Четверг, 18 сентября 2025

Редакция

В нас время память не стирает.

И горы, что нас помнят, не солгут

Виктор Митрофанович Шугай (на снимке) — человек, чья жизнь неразрывно связана с армией. Кадровый офицер, полковник в отставке, он и сегодня продолжает оставаться в строю, являясь преподавателем Новгородского торгово‑технологического техникума, ведёт активную деятельность по патриотическому воспитанию молодёжи, участвует в работе общественных организаций, сам остаётся ярым патриотом, человеком, горячо болеющим за всё, что происходит в стране.

За его плечами — более 33 лет военной службы, 11 гарнизонов. В его послужном списке — участие в ликвидации последствий землетрясения в Спитаке и аварии на Чернобыльской АЭС, Афганская война. О заслугах свидетельствуют многочисленные ордена и медали.

Виктор Митрофанович поделился воспоминаниями о службе в Среднеазиатском военном округе:

— После окончания адъюнктуры при Ленинградской артиллерийской академии в конце 1980 года я был направлен заместителем командира ракетной бригады САВО, которая дислоцировалась в 40 километрах северо-западнее посёлка Сары-Озек Талды-Курганской области Казахстана. На несколько месяцев раньше командующим военного округа был назначен генерал Дмитрий Язов, который приметил меня, особенно после успешного проведения испытаний с пусками ракет на плато Устюрт в Каракалпакии в 1983 году, возглавленных мной. Я был назначен на должность заместителя начальника управления САВО. С этого момента пришлось непосредственно заниматься оперативными вопросами, вопросами боевого обеспечения, связанными с планированием, комплектованием и заменой личного состава подразделений и частей Карагандинской дивизии, которая входила в состав ограниченного контингента войск 40‑й армии. Так, в 1984 году, в июне, я с группой офицеров поводил учения по мобилизационной и гражданской обороне с Горно-Бадахшанской автономной областью Таджикистана в целях оперативной маскировки для обеспечения плановой замены военнослужащих дивизии, воевавших в Афганистане. Примерно такие же учения я проводил в Иссык-Кульской области в Киргизии, в Джамбульской области в Казахстане, в других местностях. Подобные учения позволяли производить подбор и замену личного состава подразделений, участвующих в боевых действиях в Демократической Республике Афганистан.

После участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, где я находился в должности начальника штаба ОГ МО СССР с ноября 1987 по февраль 1988 года, мне пришлось вплотную готовить места для дислокации 201‑й дивизии в Таджикистане, а именно в Душанбе, в Курган-Тюбе, Кулябе и других населённых пунктах. В составе группы офицеров и генералов управлений САВО 15 февраля 1989 года я находился в районе Термезского моста через Амударью в Узбекистане, где мы встречали подразделения и части дивизии, а затем отводили и размещали в ППД. И сразу же последовал приказ МО СССР о моей спецкомандировке в качестве начальника штаба ОГ ГО СССР в Армению для ликвидации последствий катастрофического Спитакского землетрясения, где я находился с 23 февраля по 8 июля 1989 года.

По болезни меня направили в Ташкентский военный госпиталь, где я воочию убедился в трагичных последствиях боевых действий, партизанских изуверств над советскими солдатами и офицерами в Афганистане. Несколько пятиэтажных хирургических корпусов госпиталя были забиты ранеными с тяжелейшими увечьями, без конечностей, с перебитыми позвоночниками, слепыми и неговорящими — многие из них даже после выздоровления не хотели возвращаться домой, некоторых не хотели забирать родственники.

После Ташкентского госпиталя меня направили в медицинскую академию в Ленинград, где я в 1990 году также наблюдал ужасные последствия Афганской войны. После моего возвращения в Алма-Ату войск Среднеазиатского округа не стало, а наши ракеты в Сары-Озеке сапёры под наблюдением американцев повзрывали накладными зарядами, заразив таким образом миллионы гектаров пастбищ. Американские офицеры, для которых мгновенно были построены фешенебельные коттеджи в районе дислокации ракетной бригады, по высшему разряду обеспечены питание и быт, с пренебрежительными усмешками наблюдали за всем происходящим.

Таков был бесславный финал развала Советского Союза, жертвами которого стали и многие из моих сослуживцев (особенно те, кто проходил службу в теперешних странах СНГ), и я лично...

Оксана ЕГОРОВА
Фото из архива

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА