Суббота, 26 октября 2024

Редакция

Прошлое и настоящее Лугского погоста

Недавно в храме Георгия Победоносца в деревне Лугско Мойкинского сельского поселения Батецкого района окрестили ребёнка.

«Эка невидаль», — может удивиться кто-либо из читателей. И в чём-то будет даже прав. Лугский погост Водской пятины упоминается в писцовых книгах, как минимум, со второй половины семнадцатого века. Сколько народу даже не за годы — за века — прошли там обряд крещения...

Так — да не так. До второго десятилетия нынешнего века дожил лишь обветшалый остов бывшей церковной колокольни. Ни крыши, ни окон, ни дверей и в помине не было. И если б не неугомонный характер любуницкого старосты Татьяны Чесноковой, руины так и канули бы в безысходную вечность.

Но нет. Обзаведясь единомышленниками, небезучастными и деятельными людьми, Татьяна Анатольевна сумела сдвинуть дело с мёртвой точки. Храм был восстановлен. Быть может, в конце XIX века, когда его построили (до того была небольшая, скромная церквушка), он производил более грандиозное впечатление — недаром слава о нём разносилась по всей округе. Но и восстановленная в нынешнем виде церковь представляет приятную глазу картинку. С годами она только хорошеет. Само собой, благодаря неустанным трудам добрых, заботливых рук.

Обо всём в своё время газета «Батецкий край» рассказывала. О людях, которые вместе с Татьяной Чесноковой не сентиментально мечтали, а хлопотали, собирали средства и строили. О том, как в декабре 2014 года мечта стала явью.

И вот — первое после возрождения храма крещение младенца (на фото). Таинство приобщения к церкви прошёл юный Владимир Сидоренко, которому на тот момент исполнилось 1 год 11 месяцев. Провёл обряд священнослужитель Стефан Цхай, настоятель церкви Ксении Петербургской в посёлке Тёсово‑Нетыльский.

Преданья старины глубокой

Сведения о Лугском погосте Водской пятины сохранились в архивах. Серьёзную исследовательскую работу провёл отец недавно окрещённого малыша Сергей Иванов, преподаватель Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета. Предвосхищая возможный вопрос внимательного читателя — откуда у сына другая фамилия, сразу следует пояснить: от матери. А в ответ на просьбу объяснить, почему ребёнка решили крестить именно в храме Георгия Победоносца, Сергей Иванов ответил: «Предки у меня оттуда. Несколько поколений жили в деревне Лугско и крестились в местной церкви — в разные времена она неоднократно перестраивалась и называлась по-разному». Словом, было решено возобновить древние традиции.

Собранные архивные сведения — на вес золота. В них запечатлён дух времени и места. Если не бравировать искушённостью в филологии, но сделать скидку не столько даже на отличие тогдашних правил русского языка от современных, сколько на разницу между уровнем образованности провинциальных дьячков и столичных грамотеев, можно почерпнуть для себя много любопытного. В первозданном написании — особая прелесть. Это как старый, пожелтевший от времени фотоснимок без ретуши. Тем более, что фотографии как таковой тогда не было. Итак...

В переписной книге Ладоги и Водской пятины 1645–1646 годов есть запись: «Погост Луской, а на погосте церковь древяна клецки во имя Георгия Страстотерпца, строенье мирское. На погосте двор попа Моисея, у него сын Никитка. Дьячок Павелко. И всего на погосте Луском двор попов, двор дьячков, у попа сын один человек, и всего три человека».

В «Переписной книге помещичьих, вотчинных, монастырских и дворцовых крестьян, церковнослужителей Воцкой пятины Новгородского уезда переписи Артемия Никитича Селивачова», датированной 1707 годом, написано: «На том же погосте Луске церковь во имя великомученика Георгия, а у тое церкви причетники: во дворе поп Марк Никитин с сыном своим понамарём Савастьяном, во дворе дьячок Семён Богданов, а живут на церковной земле».

