Конец прошлого года и начало наступившего – время, когда взоры маловишерцев были особенно обращены к теме водоснабжения, качества подаваемой питьевой воды и стоимости услуги по холодному водоснабжению.
С вопросами наших читателей мы обратились к директору муниципального предприятия «ЖКХ ММР» Анатолию ЗАМЫШЛЯЕВУ.
– Начнём, пожалуй, с вопроса по комиссионным сборам, взимаемым при оплате за водоснабжение и водоотведение с января этого года. Обычно ресурсоснабжающие организации эти расходы берут на себя. Некоторые читатели «МВ» даже предположили, что такого рода расходы уже заложены в тариф.
– Нет, данные расходы не учитываются в тарифообразовании. Заключаются договоры с банками, и бремя по оплате комиссии несёт поставщик услуг. Раньше мы так и делали, но ситуация изменилась. Водоочистная станция с нового года работает по новой технологии с применением реагентов, которые стоят в четыре раза дороже старых. Проанализировав экономическую целесообразность, просчитав свои затраты (тем более, что сейчас нам никто не учтёт стоимость нового реагента, это произойдёт только через год и будет учтено в тарифе), мы пришли к выводу: для сокращения расходов придётся исключить траты по оплате банкам комиссионных сборов. Никакие законодательные акты тут ни при чём, это внутреннее дело нашего предприятия. Единственное условие, которое требуется соблюсти по закону, – наличие хотя бы одной точки, где платежи принимаются без комиссии. Такая точка находится в нашем офисе на улице Герцена, 8: в кассе платежи принимаются без комиссии.
– Жители микрорайона улицы Лесной жалуются на качество воды: после отключений течёт грязная, ржавая вода. Прокомментируйте эту ситуацию.
– Да, такое случается, но не часто. В любом случае у нас остаётся слабое звено – наши изношенные сети, и в случае аварий, прорывов мы вынуждены прибегать к отключениям. Станция подкачки на Лесной работает в автоматическом режиме и в ситуации отключения–включения могут происходить гидроудары и срывы с труб окалины. С запуском насосов после остановки на станции подкачки мы тоже работаем, в этом году планируем поменять старые отечественные на более надёжные и плавные при запуске насосы марки «грунфорс». Так что надеюсь, что от подобных неприятных ситуаций мы уйдём, а сегодня рекомендую жителям всё-таки ставить фильтры (кстати при установке водомерного узла использование сетчатого фильтра на вводе в квартиру обязательно согласно техусловиям: это необходимо для работы прибора и защищает от попадания взвеси во внутриквартирную сеть ХВС). Пока по сетям существует проблема износа, от этого фактора сразу сложно избавиться. Своими силами в прошлом году частями, кусочками поменяли около 500 метров труб (на Некрасова, 10; Труда, 1а, Володарского и др.). По отношению к общей протяжённости сети в 59 километров это, конечно, небольшая цифра, но сказать, что мы совсем ничего не делаем, тоже нельзя.
– Срок завершения реконструкции водоочистной станции – декабрь 2019 года, сейчас уже конец января, все ли работы закончены? Станет ли, наконец, качество вишерской питьевой воды соответствовать ГОСТам, СанПиНам и другим требованиям?
– В настоящее время очистные сооружения введены. Они работают с конца декабря, пусконаладочный процесс и устранение мелких замечаний немного захватили январь. Поскольку запуск происходит не за один день, и шли процессы настройки оборудования.
Надо отметить, что это кульминационный момент в истории Малой Вишеры – в городе впервые появилась чистая вода. Это стало возможным после того, как наш район попал в национальный проект «Чистая вода» и были выделены бюджетные денежные средства, порядка 85 миллионов рублей, на реконструкцию ВОС. В данный момент вода соответствует всем нормативам по питьевой воде перед разводящей сетью (анализ проводился на выходе с ВОС).
Износ старых сетей – 85%, и все, естественно, понимают, что следующий шаг – это реконструкция сетей, подающих воду. Получать нормальную воду из крана можно, только когда вся система работает стабильно, без остановок. А пока происходят аварийные ситуации, вода в дома может приходить с окалиной со старых труб и прочими примесями. Поэтому надо обязательно попытаться попасть и по этой теме в такой же большой нацпроект, но это дело не такое быстрое.
– Потребители, даже понимая проблему, платят всё-таки по тарифу за качественную питьевую воду...
– После любых остановок и аварийных ситуаций, когда люди пишут заявления, что у них идёт некачественная вода, мы всегда делаем перерасчёты.
