28 декабря, после четырёх лет безмолвия, в Любытинское поселение пришла управляющая кампания. Об этом извещали объявления, развешенные в подъездах многоквартирных домов. В преддверии Нового года мало кто обратил на них внимание, а зря. Иногда то, что на стене написано, несёт очень ценную информацию.
Так как через месяц в те же подъезды принесли первые квитанции об уплате за услуги ООО «Развитие». Суммы к оплате начинались от 1800 рублей за месяц.
– Как теперь жить-то? – плачет пожилая женщина, которая на старости лет переехала в благоустроенную квартиру по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. – С пенсией в 8 тысяч рублей? За свет, за отопление, за воду, за капремонт... А теперь еще и 2 тысячи в управляющую компанию.
Действительно – как?
ООО «Развитие» - ты кто?
Согласно нормам Жилищного кодекса России, собственники квартир в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления общим имуществом – создать ТСЖ, непосредственный способ управления. Большая часть любытинских домов так и «самоуправляются» – жильцы заключают договоры на ремонт, вывоз мусора, приобретают и устанавливают двери в подъезды, красят стены, сажают цветы в палисадах. Руководство муниципалитета отвечает за соблюдение Жилищного кодекса и контролирует – заключаются ли договоры на обслуживание того или иного дома. Нет? Значит, способ управления может быть назначен в «принудительном» порядке – через привлечение управляющей компании.
Управляющую компанию руководство района пыталось привлечь в район с 2015 года. На необходимость найти способ управления общим имуществом многоквартирных домов указывали и сотрудники прокуратуры. Открытый конкурс проводился каждые три месяца, как и положено по закону. Только желающих прийти поработать в Любытинский район не было – мы не самый лакомый кусок: далеко от центра, да и сфера коммунального хозяйства не развита.
Только в декабре 2018 года к нам «постучалось» ООО «Развитие» – молодая компания из Новгорода. Она уже обслуживает дома в Валдае и Новгородском районе. Законность состоявшегося аукциона проверили в областной жилищной инспекции, утвердили право работать и тариф.
Где деньги, Зин?
Управляющая компания – это по закону. Но кто им позволил устанавливать такие заоблачные тарифы?
Руководство «Развития» разводит руками – они их и не устанавливали. Более того, рады бы уменьшить, чтобы избежать социального взрыва, но – нельзя. Всё по закону.
Минимальные тарифы на обслуживание наших домов установлены четыре года назад, когда был объявлен первый открытый конкурс на выбор управляющей компании. Поскольку никто не заявился – согласно закону тарифы были увеличены на 10%. Через три месяца, когда вновь никто не принял участия в конкурсе, они снова возросли – на те же 10%. И так – каждые три месяца в течение четырех лет.
Более того, если бы не заявилось «Развитие», цены на услуги увеличились бы еще раз. А теперь, согласно Жилищному кодексу, управляющая компания получит право уменьшить тарифы только через год, в декабре 2019 года. Но обещает сделать это в обязательном порядке.
За что платим?
По каждому дому у «Развития» составлен свой график работ – озеленение и уборка территории и подъездов, текущий ремонт общедомовых коммуникаций, крыш, подвалов, чистка дымоходов, установка скамеечек, устранение аварийных ситуаций. Например, в январе авария произошла в доме 141 по улице Советов – возникли проблемы с вентиляцией в одном из подъездов. Руководство «Развития» организовало приезд вышки, вызвало лицензированную организацию из Боровичей, приобрело новую вентиляционную трубу. Авария была устранена в течение двух часов.
На встрече с населением представители управляющей компании обещали проводить срочный ремонт по заявкам жителей, в том числе приводить в порядок фундаменты и текущие крыши. Информацию с контактными телефонами обещают разместить на стендах, которые уже изготавливаются.
Полное непонимание по сей день – с уборкой подъездов и придомовой территории. Нанятые «Развитием» уборщики появляются на объектах нерегулярно, а некоторых прогнали (погрозив изувечить) разгневанные жильцы. Дескать, убирали сами и будем убирать впредь. Зря. Убирать можно продолжать самостоятельно, но суммы в платежных документах от этого не уменьшатся.
Тяжелый случай
Так как же получилось, что жители домов добровольно взяли на себя тяжелую финансовую ношу? Разве им никто не разъяснил, что управляющая компания – это недешевое удовольствие?
Нет, разъясняли. Если в 2015 году на открытом аукционе размещали 53 дома, то сейчас – всего 23. Часть домов перешла на непосредственное управление, часть – была признана аварийными.
Сотрудники отдела ЖКХ утверждают: начиная с 2015 года они проводили собрания и подворовые обходы в многоквартирных домах, раздавали листовки, уговаривали, убеждали. В том числе – в многострадальном Зарубине. Разъясняли, для чего нужно заключать договоры обслуживания общего имущества – чем, собственно, и подтверждается факт цивилизованного управления. Но не все жильцы соглашались их выслушать и разобраться в происходящем: кто-то считал управляющую компанию сказкой, кто-то подозревал авантюру. Даже когда в подъездах были расклеены объявления о конкурсе, выигранном «Развитием», по указанному телефону перезвонили единицы.
Вот и получилось то, что получилось. Сейчас жильцы одного из домов, заручившись поддержкой юриста, решили оспорить принятое решение. Мы будем следить за происходящим.
Но вот чего бы мы не порекомендовали, так это отказываться платить по документам и копить долги. Судебное производство по взысканию работает как часы – в его механизм лучше не попадать. Долги обрастут судебными издержками и будут взысканы судебными приставами.
В службе социальной поддержки населения нас проинформировали – льготами при оплате квитанций УК могут воспользоваться только ветераны труда, в зависимости от площади жилья. Малоимущие граждане могут один раз в год получить материальную помощь в размере около тысячи рублей – это меньше, чем половина месячного платежа в пользу управляющей компании.
Кира СОБОЛЕВА
Фото из открытых источников