Подготовленный при Любытинском ДК спектакль «Играем жизнь» прошел с шикарным аншлагом почти два месяца назад. Мы попытались узнать, что сейчас происходит за театральными кулисами и когда любытинским театралам готовиться к следующей премьере.
Библиотекарь — актер
Авторов у спектакля оказалось двое: режиссер — заведующая отделом Любытинского ДК Ольга Бойцова, а сценарист (а также помощник режиссера по подбору актеров, костюмер) — заведующая отделом обслуживания районной библиотеки Наталья Богданова. Она же — творческий вдохновитель.
Наши библиотекари — вообще известные лицедеи. Они читают Пушкина на Базарной площади, воплощают советскую эпоху в отдельно взятом читальном зале — со всеми узнаваемыми персонажами того времени.
Год литературы они открывали спектаклем по Чехову «В уездном городе N» и сами смело вышли на большую сцену перед залом, полным публики. Получилось очень атмосферно и талантливо. А вот на закрытие Года театра задумали объединить миниатюры по произведениям Зощенко и Шукшина. Но поскольку коллектив в библиотеке чисто женский, решили привлечь активных и талантливых читателей.
Мы не могли не поинтересоваться, как это вообще возможно. Библиотекарь — это спокойный, созерцательный человек, который ведет каталоги и выдает книги. А тут — раз, и на сцену! Да еще и наших соседей, знакомых и сослуживцев — туда же, за собой!
Наталья Богданова отрицательно качает головой. Библиотекарь, по ее мнению, — профессионал разноплановый. И актер, и декламатор, и сценарист. И компьютерный гений, если захотите. Эпоха, когда их обязанности ограничивались мирной расстановкой книг на полках, канула в Лету навсегда.
Правда, привлечь актеров со стороны оказалось непросто. Кто-то отмахивался: «Ой, там столько текста нужно учить!». Другие ссылались на отсутствие времени. Но самый форс-мажор случился за 2 дня до премьеры. Когда один актер отказался от участия в спектакле по семейным обстоятельствам, другого отвлекла работа. Искали в спешке и почти в отчаянии. Наталья Владимировна вспоминает, как увидела водителя передвижной библиотеки и подошла к нему с вопросом: «Скажите, а как вы относитесь к театру?». «Ну... Театр начинается с вешалки...» — ответил тот. На том и поладили. Персонаж Федора Буслаева сорвал шквал аплодисментов и зрительских восторгов. Предложив роль Андрею Александрову со словами: «Вопрос жизни и смерти», получила еще актера.
ДК и «Домовенок»
Ольга Бойцова — профессиональный режиссер театральных постановок. К любым предложениям помочь организовать театральное действо относится положительно. Но особая ее любовь — детские спектакли. Небольшие, яркие, с обязательным музыкальным сопровождением.
Собственно, Ольга Александровна и ведет театральную студию для детей «Домовенок». По просьбе родителей и учителя Нины Игнатьевой сюда на занятия приходит в полном составе целый класс. Когда ребята были всего-то первоклассниками, уже успешно поставили спектакль «Веселая переменка» по произведениям Агнии Барто. На следующий год спектакль «Федорино горе» занял второе место в областном конкурсе и получил дополнительные награды «За лучший актерский состав» и «Лучшее музыкальное оформление». Осенью 2019 года школьники поставили красивую русскую сказку «Чудесный колокольчик». А в этом году готовят спектакль «О мальчише Кибальчише».
Детские спектакли длятся, как правило, не более 15 минут и полного зала поклонников не собирают. Но зато они талантливые и запоминающиеся: дети с удовольствием выходят на сцену, вдохновенно перевоплощаются, примеряют на себя новые роли и эмоции. В конце концов — учатся дружить, этого в мире гаджетов очень не хватает.
Кстати, эффектное открытие Года театра организовали именно сотрудники ДК. Например, клоунские миниатюры — редкий и прекрасный жанр — исполнили Ольга Бойцова и Наталья Тихонова. Зрители были в восторге и долго вспоминали парочку клоунов — трогательных и забавных, словно пришедших к нам с парижских улиц. Ольга Александровна сама готовила сценарий, основанный на театральных анекдотах и цитатах известных актеров. Было много сюжетных танцев. Вокалистов готовила Наталья Радькова, автор декораций — Наталья Веселова. И, конечно же, харизматичные ведущие — Анна Ткаченко и Александр Антонов.
