Сесть в один автобус на разных остановках, завести разговор, познакомиться, спустя год создать семью. Это ли не судьбоносная встреча?
Всё именно так и произошло в жизни Валентины и Олега Ивановых сорок два года назад.
Олег – коренной волотовец. Здесь родился, учился и сразу после школы пошёл работать на льнозавод. Туда же вернулся и после службы в армии.
Когда я услышала, что Валентина родом из белорусского города Мозырь, у меня невольно вырвался вопрос: «Да как вас сюда-то занесло?». Она смеётся и говорит: «А вот так в гости к сестре съездила. Ехала на автобусе из Новгорода в Волот через Сольцы. Там и подсел ко мне молодой-интересный. Познакомились. Потом вместе – в кино, на танцы. А через год и поженились».
– Сразу привыкли к жизни на селе? – спрашиваю у Валентины. Опять слышу смех, а потом ответ: «Всяко бывало. Помню, отправили в совхоз на лён, а я его и в глаза не видела. Говорят, что бабки надо вязать, а я не понимаю, из чего и как это делать». Олег добавляет: «Зато помнишь, как весело возвращались оттуда, когда мужички подвыпьют да песни затянут?».
Они не имели высших образований, но добросовестно трудились на благо нашего района: почти сорок лет Олег Михайлович отдал льнозаводу, а Валентина Владимировна 17 лет отработала в типографии. В перестроечные времена закрывались предприятия, Ивановым приходилось не один раз менять работу. Нужно было зарабатывать деньги, ведь семья уже немаленькая, одна за другой на свет появились дочки – Танюша, а потом и Катюша.
«Всё время скотину держали: поросят, овец, кроликов, кур, – вспоминает Валентина. – Три огорода сажали, ведь и самим есть надо было, и животинку кормить. А что поделаешь? Я ведь, бывало, приду с первой смены, замоченные пелёнки выполоскать не успею, а уже бегут: «Валя, выйди в третью смену, некому работать». А после третьей уже своя смена – первая. Вот так и жили. Спасибо свекрови, она нам во всём помогала». Муж добавляет: «Бог терпел и нам велел. И мы это трудное время пережили». Я с улыбкой интересуюсь у главы семейства: «С женой часто ругались?».
– Так и сейчас иногда ругаемся. Без этого жить нельзя, – вполне серьёзно отвечает он и добавляет: – Разругаемся, но любя, ненадолго, на полчасика.
В руках у хозяина вижу тетрадочку, не сразу догадалась, что в ней. Пока Олег не предложил: «Можно, я вам стихи свои прочитаю?». Я соглашаюсь, и на протяжении разговора, время от времени он читает свои прекрасно сложенные строки. Они о любви к женщине и к родному краю, о налогах и о жизни в деревне, и даже о Голливуде. Очень жаль, что я не могу сейчас предложить его стихи читателям газеты, но очень хочется процитировать одну строчку: «Береги любимых всех, Господь!».
Большая любовь и уважение друг к другу помогли Валентине Владимировне и Олегу Михайловичу пережить тяжёлую потерю дочери Татьяны. Маленький Стёпа согрел тогда и согревает сейчас раненые души бабушки и дедушки своей любовью и лаской.
В феврале супруги Ивановы отметили рубиновую свадьбу. Драгоценный камень рубин – символ любви, огня и вечно пылающего чувства, которое не угаснет никогда, так как оно уже проверено временем. «И закреплено внуками», – думаю я. Их у Олега с Валентиной трое: Оле уже одиннадцать лет, Стёпа – десятиклас-сник, Витя – студент третьего курса технологического колледжа. «Мальчишки друг за друга – горой», – восхищаются бабушка с дедушкой. И я чувствую, какой гордостью и любовью наполнены их сердца. Любовью к детям, внукам, друг к другу.
Людмила НИЛОВА
Фото автора