«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Герой, сложивший голову в бою или пришедший с войны живой.
Спустя 75 лет после Победы над фашистской Германией уже одно только напоминание о том, что наши деды и прадеды были участниками Великой Отечественной войны, делает их в глазах потомков настоящими героями. Гордость за них наполняет сердца людей, которые хранят в своём сердце память о своих родственниках, не понаслышке знавших о войне.
На войне у каждого было своё предназначение. Не всем было предназначено вести в бой полки. Кому-то, как Василию Засухину, пришлось водить автомобиль по фронтовым дорогам, а его будущая супруга Мария Иванцова была фронтовой радисткой.
О судьбе этой пары из Горьковской области мне поведала их дочь Татьяна Романова, которая живёт с мужем Александром Ивановичем в Холме уже более 40 лет и давно уже стала бабушкой. Как только Татьяна Васильевна берёт в руки семейный фотоальбом, в котором хранится несколько фотографий её родителей, воспоминания уносят её на малую родину в деревню Зеленцово Вачского района Нижегородской (Горьковской) области.
— Здесь в 1922 году родилась моя мама Мария Иванцова. Ей исполнилось 19 лет, когда на нашу Родину напали фашисты. Местных парней в армию немедленно призвали по повестке. Моя мама сама пришла в военкомат с просьбой направить её на фронт. Так она оказалась в действующей армии. Там она стала фронтовой радисткой. Участвовала в боевых действиях на Северном Кавказе. Младший сержант Иванцова была награждена медалью «За отвагу». После капитуляции гитлеровской Германии мама ещё год продолжала служить в армии. В родное село вернулась в июне 1946 года, — рассказала Татьяна Васильевна.
Будущий супруг Марии Иванцовой тоже был родом из села Зеленцово. В армию его призвали ещё в 1939 году. Он был профессиональным шофёром. На своей «полуторке» какие только грузы не возил. А когда началась Великая Отечественная война, груз у него был единственный и бесценный: Василий Фёдорович вывозил раненых подальше от передовой в прифронтовые госпитали. Хорошо различимый с воздуха красный крест на крыше санитарного грузовика не спасал от атак фашистских стервятников. Полуторка с ранеными была для вражеских пилотов такой же мишенью, как и все военные цели. Искусному водителю также доводилось не раз выводить свою машину и из-под артиллерийского обстрела. В 1943 году Василий Засухин служил в 96‑м отдельном автобатальоне в составе 3‑го Прибалтийского фронта. 1 февраля он проявил героизм, вывезя раненых из-под обстрела врага. Был ранен в ногу, но баранку не бросил. За этот подвиг был награждён медалью «За боевые заслуги».
После окончания войны старший сержант Василий Засухин вернулся домой, где встретил свою судьбу — Марию. Бывшая радистка, ставшая животноводом, вышла замуж за колхозного шофёра. Тогда все жили бедно, было не до свадьбы. Её сыграли позднее в 1952 году.
Судьба
— К тому времени у моих родителей родились уже две первые дочери — Вера и Нина. Потом, в 1954 году, появилась на свет третья дочь: это я уже о себе говорю. Четвёртым был младший брат Александр. Он сейчас живёт в Нижегородской области. Двух моих старших сестёр уже нет в живых. Мы рано остались без отца. Он тяжело болел после полученных ранений на войне. Ушёл из жизни в 1966 году. Хоронили его в селе с почестями под звуки духового оркестра. Был траурный митинг, об отце-фронтовике говорили много добрых слов. Когда не стало папы, младший брат Саша ходил в 1‑й класс. Нашей маме, которой на ту пору было 44 года, пришлось одной поднимать на ноги своих детей. Никаких льгот в то время вдовам фронтовиков не было. Нужда была постоянной спутницей в нашей семье, хотя мама работала не покладая рук, да и мы без дела не сидели, — вспоминает Татьяна Васильевна.
Дети у Марии Засухиной выросли и стали покидать родительское гнездо. Вначале завербовалась на ударную стройку — строительство Новгородского химкомбината — старшая дочь Вера. В Великом Новгороде вышла замуж. Её сестра Татьяна окончила школу, стала работать на ювелирном заводе в соседнем посёлке Казаковка. На работу ежедневно ходила за семь километров от своей деревни по липкой грязи. Это было ужасно. И когда Вера стала звать её на работу в Новгород, согласилась на переезд без долгих раздумий. В древнем городе на Волхове она в 1974 году устроилась на конденсаторный завод.
Три года она в составе заводской бригады ездила летом в подшефный колхоз «Вперёд» в Холмском районе. В деревне Тухомичи повстречалась с местным парнем Александром Романовым, который работал на новом грузовике в «Сельхозтехнике». И в 1977 году она стала Романовой. Жильё молодой семье дали в Холме на улице Восточной. Здесь у Татьяны и Александра родились сыновья Алексей, ему уже 42 года, и Евгений, которому 34 года. Алексей живёт в Санкт-Петербурге, работает в «Газпроме», Евгений — новгородец, трудится в тепловой кампании.
Мама Татьяны Васильевны вдовствовала 26 лет. В старости Мария Александровна переехала к дочке с зятем в Холм. Здесь и умерла 28 лет назад. В память о своей матери дочь бережно хранит её награды, среди которых есть и орден Великой Отечественной войны.
Давыдовы из Шавринки
Глава семьи Романовых Александр Иванович родом из деревни Шавринка, которая находилась в 4‑х километрах от Тухомич. Необычность этой довоенной деревни заключалась в том, что почти все её жители были по фамили Давыдовы. Давыдовой была в девичестве и мать Александра Романова.
— Шесть мужчин из рода Давыдовых ушли на фронт, вернулись домой двое. Воевали мои дяди отважно. Особенно много легенд ходило в деревне о подвигах пулемётчика-орденоносца Ивана Яковлевича. Мой отец родился в 1928 году, поэтому на войну «опоздал». В 1943 году его направили на Кузбасс в ФЗО, где он семь лет на металлургическом комбинате плавил металл, — поделился Александр Иванович.
На снимках: фронтовой шофёр Василий Засухин; ветеран войны Мария Засухина в последние годы жизни.
Сергей ЦВЕТКОВ
Фото из архива
семьи Романовых