В целях предотвращения распространения коронавируса с 6 апреля в школах нашего посёлка и района, как и по всей России, введена система дистанционного обучения, вызвавшая немало кривотолков не только среди детей и родителей, но и во всём обществе.
Впрочем, не только непосредственно обучение, но и положение дел в будущем — что же ожидает наших детей в ближайшее время, остаются одними из самых обсуждаемых тем. Мы попросили прокомментировать ситуацию председателя комитета образования администрации Крестецкого муниципального района Надежду САНИЧЕВУ.
— Надежда Владимировна, каков охват обучающихся в районе, сколько детей занимаются дистанционно?
— По обобщённым данным, 75% учеников в районе обучаются, используя онлайн-общение и цифровые платформы. Ещё порядка 15% ребят занимаются с использованием электронных средств связи: школьники получают задания по телефону или на сайте dnevnik.ru и выполняют их по учебнику. И около 10% школьников обучаются в альтернативной форме: выдача домашнего задания и проверка его педагогами.
Нужно понимать, что дистанционное обучение — всего лишь выход из сложившейся ситуации. Детям, родителям и учителям приходится непросто, но учебный год необходимо завершить. Конечно, хотелось бы, чтобы дети ушли на традиционные летние каникулы вовремя и отдыхали так, как привыкли.
Также хочется отметить, что согласно постановлению правительства Новгородской области на период дистанционного обучения социальная поддержка в виде двухразового питания для учащихся с ограниченными возможностями здоровья оказывается в виде компенсации расходов на питание. Чтобы получить компенсацию, родителям необходимо направить реквизиты банковского счёта в образовательную организацию.
— Насколько педагоги и дети оказались готовы к дистанционному обучению?
— Перестроиться на новый формат получения образования в столь короткие сроки — огромное достижение. Я бы отметила, насколько важна в этом процессе роль учителей. На них ложится двойная, тройная нагрузка: педагоги сами учатся работать на платформах, обучают школьников заниматься в новом формате; в разы выросла и нагрузка по проверке домашних заданий.
Региональным министерством образования запущен флешмоб #ВыКлассный_53, в рамках которого родители выражают свою благодарность учителям.
В каждом классе своя ситуация — где-то процесс налажен, в некоторых ещё есть сложности. Безусловно, освоить весь объём материала дистанционно намного сложнее, чем очно. Когда учитель в классе, он видит, понятен ли ученикам материал, имеет возможность с каждым поработать индивидуально. Дистанционно этой связи нет, поэтому школам рекомендовано сократить количество новых тем или полностью перенести их изучение на следующий учебный год. Но нужно понимать, что и следующий учебный год перегружать нельзя, поэтому приходится уравновешивать учебный план.
В начале обучения в удалённом формате имелись значительные сложности с регулированием нагрузки на учеников. В течение первой недели, ежедневно, по видеосвязи проводились совещания с директорами школ по результатам прошедшего дня. Отрабатывали снижение нагрузки на учеников, определяли проблемные места. Хочется выразить огромную благодарность родителям за создание для своих детей условий для обучения и постоянную обратную связь. Они часто звонят и просят отрегулировать тот или иной вопрос. Только совместно мы сможем сделать дистанционное образование доступнее и качественнее.
— Расскажите непосредственно о процессе обучения — как дети получают задание, как учитель проверяет заданный материал, знакомит с новым, выставляет оценки?
— Безусловно, постоянное личное общение очень важно в учебном процессе, тем более если он проходит удалённо. Школам рекомендовано проводить не менее одного онлайн-урока в день для ребят 1–4‑х классов и по одному онлайн-уроку в неделю по каждому предмету для учащихся 5–11‑х классов (например, если в неделю два урока биологии, один из них проводится онлайн). При этом рекомендуемая длительность онлайн-урока, особенно для начальной школы, — 30 минут. Остальные уроки можно проводить с помощью обучающих платформ или альтернативных форматов.
Также хорошей практикой является создание общего чата для учеников с классным руководителем. Это даёт детям возможность самостоятельно выстраивать собственный учебный процесс. Кроме того, это хорошая площадка для получения обратной связи от учителя, а также актуальных новостей.
