Суббота, 26 октября 2024

Редакция

«Машина пламенем объята...»

Поисковики отряда «Демянск» обнаружили самолёт полковника-орденоносца Александра Липилина.

Разведка показала

В середине нынешнего года члены отряда Алексей и Людмила Арсентьевы отправились в разведку в район села Лужно. По полученной ими информации от местного жителя Анатолия Егорова в поле находились небольшие фрагменты алюминия, похожие на обшивку.

Прибыв в заданный район, поисковики быстро определили местоположение самолёта, и после 2‑х дней изнурительных земляных работ их ждал успех. Были обнаружены и подняты обломки корпуса, винт и двигатель самолёта. Характерные особенности деталей указывали на советский истребитель МиГ‑3, выпущенный в августе 1941 года. Останков пилота при этом обнаружено не было.

При помощи историка авиации, члена московского поискового отряда «Вымпел» Игоря Михайлюка по номеру мотора была установлена принадлежность боевой машины. Выяснилось, что самолёт воевал в 41‑м истребительном авиационном полку 7‑й смешанной авиадивизии Северо-Западного фронта. Пилотом был старший лейтенант Александр Липилин.

Как это было

26 сентября 1941 года «шестерка» советских истребителей вылетела на штурмовку немецких позиций. Над линией фронта группу встретил шквальный зенитный огонь, и самолёт Липилина был сбит. Раненый пилот смог покинуть горящую машину и успешно приземлиться на парашюте. Через несколько дней скитаний по немецким тылам и демянским болотам лётчик выбрался к своим. Забегая вперед и зная биографию Александра Алексеевича, поисковики отметили: «Раненный, он не старался форсировать выход к своим. Он действовал осторожно, четко, не торопясь. Это говорит о выдержке, расчетливости, обученности и даже смекалке летчика. Да и его биография это подтверждает в полной мере».

После излечения в госпитале Александр Липилин вернулся в свою часть и продолжил сражаться с фашистами.

В октябре 1941 года за бесстрашие, героизм и отвагу, проявленные в бою, старший лейтенант Липилин был представлен к званию Героя Советского Союза, которого и был удостоен в феврале 1942 года.

Поисковики отряда «Демянск» сердечно поблагодарили председателя ООО «Луженское» Владимира Ивановича Ражева за технику, предоставленную для поисковых работ.

Страницы жизни

Родился Александр Алексеевич 18 января 1913 года в посёлке Рассказово Тамбовской губернии. После окончания семи классов школы и школы фабрично-заводского ученичества проживал и работал в Свердловске.

В 1934–1938 годах Александр Липилин проходил службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии. Уже в 1937 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков‑наблюдателей. В 1940 году Липилин повторно был призван в армию.

На фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками — с самого начала войны — с 22 июня 1941 года.

В октябре 1941 года старший лейтенант Липилин — командир звена 41‑го истребительного авиаполка 7‑й смешанной авиадивизии Северо-Западного фронта. Совершил более 112 боевых вылетов, сбив по разным данным до 9 вражеских самолётов лично. Кроме того, Алексей Липилин во время штурмовок уничтожил более 30 автомашин и 4 переправы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старший лейтенант Александр Липилин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 677.

К январю 1942 года Липилин совершает уже 257 боевых вылетов, проведя около 50 воздушных боёв. С 1942 года служил в перегоночной авиации, занимался переброской самолётов, идущих в СССР по ленд-лизу через Аляску в Сибирь. Надо сказать, что это был сложный маршрут, а сама миссия Липилина крайне важна для страны.

После окончания войны Александр Алексеевич Липилин продолжил службу в Военно-воздушных силах. В декабре 1949 года его назначают на должность командира авиаполка, в декабре 1951 года — на должность заместителя командира авиационной дивизии, дислоцировавшейся на территории Польши, а 1952 году — на должность командира этой дивизии.

В 1954 году он окончил курсы усовершенствования офицерского состава, а через 3 года — Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. В 1961 году в звании полковника Александр Алексеевич Липилин был уволен в запас.

Но на этом его профессиональная карьера, естественно, не могла закончиться. Специалистов с таким боевым и управленческим опытом нужно было еще поискать. Он переходит на работу инженером в ОКБ Сухого.

К сожалению, Александр Алексеевич не дожил до поднятия его самолета. Его не стало 27 февраля 2003 года, похоронен на Широкореченском кладбище Екатеринбурга.

За свои заслуги герой был удостоен двух орденов Ленина, двух орденов Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны 1‑й степени, двух орденов Красной Звезды, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Москвы» и других наград.

Иван БОРОДИН
Коллаж автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА