Жители города и района недовольны оказанием экстренной и неотложной помощи.
Сложившаяся ситуация стала поводом для встречи населения с главным врачом Боровичской станции скорой помощи Вадимом ШЕВЧЕНКО, которая прошла в администрации района 11 марта. В начале разговора Вадим Владимирович проинформировал собравшихся о нормативных актах, которыми руководствуется в своей работе «скорая помощь», рассказал, на основании чего устанавливается время доезда медиков до больного и как рассчитывается необходимое для того или иного населенного пункта количество бригад скорой медицинской помощи. Далее в ходе диалога главный врач ответил на самые больные вопросы граждан.
Первая и несколько последующих претензий, адресованных главврачу, как раз касались несвоевременного прибытия бригады скорой помощи.
Почему «скорая» опаздывает? Какой принцип очередности обслуживания вызовов?
— Ситуация в районе складывается сложная, но не критическая. В 91 проценте случаев доезд «скорой» до пациента составляет до 20 минут. И это немало. Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Порядку оказания скорой медицинской помощи, утвержденному Приказом Минздрава РФ № 388‑н, все вызовы, поступающие на «скорую», делятся на экстренные — когда есть угроза жизни человека, и неотложные — когда есть угроза его здоровью.
Здесь стоит уточнить, что существует определенная приоритетность в обслуживании вызовов. Так, диспетчер незамедлительно отправляет машину на экстренные вызовы. Такие, как нарушения сознания и дыхания, кровотечения, инфаркты и инсульты, отравления, травмы и пр. То есть состояния, требующие срочного медицинского вмешательства. Неотложные вызовы — в основном это ситуации, когда пациент или его родственники жалуются на высокую температуру или повышенное артериальное давление. Днем, как правило, данные вызовы обслуживает амбулаторно-поликлиническая служба. «Скорая» выезжает к таким больным в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни.
Время приезда «скорой» к больному при экстренных вызовах составляет 20 минут, при неотложных — 120 минут.
Задержки «скорой» объясняются полной занятостью в тот или иной момент бригад медиков. Или тем, что машина идет из Боровичей, а это 40–50 минут, так как окуловские бригады — на вызовах. Первую освободившуюся машину, которую диспетчер видит на пульте в режиме реального времени, он тут же отправляет по поступившему вызову. Но это не значит, что на звонок больного никак не отреагировали. Каждый из обратившихся получает грамотные рекомендации фельдшера, что и в какой последовательности необходимо предпринять до приезда «скорой».
Есть ли в районе педиатрические бригады?
— Педиатрических бригад нет даже в Великом Новгороде. И причина все та же — нехватка врачей, в том числе педиатров.
Что делается для привлечения специалистов в район?
— На базе Боровичского медицинского училища регулярно проводятся беседы с потенциальными выпускниками. Также в центр занятости населения направляется список тех вакансий, которые свободны. В частности, Окуловский район сейчас остро нуждается в двух фельдшерах. Найдем — удастся сформировать еще одну полноценную бригаду. Но и здесь существуют нюансы: нагрузка на фельдшера скорой помощи ложится колоссальная, бывают очень сложные случаи, в которых молодой специалист может растеряться и даже испугаться. Поэтому необходимо какое-то время, чтобы начинающий фельдшер адаптировался, перенял опыт старших коллег, закалился психологически.
Для поддержки начинающих медиков в последние годы правительство области реализует ряд программ, в частности — по льготному приобретению жилья для молодых специалистов. Заработная плата фельдшера с 2017 года выросла практически на 50 процентов и составляет сегодня от 21 до 40 тысяч рублей, в лучшую сторону меняются и условия труда. Окуловские фельдшеры активно осваивают современные препараты, используемые при желудочно-кишечных кровотечениях и инфаркте миокарда, отлично осуществляют диагностику острых коронарных состояний, инсультов, самостоятельно проводят тромболитическую терапию, возвращая к жизни тяжелых пациентов. Пусть перечень позитивных перемен небольшой, но это — реальные успехи.
В летний период за счет приезда дачников население Окуловского района увеличивается в 1,5–2 раза. Каким образом вы планирует организовать работу «скорой», чтобы оказывать людям своевременную и качественную помощь?
— Этот вопрос поднимался уже неоднократно, и мы пытаемся его решить. Но недостаток финансирования и отсутствие кадров пока не позволяют этого сделать. В частности, заслуживает внимания предложение, поступившее из зала. Проблему может решить заключение соглашения между Ленинградской и Новгородской областями, достигнутое на уровне губернаторов о командировании на данный период в ваш район бригады скорой помощи из Санкт-Петербурга.
Дороги в Окуловке разбиты, и «скорая» отказывается ехать по плохим улицам...
— Это вопиющие факты, и о таких ситуациях прошу докладывать мне лично. Как главный врач обещаю разобраться в каждом случае индивидуально и принять соответствующие меры. То же касается и обращений, когда больным, доставленным на «скорой», отказали в госпитализации. Нередко в адрес станции скорой помощи звучат упреки в плохой организации работы и отсутствии координационных действий со стационаром, но не всегда все так однозначно. Все мы — люди, нам свойственно ошибаться, нервничать, несколько искажать информацию. Поэтому прошу оперировать только конкретными данными.
Выдаются ли на наш район квоты на целевое обучение?
— Да, безусловно, эти вопросы находятся в компетенции региональных министерств здравоохранения и образования. Специалисты этих ведомств аккумулируют поступившие из районов потребности и на их основании выделяют то или иное количество мест. Такой подход позволяет ликвидировать дефицит высококвалифицированных медицинских работников в рамках района: получив диплом, выпускник обязан отработать установленный договором период времени в организации, направившей его на обучение. В данный момент из Окуловского района обучаются 9 целевиков.
Может ли станция скорой помощи предоставить в аренду машину для транспортировки лежачего больного из стационара домой?
— К сожалению, такую услугу мы не оказываем. Даже если договоренность достигнута заранее, достаточно трудно подгадать так, чтобы на месте были и водитель, и фельдшер.
Порой дозвониться до станции скорой помощи просто невозможно, номер постоянно занят...
— Действительно, такие жалобы были. И мы с ними детально разбирались. Оказалось, что подвела техника: произошел разрыв связи, программа заблокировалась и дала сбой. Фельдшер в это время была на рабочем месте и не вела личные переговоры. Поверьте, что на пульте круглосуточно находятся квалифицированные и ответственные люди, которые знают алгоритм действий, способны принимать взвешенные решения и отвечать за каждую минуту своего дежурства. Инициативная группа от вашего района может приехать в Боровичи и познакомиться с работой наших диспетчеров. Мы открыты для диалога. В случае возникновения чрезвычайной ситуации или необходимости получения консультации можно обратиться на станцию скорой помощи по телефону 8 (81664) 4 20 70 или написать заявление на сайте Боровичской станции скорой помощи. Завершая разговор, могу сказать, что мы не можем объять необъятное, но делаем всё возможное и зависящее от нас.
Точку в весьма эмоциональной беседе поставил глава района Алексей ШИТОВ.
— Вы высказали свои критические замечания, на которые необходимо обратить внимание, — отметил Алексей Леонидович. — Теперь они будут запротоколированы и направлены в адрес регионального министерства здравоохранения. Но хотелось бы заметить, что несмотря на негативные моменты в целом ситуация в здравоохранении района в последние три года выравнивается. Привлекаются врачи узких специальностей, для молодых специалистов приобретается жилье, идет строительство новых амбулаторий, скоро начнется ремонт ЦРБ, получены передвижные ФАПы и санитарный транспорт.
Светлана КУРДЮКОВА
Фото автора