Понедельник, 15 сентября 2025

Редакция

Холодное лето 37-го

30 октября – День памяти жертв политических репрессий

Деревни Холм Смерденицкого сельсовета давно нет на карте нашего района. Но память жительницы п. Любытино Нины Фёдоровны Павловой бережно хранит воспоминания о ней – слишком многое связано с малой родиной, и сейчас при рассказе о семье из её глаз катится тяжёлая слеза, которая вместила в себя страшное слово «репрессии».

Отца своего, Фёдора Фёдоровича Александрова, она не помнит. Да и как помнить, если ей было всего шесть месяцев, когда к дому подъехал «чёрный ворон»...

– Нас, детей, в семье было пятеро. Я – самая младшая.

Без вины виноватый

Мама, великая труженица, вспоминала лето 1937-го. Родители вели единоличное хозяйство. Не скажу, что оно было крупным – лошадь, корова, куры плюс земельный участок. Когда загоняли в колхоз, отец сказал, как отрезал: «Не пойду! У меня дети с голоду умрут». Уже потом мы узнали, что осенью, того же 37-го, его расстреляли, что называется, без суда и следствия.

Как мы выжили, одному Богу известно. Забрали всё: дом, который построил отец, наскоро покрыв его соломой; живность... Это было страшное время. Старший брат отца переехал жить в деревню Витин Бор. Нам оставил свой дом, который делился на две половины – летнюю и зимнюю. Так одну часть отпилили, посчитали, что для нашей семьи это будет роскошью, мы жили в «зимнике». Слова «враг народа», словно клеймо, преследовали долгое время.

Старшего брата перед Великой Отечественной назначили бригадиром в колхозе. Он был молод, но в работе знал толк. Организованно провёл посевную. Осталось немного семян. Люди голодные были, и он эти семена раздал колхозникам, за что и поплатился, получив срок 5 лет.

Когда началась война, мне было четыре с половиной года. Брата освободили, отправили на передовую. Сестра – на оборонных работах. Мама возвращалась из колхоза без сил.

В первый класс начальной школы д. Смерденицы меня собирали всей семьёй. Из солдатской шинели сшили пальтишко, подобрали кирзовые сапоги на несколько размеров больше... Каждый день мы, шесть деревенских мальчишек и девчонок, преодолевали расстояние три километра в одну сторону и три – в другую. Именно преодолевали, потому как тропинку с осени до весны расчищали сами, снега же выпадало много. С нетерпением ждали тепла, когда на проталинах появится первая растительность. А уж о лете, когда можно было вдоволь наесться ягод, собрать грибов, мы просто мечтали! – рассказывает Нина Фёдоровна.

Только труд всему основа

Когда ей исполнилось 15 лет, мама отправила дочь в няньки, в Ленинград. И хотя сердце разрывалось от боли, это был единственный способ выжить.

Стоял тёплый сентябрь. В ситцевом платье, в кофточке, резиновых сапогах Нина поехала на поезде на пригородную станцию Северной столицы. Началась взрослая жизнь. На плечи девочки-подростка легла забота о двух малышах – одному не было и года, второму едва исполнилось пять. Хозяйка работала в детском доме, успевала только готовить и стирать, полоскать огромную корзину белья отправляла Нину. Летом – тепло. Холодной осенью и зимой немели руки... Затем – возвращение в родную деревню. Её не страшила любая работа. Ещё в детстве брат научил и стога сена метать, и с лошадьми управляться... На лесозаготовках трудилась наравне с мужчинами.

Устроилась на железную дорогу. И вагоны разгружала, и рельсы приходилось менять... Руки, привыкшие с раннего детства к труду, были постоянно в мозолях.

А затем, по её словам, случилось чудо – брат достал справку на получение паспорта:

– Я была счастлива! Зимой по снегу бежала за 10 километров в Любытино. Дороги не чувствовала! Увидела огоньки в райцентре, ноги словно отнялись. Села на снежную дорогу, перевела дух и дальше. Получила главный документ.

До выхода на заслуженный отдых Нина Фёдоровна четверть века трудилась в местной типографии.

Судьба посылала ей одно испытание за другим, но она выстояла. И сейчас её трудолюбие, мудрость, любовь к жизни, оптимизм вызывают чувство истинного уважения.

30 октября она придёт в небольшой сквер, где установлена гранитная плита и стела в память о жертвах политических репрессий. Поклонится отцу и тысячам людей, по судьбам которых в 30-е годы прошлого века прошел безжалостный каток репрессий.

Лариса ПЛАТОНОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА