Пятница, 25 октября 2024

Редакция

Достойный пример стойкости и любви

13 декабря 1939 года в нашем городе в семье рабочих родилась девочка, которую назвали Людочкой.

Завтра свой юбилей отметит коренная сольчанка Людмила Васильевна Бойко, имеющая почти 40‑летний трудовой стаж и всего три записи в трудовой книжке.

К её воспоминаниям о военном времени (часть из них — воспоминания родных) нельзя остаться равнодушным. Когда началась война, ей было всего полтора годика. Отца сразу не призвали на фронт по причине наличия в семье грудного ребёнка: в апреле 1941 года у Люси (как её называли родители и знакомые) появился братик.

— Отца направили копать противотанковые рвы в Шимском районе, — рассказывает юбиляр. — Немецкие войска наступали так стремительно, что призвать в армию успели не всех солецких мужчин. Моя мама, Силичева Пелагея Ивановна, в день, когда началась оккупация, с утра пошла на работу в пекарню. Поставила хлеб в печь, а в этот момент на улицах города появились немецкие солдаты, машины, танки. Работницы бросились в отдел кадров за трудовыми книжками, и мама с ними. Директор пекарни по фамилии Ражев подошёл к ней и сказал: «Поля, зачем тебе книжка? Беги домой, к детям».

Отец Людмилы вернулся домой, когда немецкие войска заняли территорию района. На ту пору семья жила в большом, двухэтажном дедовском доме по улице Володарского. Немцы разместили в этом доме штаб, там же была и кухня.

— Страшное было время, — продолжает Людмила Васильевна, — родителям приходилось искать приют у соседей. Жители города голодали, выживали как могли. На полях у деревни Высокое собирали мороженную картошку, мыли её, разминали в лепёшки и обкладывали ими печь, чтобы поджарить. Отец ездил в лес, заготавливал древесину, от нехватки еды и отсутствия тёплой одежды вскоре он заболел. Дошло до того, что ходить не мог, ползал вокруг печи. Мы предлагали ему печёную картошку, а он отказывался, говорил, что невкусно, чтобы нам больше досталось. Весной вся трава в округе была съедена. Ели заячью киселку, столбцы (хвощ), варили лебеду, крапиву.

Но не все немцы были жестокими. Один из них работал на кухне по-соседству. Он винил Гитлера в войне, рассказывал о троих своих детях, оставшихся в Германии. Солецкие ребятишки старались играть недалеко от кухни, где пахло едой. Людмила Васильевна помнит, как повар сначала выгонял их: «Киндер, вэк (прочь), потом придёте». А затем после обеда «втихушку» кормил голодных детей. Больше всего сольчанке запомнился гороховый суп из брикетов.

Эсэсовцев в городе было немного, их узнавали по чёрной форме. Проходя мимо детей, они нередко приспускали поводки, на которых водили свирепых овчарок. На городской площади казнили коммунистов, партизан, тех, кто нарушал немецкие порядки, комендантский час.

— После освобождения города отца призвали на фронт, воевал он в пехоте, был пулемётчиком, дошёл до Берлина, брал рейхстаг, — вспоминает юбиляр. — Я в то время уже подросла, отвечала за брата, помогала матери. Май 1945 года Сольцы встретили, как и вся страна, с ликованием, радостью: люди плакали, обнимались, поздравляли друг друга, на площади играли гармони, горожане праздновали Победу.

В 1947 году Люся пошла в школу, училась в разных зданиях, и только в выпускном классе провела несколько месяцев в недавно открывшейся школе № 2, а до этого работала с одноклассниками на строительстве школы. В 1951 году у неё родилась сестрёнка Татьяна, приходилось заботиться и о ней. С 12 лет в летнее время Людмила работала на кирпичном заводе, на заработанные деньги приобрела туфли из свиной кожи, штапельное тёмно-синее платье в белый ромбик, часы.

После школы окончила курсы радистов и трудилась в войсковой части, где познакомилась с будущим мужем, военнослужащим Александром Бойко.

В 1965 году устроилась вязальщицей Солецкого филиала Ленинградского чулочно-перчаточного объединения «Смена». А в апреле 1972 года стала страховым агентом Солецкой инспекции Госстраха, возглавлял которую Царёв Константин Васильевич. Участком Людмилы Васильевны была территория Невского сельского совета. Граждане страховали в то время жизнь, имущество, животных от болезней, в колхозах и совхозах страховались посевы от неурожая. Много лет подряд Людмила Васильевна являлась председателем профкома, организовывала поездки работников Госстраха в Прибалтику, Москву, Ленинград, Минск, Пушкинские горы.

25 лет передового труда высоко оценило государство, в её «активе» — множество наград. Одна из них — грамота министерства финансов РСФСР.

Людмила Васильевна вместе с супругом воспитали двух дочерей, помогли им получить достойное образование. Не забывала она и семьи брата, сестры, чувствуя ответственность за своих младших.

17 лет назад врачи обнаружили у Людмилы Васильевны тяжёлое заболевание. Всё последующее время сильная духом женщина, её родные вели борьбу с недугом. Несмотря на то что последние годы она прикована к постели, до сих пор не потеряла интереса ко всему, что происходит вокруг. Остаётся в курсе солецких новостей, общается по телефону со знакомыми, пытается, как и раньше, принять посильное участие в судьбах своих родных и знакомых.

— Её хорошо помнят жители нашего района, — сообщила нам дочь Людмилы Васильевны, ветеран МВД Надежда Лунина. — Практически каждый день я передаю маме приветы и пожелания долгих лет от её многочисленных знакомых.

От всей души желаем юбиляру стойкости, терпения, здоровья и побольше радостных мгновений!

Сергей ОВЧИННИКОВ
Фото из семейного архива
Надежды Луниной

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА