На прошлой неделе в редакцию позвонила пенсионерка Наталья Ухова, которая выразила беспокойство по поводу некоторых моментов в работе районной системы здравоохранения, создающих неудобства для нуждающихся в лечении граждан.
Отсутствие рентгена в больнице, направление большого количества пациентов в областной стационар, длинные очереди в поликлинике, ликвидация ранее работавших отделений, отправка части анализов на лабораторную диагностику в крупные города — эти и другие вопросы, о которых ей в основном сообщают знакомые, очень беспокоят Наталью Владимировну.
Поскольку о медицинских проблемах она говорила со знанием дела, я поинтересовался: не доктор ли она в прошлом? Ответ был утвердительным, да, действительно Наталья Ухова долгие годы работала на должности практикующего врача-гинеколога в своём родном городе — Санкт-Петербурге (ранее — Ленинграде). А начинала трудовую деятельность в Солецкой ЦРБ. Именно поэтому пенсионерке так хочется, чтобы отношение к больным в Сольцах оставалось прежним, таким, как в советское время, внимательным и заботливым, и не было кадровых трудностей, проблем с оборудованием и медикаментами.
31 января я побывал в гостях у Натальи Владимировны, в уютном частном доме на улице Новгородской (ранее этот микрорайон назывался Мусцы).
— Нужно признать, что в больнице сейчас сделан современный ремонт, — отметила она в начале нашего разговора, — поддерживаются чистота, порядок. Я лично в этом убедилась во время одного из посещений ЦРБ. Чувствуется, что руководство, коллектив ответственно к этому относятся. Но в то же время у многих моих знакомых есть претензии и недовольство. Например, почему диспетчер отделения скорой помощи находится в Шимске? Это же снижает оперативность выездов. А ведь счёт порой идёт на минуты и секунды. Бывает, носилки с больным некому в машину «скорой» поместить. Надо же предусматривать все мелочи. Часть врачей приезжают из соседнего района. Неужели начинающих докторов не привлечь сюда на работу? Хорошо бы снова ввести в стране систему распределения молодых специалистов, в советское время она решала все кадровые проблемы.
Мы долго беседовали о том, что ситуация в стране, в том числе и в здравоохранении, изменилась, демография, экономические приоритеты также стали другими. Обсудили проблемы районной ЦРБ, о которых регулярно публикуются статьи в районной газете. Но моя собеседница призналась, что и в советское время было довольно непросто работать в этой сфере. Врачей постоянно вызывали в больницу в выходные дни, в ночное время. Так что полноценно отдохнуть получалось далеко не всегда.
Два года Наталья Крыжановская (это её девичья фамилия) трудилась на должности санитарки в одной из ленинградских больниц, чтобы стать студенткой медицинского вуза. В 60‑е годы такая практика была обязательным условием. Поступала в 1‑й Ленинградский медицинский институт им. академика И. П. Павлова осознанно, чувствовала уверенность в выборе профессии, хотя в старших классах ещё были сомнения. Но работа в медицинском учреждении после школы укрепила желание стать акушером-гинекологом.
— Почему именно эту специальность выбрала? — опередила она меня с вопросом. — Были мысли о хирургической карьере, но там нужны очень широкие познания, поэтому я остановилась на более конкретной специализации.
В 1969 году после окончания новгородской интернатуры она по направлению попала в Сольцы. Главным врачом больницы в то время была Софья Фёдоровна Осипова. Поселили девушку в двухэтажном доме, расположенном между ЦРБ и берегом Шелони. Выделили комнату, также в квартире проживали ещё одна женщина-доктор и медицинская сестра. Несмотря на то, что дом был совсем новым, с удобствами, Наталья Владимировна вспоминает, что в зимнее время жильцы постоянно замерзали. Превращалась в лёд и вода в водопроводных трубах.
— Пока мы не приняли серьёзные меры, — рассказала она, — по комнатам бегали огромные крысы. Но все эти трудности мы преодолевали. Были молодыми, с оптимизмом смотрели в будущее, да и основное время суток проводили в больнице.
Три года Наталья Крыжановская являлась заведующей родильным, гинекологическим отделениями, вела приём в женской консультации.
— Штат был довольно большим, — отметила она, — в роддоме и гинекологии трудились восемь медсестёр и четыре санитарочки. Работы было очень много. Принимали по четыреста родов в год! Я много оперировала, проводила консультации в городе, а также выезжала для приёма больных в сельские ФАПы. УЗИ тогда ещё не применяли, приходилось использовать весь свой опыт, набираться нового. В особо сложных ситуациях я связывалась с Новгородом, приезжали областные врачи. Отношение сольчан к врачам было тогда уважительным. Ведь как ты к людям — так и они к тебе. В первый год нам, молодым специалистам, за ночные и «внеурочные» вызовы почему-то не доплачивали, а зарплата была всего 90 рублей. За всё время пребывания в Сольцах я лишь раза два была на танцах, тогда-то и познакомилась со своим будущим супругом. Затем мы уехали в Ленинград, там я работала по специальности до 65 лет.
По поводу нынешнего состояния Сольцов и района в целом Наталья Ухова отметила:
— Мало что изменилось, кроме построенных в 80‑е годы жилых многоэтажных домов. Такое ощущение, что город потихоньку умирает, мало людей на улицах, молодёжи практически не видно. А раньше город был похож на муравейник, жизнь просто кипела!
Около дачного дома Уховых — большой огород, здесь они выращивают «всё, что надо». Впервые Наталья Владимировна решила провести зиму в Сольцах, говорит, что теперь жалеет — скучно!
— Спасибо за Ваше внимание, — сказала она, прощаясь со мной, — вот только фотографировать меня не надо, может, кто-то из сольчан помнит меня молодой, привлекательной, а теперь увидит женщину в солидном возрасте!
Сергей ОВЧИННИКОВ
Фото автора