляпе и девушка с букетом — Надежда и её муж Владимир. Вместе они прожили без малого 50 лет, вырастили двух хороших дочерей, троих внуков. А нашли друг друга когда-то здесь же, в деревне Новая, где прошло их трудное послевоенное детство.

— Наша семья всю войну провела в Чудовском районе. Сюда приехали в 46‑м году, до войны жили в Берёзовце, где я и родилась. В августе 1941‑го оттуда нас эвакуировали в Рогачи, после переехали в Ленинградскую область, в Клинково. В 42‑м папу (он на фронт не попал из-за инвалидности) вызвали в Дерева председателем колхоза. Но только мы приехали, как немцы стали наступать, заняли Некшино, и нас перевезли в Осинку, деревушку на границе Чудовского и Маловишерского районов, где мы и жили до 1944‑го, а потом снова вернулись в Дерева.

У родителей нас было шестеро — три брата и три сестры. Старшие — брат Пётр и сестра Клава — воевали на фронте. Петра призвали и отправили в Норвегию, а 16‑летняя Клава ушла в 42‑м добровольцем с госпиталем, где была медсестрой.

Хоть и было мне в начале войны всего 4 года, хорошо помню наши скитания, голод — всё наиболее ценное, взятое из дома, поменяли на еду, но её всё равно не хватало. Как страшно было, когда бомбили нас фашисты в Рогачах, — вспоминает Надежда Васильевна.

В 1946 году семья вернулась в родные места. Жизнь и здесь была очень трудной и голодной. Ведь во всей округе не осталось ни одного целого дома, в д. Новая — только два, и те полуразрушенные. Но ничего не поделаешь, нужно было жить, пахать землю, сеять хлеб. В деревне заработал колхоз «Большевик».

— Мы поселились сначала в шалаше, к зиме поставили несколько домов — на брёвна разобрали немецкие бункера, покрыли травой. Печку папа сам сложил. Родители работали в колхозе, мы, дети, помогали во всём и дома, и на полях. Делали что могли.

С 1955 года, с 18 лет, я стала работать в колхозе уже официально, а в 56‑м меня поставили дояркой. А я как сесть под корову — не знаю, и сил нет. Руки совсем слабые. Подоила одну кое-как и не могу больше, а у меня их — 14. Долго маялась, пока привыкла, наловчилась. А ещё ведь надо и навоз вычистить, и воды с речки в водогрейку наносить, и сена. И всё вручную.

Позже в деревне построили новую ферму, которая стала комсомольско-молодёжной. Здесь работали восемь девчонок. Тогда Надежда уже справлялась с более чем двадцатью бурёнками, хотя и там дойка была ещё ручная.

— Иной раз мы и спать не ложились, ведь летом, чтобы к пяти управиться, коровушек в поле гнать, доить начинали в три, а то и в два часа. Работать старались хорошо, по-передовому. Молодые, мы и усталости не знали: как появлялась свободная минутка, на танцы бежали «в липовую» (рощица как раз напротив дома хозяйки — прим. авт.). Оттуда и на дойку шли, бывало. Хорошее время было — хоть и трудное, но дружное, весёлое.

Как особую ценность показала нам Надежда Васильевна свой комсомольский билет: до сих пор она бережно хранит потрёпанную красную книжечку и вспоминает, как молодёжь, конечно, не только комсомольская, сама организовывала свою жизнь и досуг: концерты, праздники, танцы, поездки. Сельский клуб тоже сами себе сделали, переоборудовав пустую избу.

— Нынче жизнь другая, и молодёжь в большинстве не та стала, — грустно качает головой наша героиня.

В 1960 году колхоз влился в совхоз. Строились современные фермы, внедрялась аппаратная дойка.

— На новой ферме в Берёзовце (её построили в начале 70‑х) мы с напарницей Викторией Алексеевной Веселовой работали вдвоём и обслуживали уже 150 коров. Надаивали по 180 тонн молока в год (на двоих — 360). Ферма несколько лет была первой в области, и нам вручали переходящее Красное знамя.

Надежду Васильевну, хотя членом партии она так и не стала, приглашали на партсобрания коллектива. Не раз представляла совхоз на областном сельскохозяйственном совещании в Новгороде, где, собравшись за круглым столом, труженики села говорили о технологиях кормления и дойки, о планах и обязательствах. Большую фотографию 1975 года, на которой изображены все 152 участника такого совещания (среди них и она сама), женщина тоже бережно хранит.

— Хоть жили мы всегда трудно, много работали и в совхозе, и дома, но не было беспросветности. Надеялись на лучшее, всё делали с желанием. Веселились от души. Не ждали, когда кто-то придёт и всё устроит, — говорит о прошлом наша героиня.

Так она живёт и сейчас. В свои 80 с лишним Надежда Васильевна, как сказали в администрации поселения, «палочка-выручалочка, негласная деревенская староста». Она добьётся, чтобы в деревню приехала «молоковозка», выяснит, почему отключили свет, соберёт всех на флюорографию или собрание, приютит у себя почтальона, выдающего пенсию. Местные привыкли обращаться к ней со всеми проблемами. А она не делит их на свои и чужие, а просто звонит, узнаёт, напоминает, выясняет... Ведь по-другому жить просто не привыкла.

Татьяна ИВАНОВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Счастье — быть вместе

Счастье — быть вместе

У семьи Ивана и Веры Мельниковых из деревни Белая Гора Новгородского округа в 2026 году сразу три юбилея.

Дорогою добра

Дорогою добра

В рамках акции «Софийский десант» в Демянском округе работали студенты из отряда «Богатырь».

На месте детей

На месте детей

В Новгородском округе родители будущих выпускников прошли итоговое собеседование по русскому языку.

Передольский пример

Передольский пример

Надои в десять с половиной килограммов на корову стали привычными для животноводов ООО «Передольское».

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Число конкурсов, лауреатом которых только за последние два года стал стипендиат главы Чудовского округа Егор Прусов, внушительно даже для взрослого.

Под строгим контролем

Под строгим контролем

В детском саду № 5 «Солнышко» посёлка Крестцы стартовал долгожданный капитальный ремонт.

О! Несравненная Солоха!

О! Несравненная Солоха!

В деревне Менюша Шимского округа Святки завершились постановкой сцен из знаменитого произведения Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Идём кататься!

Идём кататься!

Многие даже не догадываются, насколько опасна популярная зимняя забава. Для безопасного катания на ватрушке нужно помнить важные правила.

От постройки до восстановления

От постройки до восстановления

Церковь преподобного Антония Великого в деревне Шишково в январе этого года отметила 100-летний юбилей.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА