31 марта 1919 года был принят декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Об утверждении положения о губернских архивных фондах», а уже 24 июня 1919 года в Новгородской губернии создали архив документов. Таким образом, в этом году новгородцы вправе отметить столетний юбилей своей архивной службы.
К юбилейной дате главный специалист по архивному делу Управления делами администрации Марёвского района Елена МОЛОДЦОВА подготовила материал на профильную тему — о документах районного архива. В центре внимания оказалось известное пожилым марёвцам предприятие — районный пищекомбинат.
— Архивное дело с древних времён было делом государственным, и это далеко не случайно. Архивы долговечны, они специально создаются для хранения документов и концентрируют информацию о наиболее глубинных сторонах жизни общества. А значит, архивы выполняют задачу формирования социальной памяти общества.
Марёвский муниципальный архив хранит документы не только существующих ныне предприятий, организаций. Есть почти 100 архивных фондов ликвидированных организаций. А это, безусловно, история нашей малой родины, это документы, дающие возможность узнать, как и чем жили предыдущие поколения марёвцев. Это возможность хоть немного прикоснуться к истории, причём не как к сухой науке, изобилующей терминами и датами, а к живой и реальной, к истории, к которой причастны наши родители и родители родителей.
К сожалению, не сохранились документы начала XX века — всё уничтожил пожар в 1937 году. Но есть несколько архивных фондов, в которых хранятся дела сороковых годов. Думаю, читателям будет интересно узнать о том далёком времени из подлинных документов, имеющихся в архиве муниципального района.
Один из фондов, документы которого датируются 1944 годом, — это Молвотицкий пищекомбинат. Назывался Молвотицким, потому что предприятие являлось районным, а район был тогда именно Молвотицкий. А находился пищекомбинат рядом с Марёвом — в местечке Хлебалово. Как и в любой организации, имелись в комбинате официальные отчёты на специальных бланках-формах. Бумага на многие десятки лет пережила тех, кто её оформил, составил. Переносят в прошлое даты документов и использованная лексика: «... приложение к балансу на 1 января 1945 года», «... начислено за 1944 год», «наркомат», «мобилизовано на трудфронт», «расходы и потери военного времени»...
Безусловную ценность представляют, конечно, документы, составленные конкретными людьми, нашими земляками. Возможно, их хорошо знают и помнят марёвцы старшего поколения. В промфинплане райпищекомбината за 1944 год есть объяснительная к годовому отчёту по предприятию. Написана она от руки, химическим карандашом, составлена бухгалтером, подпись, скорее всего, принадлежит Шелеховой (Шелиховой) Антонине Дмитриевне. (Она была назначена старшим бухгалтером с 15 июня 1944 года, в документах архива есть соответствующий приказ по Ленинградскому областному управлению пищевой промышленности № 188 от 30 июня 1944 года). Вот этот текст (почти полностью), с сохранением его в том виде, в каком он был написан автором 75 лет назад.
«... Молвотицкий райпищекомбинат организован 3 марта 1944 года, но с/хоз. работа начата с 25 мая и производство начало работать с 10 июля. Так как своей постройки РПК не имел, пришлось оборудовать цеха в арендованной постройке: а) цех безалкогольных напитков, б) цех вареньварочный, в) мыловаренный цех. Комбинат имел 4 мельницы: Мосыленская, Марьино, Погорелуша и Клопцы. Все мельницы, за исключением Клопцы, отремонтированы и пущены в эксплуатацию. По строительству сделано: построен новый цех безалкогольных напитков, но ещё не оборудован, к маю месяцу будет пущен в эксплуатацию. Построено овощехранилище и пущено в эксплуатацию в сентябре месяце. Идёт строительство крахмального завода...