– Вы делаете перерасчёт только по письменному заявлению? А сами не снижаете оплату, когда заведомо знаете, что была авария и после этого в квартирах шла некачественная вода?
– Разводящие сети, на которых происходят отключения, разные, и не у всех потребителей после перебоев в подаче воды она бывает плохая. Экспериментально выяснили, что всё зависит от причины остановки, состояния трубопровода, как прошёл запуск и тому подобное. Однозначной ситуации для всех участков не бывает. Поэтому если гражданин видит плохое качество воды, он должен сделать письменное заявление, и тогда процесс перерасчёта будет запущен.
– Расскажите немного о новой технологии очистки воды?
– Водоочистные сооружения были построены более 50 лет назад, и с самого начала их основания применялась технология очистки воды, основу которой составляли фильтры с песчано-щебёночной разнофракционной загрузкой, которая не доводила воду до необходимых требований СанПиНов, поскольку исходная вода в реке всегда отличалась высокой цветностью, высоким содержанием железа и органики. Теперь используется уникальная технология Диклар (её разработчиком является московская компания «Мирико»), которая, наверное, впервые применена в Новгородской области. Это использование динамических осветлителей речной воды (цветность которой у нас доходит до 200-400 единиц вместо положенных 20 по нормативу) с лёгкой плавающей загрузкой Инерт – синтетическими гранулами, срок службы которых составляет 20 лет.
Процесс очистки, говоря простым языком, похож на стирку. Сначала вода из реки поступает в напорные контактные ёмкости, куда подаётся гипохлорид для обеззараживания и уменьшения содержания органических соединений путём окисления. А при помощи соды регулируется рН воды. Ну и чтобы обеспечить соответствующее качество по СанПиНам, используются реагенты полиоксихлорид алюминия и флокулянт, которые собирают и соединяют между собой все ненужные примеси и неорганические вещества, присутствующие в воде. Эти реагенты позволяют получать питьевую воду с остаточным содержанием алюминия в пределах 0,05-0,10 мг/л, что в два с лишним раза меньше, чем по нормативу ВОЗ (0,20 мг/л).
Затем вся эта смесь подается в динамические осветлители, в которых находятся гранулы Инерт, хлопья налипают на гранулы и остаются в ёмкости, а очищенная вода поступает в резервуары чистой воды. Потом начинается полоскание – система промывки под напором удаляет образовавшиеся в процессе очистки хлопья в дренаж, а гранулы остаются и продолжают функционировать дальше. Весь цикл очистки между промывками длится 6 часов. Производительность ВОС – 150 кубов в час, в два раза больше, чем потребляет весь город за это время. Емкость резервуаров чистой воды 500 кубов. Даже если будут проводиться ремонтные работы в течение рабочего дня на самой ВОС, то воду часов пять можно не отключать.
– С точки зрения безопасности новой технологии что можно сказать?
– Теперь существует необходимость контролировать только такой компонент, как акриловая кислота. Анализ по определению концентрации данного компонента в воде у нас сдан, срок его исполнения три недели, ждём результатов. Свои внутренние исследования мы провели: все показатели в норме. Эта технология широко используется на Западе, и проблем не возникало, потому что она намного лучше прежней.
Хлор – это наша ответственность, иногда идёт неравномерная его раздача. Мы сейчас работаем над проблемой его концентрации. Собираемся приобрести щит управления с автоматическим контроллером, чтоб не вручную подавать гипохлорид. Хлор очень быстро улетучивается, да и старые трубы абсорбируют часть реагента, поэтому иногда его подаётся больше, чтобы доходил до конечного потребителя.
Работа проведена большая, но ещё будут определённые моменты: технология новая, а люди привыкли к старому, научить весь персонал и сразу не получится. Но у нас есть резервуары чистой воды, и в случае каких-то моментов они нас выручат. Теперь вода, текущая из крана, смело может посоревноваться с артезианской, в которой присутствует почти вся таблица Менделеева.
– Анатолий Владимирович, теперь расходы на обслуживание ВОС уменьшатся и ждать ли нам изменения тарифов в связи с нововведениями?
– Сейчас однозначно сказать сложно. Вот отработаем год и тогда сможем спокойно подбить все свои затраты. А насчёт повышения стоимости могу сказать одно: тарифный комитет никогда не позволит повысить стоимость выше определённых норм. Эта сфера регулируется государством.
Ещё хочу добавить, что мы сейчас за свои средства проводим газификацию котельной водоочистной станции, чтобы обновлённый объект в XXI веке не зависел от дров. Обновляемся во всех направлениях.
Интервью провела Елена СВЕТИНА
Фото Валентины Базановой