Имеется также запись в «Переписной книге дворян, церковнолужителей, монахов, помещичьих, монастырских и дворцовых крестьян Вотцкой пятины Корельской половины переписи Михаила Васильевича Мещерского» от 1710 года: «Погост Егорьевской Луской, а в нём церковь деревянная во имя великомученика Христова Георгия, стоит на монастырской Вяжитцкого монастыря на вотчинной земле, а у тое церкви церковных причетников: во дворе поп Савастьян Марков тридцати пяти лет, у него жена Матрёна Степанова, дочь двадцати пяти лет; у него ж дочь Офимья, девяти лет, да два сына: Павел двух лет, Исаак году; да у него ж отец, а тое ж церкви другой бывший поп, Марк Никитин, семидесяти лет, лежит в расслаблении и безъязычен, у него жена Евдокия Семёнова, дочь шестидесяти лет. У него ж, попа Саве, братья родные: Клементий Марков тридцати четырёх лет, Гарасим тридцати двух лет, оба холосты; отходя в мире, кормятца Христовым именем и чёрной работой. У него ж, попа Саве, две сестры родные: девки Ульяна двенадцати лет, Ирина шести лет. Во дворе дьячок Семён Июдин сорока пяти лет, у него жена Катерина Васильева, дочь двадцати трёх лет, сын Данила году, у него ж племянница родная Ирина Иванова, дочь десяти лет. А по скаске вышеписанного попа с причетники, живут оне в двух дворах разных помещиков на земле Софийского дому дьяка Якова Лапшинского да Петра Иванова сына Неёлова и пашут тое землю, также и у посторонних всяких чинов людей и с пятого снопа. А с приходских людей приходит ему, попу с причетники, хлебной руги: ржи с венца по четверику, овса по получетверику на год в московскую меру. И с того у тое церкви Божии и служит, а земледелием и питаютца, а государевого жалованья им, попу с причетники, преж сего не доставалось, и ныне не отколь не даётца. Итого церковных причетников два двора людей, в них мужеска и женска полов пятнадцать человек. В том числе: 2 попа, причетников 1 человек. У них детей и братья 4 человека. От роду до 5–3, до 40–3, до 50–1, до 70–1. Итого мужеска полу 8 человек, женска полу семь человек: до 10–3, до 15–1, до 30–2, до 60–1».

В Новгородском архиве сохранилось доношение за 1764 год о построении церквей Водской пятины, в том числе Лугского погоста: «1764 года августа дня Воцкой Новгородского уезда пятины Луского погоста церкви Иоана Богослова священник Михаил Фёдоров, дьячок Данила Семёнов, пономарь Павел Савастьянов, выслушав ея Императорского величества указ, присланной из Новгородской святейшего правительствующего синода члена Великого Господина преосвященного Дмитрия митрополита Великоновгородского и Великолуцкого духовной консистории Воцкой Новгородского уезда пятины в духовное правление, сказали: вышеозначенная церковь Иоанна Богослова построена на помещицкой земли в прошлом 1739 году блаженныя памяти преосвященном Феофане, архиепископе Новгородском, в которой церкви божественная служба, но временная воскресные и праздничные викториальные дни, а иногда заставные от приходских людей, о чём сей скаской объявляем мы, священник с причетниками, самую сущую правду, а сию скаску писал священник Михаил своею рукой, дьячок Данила Семёнов руку приложил, пономарь Павел Савастьянов руку приложил».

Одна из более поздних архивных записей датирована 1824 годом. В церковных ведомостях Лугского погоста церкви Иоанна Богослова значится: «Заштатный дьячок Александр Михайлов, 57 лет. Жена его, Пелагея Наумова, 56 лет, дочь Заверяжской вотчины деревни Любуницы крестьянина Наума Павлова. Дети их: Никифор (22 года) при оной церкви пономарём, Василий (20 лет) в Новгородской семинарии учится философии, Татьяна в замужестве за священником Селищского погоста Никитой Ивановым, Евдокия (31 год) в замужестве за диаконом сей церкви, Евдокия в замужестве за диаконом Лугского уезда села Мроткино Дмитрием Михайловым».

Интересна судьба потомков священника Лугского погоста Фёдора Сергеева. Сын дьячка Александра Михайлова Никифор Александров затем стал диаконом погоста Павлово Гдовского уезда. В этом погосте он значился под фамилией Богословский.

Сын священника Спасского погоста Ивана Михайлова в Новгородской семинарии, где учился с 1815 по 1821 годы на отцовском содержании, получил фамилию Колумбов. По окончании обучения его назначили настоятелем церкви Климентовского погоста. С 1823 года стал благочинным. В это благочиние входила и Лугская Иоанновская церковь.

Стефан Богословский, сын дьячка Александра Михайлова, стал священником, ключарём собора в Петрозаводске, а затем — инспектором и учителем училища. В 1818 году был награждён бронзовым крестом за войну с Францией.

Подготовил Андрей ЕВГЕНЬЕВ
Фото Татьяны Чесноковой

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА