22 июня, в день памяти и скорби, на воинском захоронении в деревне Селищи с отданием воинских почестей и по православным канонам предали земле останки лётчика Алексея Алексеевича Зеленского, погибшего в июне 1942 года вблизи деревни Мостки.
Что мы знаем о нём? Скупую информацию из архива: родился и жил в Украинской ССР, в Днепропетровске. В 1940‑м был призван в ряды Красной Армии. Воевал в составе первой ударной авиационной группы 160‑го истребительного авиаполка Волховского фронта. Сражался бесстрашно, о чём свидетельствует наградной лист: за месяц до гибели Алексей был представлен к награде — ордену Красного Знамени. Как следует из документа, 8 мая 1942 года при сопровождении Пе‑2 в район Кириши Алексей Зеленский храбро дрался с фашистскими лётчиками в воздушном бою, где участвовало до 20 самолётов с обеих сторон. Из-за повреждённого бензобака вышел из боя и направил машину в сторону нашей территории. В этот момент встретил в небе ХЕНКЕЛЯ‑126. Несмотря на струю бензина из пробитого бака вступил в бой и двумя прицельными очередями сбил немецкий самолёт-разведчик.
Через месяц лётчик погиб. И до 2018 года считался без вести пропавшим. Именно тогда во время международной военно-исторической экспедиции «Волховский фронт. Чудово» сначала подняли самолёт, а потом и самого лётчика. Корреспондент «Российской газеты» Елена Николаева подробно описывает, как это происходило и с какими трудностями пришлось столкнуться поисковикам:
«Начинающие поисковики (а именно молодёжь, приглашённая в экспедицию для обучения поисковым навыкам, обнаружила место гибели героя) могли просто пройти мимо небольшой воронки. Лишь мелкие хрупкие фрагменты алюминия, разбросанные по краю, позволили понять, что здесь может быть место падения самолёта. Проверили воронку щупами, в глубине под ними заскрежетал металл. Лопатами сняли верхний слой земли, добрались до первых крупных деталей.
Пригласили специалистов, которые в Поисковом движении России специализируются на поднятии самолётов. Две недели бойцы поисковых отрядов из Вологды, Челябинска и Тюмени раскрывали воронку размером 6 на 8 метров. Подняли винт с муфтой, деталь коленчатого вала, радиатор двигателя, элементы фюзеляжа. Как вспоминают поисковики, каждую деталь приходилось буквально выколупывать из тяжёлой и плотной глины. Но именно она и обеспечила хорошую сохранность и металлу, и дереву, и другим находкам, пролежавшим в земле более 75 лет.
По расположению и деформации деталей самолёта стало понятно, что подбитый и горящий ЛаГГ‑3 штопором ушёл в этом месте в землю на глубину пять метров.
Как рассказал командир Вологодского поискового отряда Иван Дьяков, под грудой металла вначале нашли командирский планшет, в котором обнаружили карту, фотографию лётчика и другие бумаги. А затем, 21 августа, нашли уже и останки самого лётчика в лётном комбинезоне. В кармане гимнастёрки лежал комсомольский билет, сохранились и номер, и фамилия лётчика. Сравнили его данные, информацию о потерях в военных донесениях и номер двигателя самолёта.
Полное совпадение: на ЛаГГ‑3 в воздушном бою близ деревень Мостки и Кузино 12 июня 1942 года был сбит старший сержант Зеленский Алексей Алексеевич, воевавший в составе первой ударной авиационной группы 160‑го истребительного авиаполка Волховского фронта».
И далее начинается история, которую можно было бы назвать чисто политической. Однако люди, непосредственно занимающиеся доставкой на родину останков бойцов Великой Отечественной, с такой трактовкой не согласны:
— Украинские коллеги, с которыми мы работаем уже много лет невзирая ни на какие политические несогласия, нашли родственников лётчика. Мы подготовили все документы и готовы были доставить останки героя, но родственники отказались. Это частный случай. Мы работаем с Украиной во всё время существования проекта. Проблем не было и нет, — прокомментировал ситуацию координатор всероссийского проекта «Дорога домой» военно-исторического центра Северо-Западного округа Андрей Лященко.