...По с/хоз план посева был доведён 10 га, фактически выполнено 7,5 га. Невыполнение выразилось в том, что к началу работы РПК земельного участка не имел, а также и тягловой силы. Землю получил с большим опозданием 29 мая. Семян к/т своих не имел, пришлось в порядке ссуды брать у колхозов также с большим опозданием. Лошадей получили только 28 июня. Куплены 4 пчелосемьи, размножено за 1944 до 7 пчелосемей. По садоводству посажено 35 штук фруктовых деревьев. С финансовой стороны РПК имеет следующее. Принято на начало работы безвозмездно — основных средств: на 33,2 тыс. руб., приобретено за 1944 год капвложений на 33,9 т. р. Получено из облпищепромкомбината в порядке финансирования по капвложениям 20 т. р., остаток по капвложениям 13,9 т. р. перекрыт за счёт прибылей. Выразившаяся прибыль по РПК за 1944 год составляет 38,1 т. р. Кроме того, главная отрасль производства РПК — мельницы дали убыток 9270 р. ввиду того, что мельницы были не загружены, имели большие простои и низкую производительность из-за отсутствия зерна для размола. Данный убыток тоже перекрыт за счёт прибыли по производству от реализации другой продукции, выразившейся 47 372 рубля. На 1/I‑45 г. нормируемых средств имеется 37 636 рублей, по плану 25,9. Увеличение норматива получилось за счёт кормов, имеющихся на остатке, семян и посадочных материалов. Инвентаризация по основным средствам и всем товаро-материальным ценностям произведена на 1 января 1945 года. Недостач и хищений не имеется. Дебиторской задолженности по счетам нет...».
Вот такой короткий очерк жизни одного маленького предприятия огромной страны, находящейся в состоянии войны, разрухи и неимоверных трудностей. Но жизнь ведь продолжается, есть надежды и планы, они реализуются людьми, жившими в то тяжёлое время на марёвской земле.
В другом документе того же времени (1944 год) перечислены виды производства, имеющиеся на пищекомбинате. Было, как уже сказано выше, мукомольное и мыловаренное производство, существовал цех безалкогольных напитков, производились «варенья разные, безалкогольные напитки (морс-брага)», изготавливалась махорка. Численность работающих составляла на конец 1944 года 33 человека, в том числе рабочих — 28 человек, из них на 1 января 1945 года было 27 женщин. Шла заготовка дикорастущих плодов и ягод («заготовлено за год 0,6 тн, и всё потреблено в производстве»). Имелось у комбината подсобное (сырьевое) хозяйство. За 1944 год по отчёту «картофеля собрано 28,32 цент., капусты — 10 цент., огурцов — 0,9 цент., моркови — 0,6 цент., овса — 28,67 цент., табака — 0,23 цент., свёклы сахарной — 26,26 цент.».
Думаю, читателям газеты будет интересен ещё один документ, уже от 1945 года. Закончилась война, страна поднимается с колен. Нужно кормить людей, развивать производство. Из приказа № 49 по Новгородскому областному управлению пищевой промышленности, гор. Новгород, от 8 июля 1945 года:
«... Во исполнение постановления СНК (Совета народных комиссаров) СССР от 28 января 1945 года за № 181 и приказа Наркомпищепрома № 39 построить в 1945 году в Молвотицком районе крахмалопаточный завод с переработкой картофеля до 2 тысяч тонн в год...».
Не всё, конечно, шло гладко да сладко. Были и трудности, и нарушения, и должностные преступления (хищения продуктов, незаконная выдача продовольственных карточек, несоблюдение трудовой дисциплины, срыв заготовок, прогулы, местничество). Но всё это пресекалось, руководитель, товарищ С., не справившийся с ответственной работой, после проведения проверки областным управлением снимается с должности, материалы о незаконной выдаче продовольственных карточек, нарушении закона о трудовой дисциплине, разбазаривании и порче фондовой продукции передаются в следственные органы для привлечения директора пищекомбината к уголовной ответственности. А стоимость всего, что незаконно выдано, выплачено, использовано и испорчено, взыскивается с получивших неположенное.
Ещё одно небезынтересное дело-паспорт Молвотицкого райпищекомбината на 1946 год. Направим взгляд в прошлое, попробуем представить, а как же всё было организовано, устроено в далёком сорок шестом. Сухие строчки официальных таблиц, заполненные фиолетовыми чернилами (сохранность текста и бумаги, кстати, отменные), всё же рисуют живую и яркую картину.
Некоторые общие данные по предприятию:
«Дата организации (до войны с немецкими захватчиками) — 1938, дата восстановления (после войны с немецкими захватчиками) — март 1944, территория предприятия (в га) — 170, площадь застройки (в га) — 0,5, находится в подчинении Новоблпищепрома, производственная специальность — выпуск пищевых продуктов из местного сырья.