Мини-спектакль по произведениям Василия Шукшина (он тоже вошел в спектакль «Играем жизнь») Ольга Александровна подготовила со взрослыми людьми — Верой Шинко и Михаилом Ильиным. Действие происходит с двумя немолодыми, уставшими от жизни супругами, скучающими по детям и не вполне понимающими, что дальше делать со своей изменившейся жизнью. Актеры съездили на конкурс в Боровичи, где заняли 2 место (а фактически — 1-е, так как оно в тот раз не было присуждено). А Михаил был признан победителем в номинации «За лучшую мужскую роль».
Взгляд со сцены
Вера Ивановна на сцене выступает не в первый раз. Совсем недавно на общерайонном мероприятии ветераны ставили сценку, которая тоже была тепло принята зрителями. Но вот под руководством профессионального режиссера «играла жизнь» впервые. Не боялась, нет. Чего бояться? И тема близкая, почти личная: суета, дети, которые живут собственной жизнью, неожиданно пришедший возраст и горячая, еще совсем молодая душа. Говорит, что порой казалось, будто это она не заученный текст произносит, а свои чувства озвучивает. Иногда так и получалось. Поэтому каждый раз спектакль оказывался особенным — с новым текстом.
А вот исполнителя мужской роли Ольга Александровна искала полгода. Мужчины отказывались — лиричная, чуть чудаковатая роль отпугивала. Однажды, проводя вечер отдыха, Ольга Александровна обратила внимание на Михаила Ильина: веселый, задорный, с озорной мужской искоркой в глазах. Попробовать свои силы в роли актера он согласился.
Говорят, что сейчас Михаил время от времени уточняет: а что, новый спектакль репетировать не будем? А с гастролями никуда не поедем? А еще что-нибудь интересное нам не предлагали?
Интриги за кулисами?
Ну, к примеру, осколки стекла в тапочки конкурента, кофе, вылитый на платье примы, или хотя бы подножка при выходе на сцену?
Организаторы и актеры в один голос утверждают: ничего такого не было. Обстановка отличалась исключительной благожелательностью. Да и друг друга в полном составе актеры увидели только на заключительном прогоне. Каждую миниатюру репетировали отдельно: так легче собрать актеров.
Но главное — попасть на сцену. Возможно, вам неизвестно, но использование площади единственной в ДК сцены расписано по минутам. Запоздаешь — репетируй в фойе. В очереди — танцевальные коллективы, хор ветеранов, занимающиеся ритмикой, школьники, которые постоянно готовят какие-то мероприятия...
Кстати, сами репетиции долгого времени не занимали, да и проходили всего 2–3 раза. И при этом артисты много импровизировали и находили удовольствие в процессе.
Ольга Александровна говорит, что ни минутки не нервничала и была уверена в исполнителях. А Наталья Владимировна постоянно находилась на сцене в качестве гардеробщицы — на случай, если кому-то понадобится подсказка. Но сценарий не открыли ни разу.
Кстати, наши актеры утверждают, что, выходя на сцену, совсем не смотрят в зал — только на партнера. Поэтому, выйдя на финальный поклон, удивились собранному ими аншлагу.
А нужен ли нам театр?
Когда завершился спектакль «Играем жизнь», зрители еще долго оставались на своих местах — словно ждали продолжения. Наталья Богданова считает, что это хорошо. Значит, закончили вовремя, не успели надоесть. И новый спектакль планирует организовать не раньше, чем через год. Чтобы «не частить» и сохранить интерес зрителей.
Ольга Бойцова чисто теоретически согласна: театр в районе может иметь место. Но нужна предварительная работа. Как минимум — подготовить двухактовый спектакль, свозить его на суд профессионалов. Это необходимо для того, чтобы получить статус народного. В этом случае в ДК откроются две дополнительные ставки для специалистов, которые будут заниматься исключительно театром — постановкой, реквизитом, афишами, гастролями. И актеров понадобится не менее 20 человек. А где их взять, если того же Михаила полгода искали?
А при том, как ситуация складывается сейчас, когда сто разных дел нужно делать одновременно, возможны только подобные постановки, сложенные из миниатюр. И то не чаще, чем раз в год.
Возьмем на себя смелость и сделаем вывод: быть или не быть театру — в руках каждого из нас. У нас есть замечательные профессионалы, которые готовы с нами заниматься. Если вы хотите попробовать себя на сцене — обязательно заявите о себе.
Кстати, Ольга Бойцова осталась равнодушной к нашим предложениям воплотить «Гамлета» или «Трех сестер». А вот что-нибудь доброе, ироничное, комедийное она поставить мечтает. Например, пьесу Ольги Птушкиной.
Кира СОБОЛЕВА
Фото из открытых источников