Летом 1917 года художник Александр БЕНУА отдыхал в наших краях.
В первом номере журнала «Мир искусства» за 1904 год была напечатана поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» с иллюстрациями художника Александра Бенуа, которые «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа».
Хотя прославился Александр Николаевич не только как график. Он — русский художник, декоратор, историк искусства, художественный критик, музейный деятель, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Родился Александр Николаевич Бенуа 21 апреля (3 мая) 1870 года. Его 150-летний юбилей отмечен в календаре краеведческих дат Окуловского района, потому что творческая жизнь художника была связана со Страной Див.
Как свидетельствует его дневник 1916–1918 годов, летом 1917 года Александр Николаевич с семьей отдыхал на даче в деревне Пузырево и на акварели под названием «Вид в имении Зинкино (Кривцово)» запечатлел озеро Кривцово. Теперь на этом месте, недалеко от сухого дуба, пострадавшего от молнии, стоит бетонная пирамидка, на табличке которой выгравировано изображение акварели. В 2008 году её установил окуловский краевед Л.Э. Бриккер в память о пребывании Бенуа в этих местах.
Этюды, написанные в деревнях на Боровне и помеченные 1917 годом, посвящены скромной и неприхотливой русской природе, лесам и перелескам, полям и крестьянским избам, березкам и лужайкам у речного берега: «Деревня Зинкино», «Деревня Котчино», «Пузырево». Эти пейзажи, полные тоски о мирной жизни, созданы в разгар войны, между двумя революциями.
В дневниковой записи художника: «Месяц, который я провел в 1917 году в Пузыреве, принадлежит к одним из самых продуктивных в моей художественной деятельности. И как раз эти этюды имели затем особый успех»...
"Вторник, 18 июня. Деревня Зинкино. Вид из окон комнаты, которую я превратил в свою мастерскую, где просиживаю целые часы, наблюдая перемены в том пейзаже, который виден в три моих окна.
11,5 часа дня. Яркое солнце высветляет десяток сосен, стоящих перед окном. Они разделяют плоскость вертикально. Одна из сосен выглядит светло-коричневой, другая — с пятнами серых теней и с узором еще более темным — мха. Березы ярко-белые, на их стволах сверкают отблески лучей. Еще одна сосна, ближайшая ко мне, тоже утопает в свету, и ее розоватость почти приравнялась к белизне берез. Спускаются вдали в озеро гроздья мелкой кудрявой листвы «правильной» зелени, травянистого, скорее желтого, чем голубого оттенка. Местами уже среди них мелькают желтые искры".
Акварель «Вид в имении Зинкино (Кривцово)» хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Датирована она 30 июля 1917 года.
Нина ФЕДОРОВА,
заведующая городской библиотекой