Перечень цехов, мастерских по Молвотицкому райпищекомбинату: 1. Вареньеварочный, количество работающих — 3 человека; 2.Бондарный, количество работающих –2 человека. (Для читателей помоложе справка: бондарное производство — это изготовление бочек). Далее перечислены здания и сооружения, принадлежавшие пищекомбинату: «Производственный (вареньеварочный) цех, 1945 года постройки, площадью 84 кв. метра, местонахождение — Хлебалово; бондарка, год постройки неизвестен, полезная площадь — 56 кв. метров, адрес — Хлебалово; контора, 1947 год, 36 кв. метров, находится в Хлебалове; скотный двор, 1945 года постройки, площадь составляет 102 кв. метра, находится в Хлебалове; два жилых дома, в Ивахнове и Лаврове (это близлежащие к Хлебалову деревни), год постройки неизвестен, полезная площадь — 70 и 42 кв. метра соответственно; конюшня в деревне Ивахново, год постройки также неизвестен, площадь — 42 кв. метра; овощехранилище в Хлебалове 1944 года постройки, площадью 88 кв. метров и, наконец, ларёк, находившийся в Марёве, 1946 года постройки площадью 8 кв. метров.
Все здания — деревянные, одноэтажные, являются собственностью пищекомбината. Характеристика сырьевой базы: было, конечно, и привозное сырьё, но большая часть — местное. Это и сахарная свёкла, и клюква, и «прочие ягоды» (так — в тексте документа). Перечислена и выпущенная за 1946 год продукция с указанием количества; безалкогольных напитков — 1307 гкл (гекалитров), варенья — 7731 кг, киселей — 3845 кг, пирогов — 1599 кг, заготовлено ягод — 15 330 кг, компота — 3854 кг, пряников — 390 кг.
Были у пищекомбината и транспортные средства. Причём в этом списке не только две автомашины: «Бюссинг — наг» (это тяжёлый немецкий грузовик грузоподъёмностью 2 тонны) и ЗИС‑5 грузоподъёмностью 3 тонны, но и четыре рабочих лошади да два рабочих быка.
Позднее, в пятидесятые годы, выпускал комбинат кроме пряников, варенья и безалкогольных напитков (фруктовой воды, морса, кваса) ещё и патоку, фруктовый сахар, крахмал сухой, капусту квашеную, огурцы солёные, грибы солёные и т. д. А в плане развития РПК на 1952 год перечислены объекты и направления деятельности. Цитирую: «1. Построить шкафную сушилку с огневым колорифером. 2. Построить при заводе картофелехранилище на 200 т. 3. Построить артезианский колодец. 4. Построить бондарно-столярную мастерскую. 5. Обнести часть территории завода забором. 6. Произвести чистку прудов‑водоёмов. 7. Весной провести пересадку и рыхление яблонь (150 штук). 8. Закупить сортовой смородины 100 кустов. 9. Путём закупа и контрактации приобрести 20 пчелосемей. 10. Посеять весной 3 га овса на фураж. 11. Закупить семенного материала овса 7,5 центнера. 12. Перенести конюшню на другое место по плану строительства».
Пищекомбинат работал, трудились люди. Пусть не так много, как в совхозах и колхозах, но, тем не менее, порядка 50–60 работников. Не всё было безоблачно, были проблемы, но всё же в такое непростое время — военное и послевоенное работали на этом и других предприятиях в районе множество людей. Имели они такую возможность — трудиться и кормить свои семьи. (А что ж сейчас, при таком-то уровне технического прогресса, нам пряников не налепить? Печально...).
Одновременно с ликвидацией Молвотицкого района в 1962 году (район был восстановлен в правах 30 декабря 1966 года, уже под названием «Марёвский») был ликвидирован и пищекомбинат. Однако есть ещё в Марёве люди, которые помнят вкус его продукции, нахваливают тот лимонад, те пряники, что продавали в маленьком ларьке.
Пользуясь представленной возможностью, хочу обратиться к читателям газеты. Наверняка есть люди, которые могут что-то рассказать о РПК. Возможно, там работали родственники, есть какая-то информация. Я думаю, было бы здорово записать такие воспоминания, сохранить их для наших детей и внуков. Неравнодушных людей ждём в Марёвском муниципальном архиве!
Анатолий КАСАТКИН
Фото автора