Проект «Дорога домой» создан более двух лет назад и существует исключительно на пожертвования трёх крупнейших частных музеев: музея военной истории России «Музей Битвы за Ленинград» (Всеволожск), «Музея техники Вадима Задорожного» (Москва), музея военной техники «Боевая слава Урала» (Верхняя Пышма). За это время более ста солдат и офицеров Красной Армии «вернулись» на родину.
— География обширная: Россия, Беларусь, Украина, Казахстан, — рассказывает координатор проекта Анна Тотьмянина. — Были в нашей практике случаи, когда родственников нет или они по каким-то причинам не готовы принять останки. Тогда мы ведём диалог с местными властями и всегда находим поддержку, как в данном случае.
Напомним, после отказа родственников представители проекта обратились в администрацию Чудовского района с просьбой оказать содействие в организации захоронения останков лётчика на воинском мемориале в деревне Селищи с отдельным надгробием. Не было никаких сомнений, что чудовцы пойдут такой просьбе навстречу.
Проститься с героем 22 июня пришли десятки людей. Обращаясь к участникам митинга, глава Чудовского района Николай Хатунцев сказал:
— Алексей Алексеевич Зеленский — настоящий герой, который сражался здесь, на Волховском фронте. Неоднократно поощрялся командованием, в боях проявил себя дерзким, бесстрашным пилотом. Неоднократно попадал в переделки, когда самолёт возвращался с пробоинами, неисправностями. 12 июня 1942 года жизнь Алексея трагически оборвалась. Как быстро стало течь время с июня 41‑го. Восемнадцатилетний юноша становится мужчиной, становится героем. За короткие месяцы он совершил с конца февраля до мая 42‑го более 60 боевых вылетов. Более 60 раз был один на один со смертью.
Мы испытываем гордость оттого, что герой упокоится на чудовской земле. Вечно будем помнить подвиг тех, кто проливал кровь за нашу победу.
Никого не оставили равнодушными слова Андрея Лященко, напомнившего о том, о чём мы не должны забывать никогда:
— Если брать средние цифры, каждый день во время Великой Отечественной страна теряла 19 тысяч своих граждан. Каждый час 800 человек. Каждую минуту 13 наших соотечественников отдавали свою жизнь за наше мирное небо. Если бы по каждому из них объявить минуту молчания, то бывший Советский Союз молчал бы 52 года. Цифры, с которыми не поспоришь.
Он с горечью отметил, что сегодня много равнодушия, в адрес наших солдат, нашей страны звучат несправедливые упрёки. И только наше неравнодушие не позволит никому забрать у нас нашу победу. Своё выступление Андрей завершил словами:
— Закончилась дорога домой старшего сержанта Алексея Зеленского. Именно дорога домой, потому что нет у нас украинцев, казахов, литовцев. Есть наши советские солдаты — одни на всех.
В честь героя прозвучали три оружейных залпа. Настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери Сергий Стольников обратился к присутствующим с просьбой молитвенно почтить память Алексея и всех, головы сложивших на поле брани. Люди не сдерживали слёз: лётчику, который выходил один на один со смертью и погиб, было двадцать — мальчишка совсем, который мог прожить яркую счастливую жизнь... Принять это сердцем очень тяжело.
Когда всё закончилось, к нам подошла участница митинга Ирина Борисовна и показала стихи, которые родились у неё экспромтом. Эти строки очень точно передают то, о чём думали все мы:
Он был так молод, 20 лет,
когда за Родину сражался.
О смерти он не думал, нет —
бесстрашно в небо поднимался.
Для матери совсем дитя,
для Родины — отважный воин,
Герой, чей подвиг сквозь года
высокой памяти достоин!
Будем и мы достойны памяти младшего сержанта Алексея Зеленского, погибшего таким молодым. За нашу Родину. За нашу свободу. За мирное небо. Вечная память...
Светлана ЩЁГОЛЕВА
Фото автора