Школы составляют расписание уроков на неделю с учётом форм обучения, классной работы, домашних заданий и размещают его в общих чатах и на платформе «Дневник.ру». Те ребята, у которых нет доступа к Интернету, получают задания по телефону.
Министерством образования Новгородской области запущен проект «Уроков.net», который создан специально для помощи в организации учебного дня школьников. Темы уроков подбираются для расширения кругозора учеников и пробуждения у них желания продолжать изучение материала самостоятельно. При этом с учётом многочисленных просьб учеников и их родителей срок выполнения домашних заданий увеличен: сдать выполненные задания можно до следующего урока по данному предмету, как обычно в школе. Этот урок не дополнительный, он встроен в расписание вместо одного из уроков по предмету. Соответственно, домашнее задание делается и оценивается как при обычных занятиях.
— Нормализовалась ли ситуация по сравнению с первыми днями, когда на интернет-площадки было «не пробиться»?
— Резкий запуск дистанционного образования во всех регионах нашей страны стал испытанием и для провайдеров, и для разработчиков различных платформ дистанционного образования. В первую неделю имелись серьёзные технические проблемы на платформе «Дневник.ру». Однако разработчики всё исправили, и сейчас больших проблем нет. Так же и с остальными площадками. Сейчас все используемые в обучении платформы стабильны в работе. Остаётся только, чтобы к ним привыкли дети.
Это сложный и продолжительный процесс. Нередко родители жалуются на использование учителями сразу нескольких платформ в обучении. Конечно, это сложно! Но часто один ресурс не имеет всего необходимого учебного материала, поэтому учителям приходится комбинировать и искать необходимое на других пощадках.
— Можно уже проанализировать, снизились ли успеваемость и качество обучения в связи с переходом на новую форму образовательной деятельности? И вообще, как повлиял этот факт на результаты обучения?
— Пока об этом говорить рано, но мы чётко понимаем, что наша задача — не допустить снижения успеваемости и максимально подстроиться под ученика. Самое важное для нас в сложившейся ситуации — здоровье школьников, поэтому главным является стабилизировать их психоэмоциональное состояние. Сейчас очень сложно приходится ответственным детям. Они боятся что-либо не успеть и получить плохую оценку. Постоянно напоминаем учителям о необходимости максимально гибко подходить к оценке деятельности учащихся.
— Расскажите о том, как будут проходить процедуры единого и общего государственных экзаменов, а также всероссийских проверочных работ.
— ВПР переносится на начало следующего учебного года. При этом по ним не будут выставляться оценки, а результаты будут нужны для входной диагностики с целью корректировки образовательного процесса. Это поможет выявить возможные пробелы в знаниях. После проведения этой диагностики школы, учителя получат соответствующие рекомендации и будет выстроена необходимая методическая работа.
В 9‑м классе остаются обязательными экзамены по русскому языку и математике. Сдавать предметы по выбору в этом году не нужно.
Для 11‑х классов экзамены состоятся в полном объёме. Количество и формат экзаменов не изменятся. Министерство просвещения РФ рекомендует провести экзамены с 8 июня по 31 июля. Окончательное решение будет принято после майских праздников, когда станет понятна эпидемиологическая обстановка. Пока планируем вариант с начала июня, но сроки могут быть перенесены, если проведение экзаменов будет связано с угрозой здоровью школьников.
Участники экзаменов, не прошедшие ОГЭ и ГВЭ или получившие неудовлетворительные результаты по одному или обоим обязательным предметам, в резервные сроки смогут пересдать их в дополнительный период в сентябре.
— Летние каникулы начнутся планово или сроки будут перенесены?
— Министерство просвещения РФ дало региональным министерствам полномочия по продолжению или завершению учебного года в зависимости от эпидемиологической обстановки. В Новгородской области принято решение, что мы продолжаем учиться дистанционно. С учётом развивающейся обстановки предполагаю, что закончить учебный год придётся дистанционно.
Оксана ЕГОРОВА
Фото автора