Третье по счёту мартовское «аппаратное» в администрации округа почти полностью было посвящено анализу работы новообразованного территориального отдела.
Этот отдел появился в процессе реорганизации муниципального района в муниципальный округ как некая альтернатива ликвидированным администрациям сельских поселений. Большинство поселенческих вопросов перешло под юрисдикцию «территориалов». Судя по отчёту об итогах стартового периода функционирования нового отдела, доведённого до собравшихся его главой Николаем Никитиным, работы у сотрудников непочатый край — от реализации всевозможных проектов до содержания воинских захоронений и гражданских кладбищ.
В штате сформированного на базе поселенческих администраций отдела — 10 сотрудников.
Часть сотрудников — в Марёве, в отделе администрации округа (в том числе глава и его замы), часть — на «периферии», в Молвотицах и Велилах, ближе к людям.
Задачи отдела в начальный период деятельности: завершение адаптации к условиям округа, приведение в соответствие нормативно-правовой базы, включая нормативно-правовые акты местного самоуправления, для профессионального решения вопросов — опора на такие институты, как администрация, Дума и Общественная палата муниципального округа, налаживание обратной связи с населением, в том числе через председателей ТОСов (11) и старост сельских населённых пунктов (их на территории округа — 12).
Другой способ доведения необходимой информации — через доски объявлений (стенды). Поэтому одна из необходимых задач — ревизия досок объявлений (всего их числится 22). Половина стендов в удовлетворительном состоянии, другая же половина нуждается в реставрации или замене.
Повышенное внимание территориальный отдел намерен уделять вопросам благоустройства населённых пунктов, отметил докладчик. Задача решается через реализацию таких, в частности, проектов, как формирование комфортной городской среды, проект поддержки местных инициатив (ППМИ), областная программа «Комплексное развитие сельских территорий».
На этих вопросах Николай Никитин задержал внимание коллег. В рамках программы «Формирование современной городской среды на 2018–2024 годы» нынче запланировано благоустройство общественной территории — тротуара по ул. Советов, от центрального перекрёстка до администрации округа. Стоимость проекта — 1109 тыс. руб., софинансирование из областного бюджета — 887,1 тыс. руб., из местного — 222 тыс. руб. Подрядчик работ — ООО «Тверская сказка», срок реализации проекта — до конца июля.
В рамках той же программы выносятся на голосование с целью реализации в следующем, 2022 году два проекта: продолжение ремонта тротуара по Советов, до ул. Петрова, и благоустройство Сквера героев на Комсомольской. Впервые голосование по выбору общественных территорий будет проводиться в режиме онлайн, на федеральной платформе в сети Интернет. Неуверенным пользователям компьютера придётся прибегать к помощи волонтёров. Соответствующая организационная работа уже ведётся, голосование пройдёт в течение месяца — с конца апреля по конец мая.
В рамках областной программы «Комплексное развитие сельских территорий» и соответствующей муниципальной, рассчитанной на 2021–2025 годы, в 2022 году планируется реализовать проект «Обустройство асфальтированной беговой дорожки с ограждением на стадионе с. Марёво» стоимостью 2857 тыс. руб. Большая часть затрат (2 млн руб.) придётся на федеральный и областной бюджеты, субсидирующие проект, 600 тыс. руб. — предполагаемая доля софинансирования из местного бюджета, ещё рассчитываем на финансовую поддержку со стороны индивидуальных предпринимателей.
Благоустраивать территорию округа предполагается и за счёт проекта поддержки местных инициатив (ППМИ). Предполагаемые проекты: «Благоустройство гражданского кладбища в Молвотицах», «Устройство детской игровой площадки в Марёве», «Устройство детской игровой площадки в Седловщине» и второй этап моисеевского проекта «Площадка моей мечты» (реализация первого этапа потребовала 753 тыс. руб.).
Территориальный отдел намерен оказывать содействие и «местечковым» проектам, реализуемым ТОСами, с целью вовлечения последних в решение вопросов местного значения. На территории округа в настоящее время действует 11 ТОСов, планируется создание ещё одного — «Новая Деревня». Четыре ТОСа предполагают реализацию «местечковых» проектов на сумму не более 95 тыс. руб. каждый (включая 20 тыс. руб. софинансирования из местного бюджета).
В числе других не менее важных задач, решаемых территориальных отделом, — работа в рамках реализуемой в области государственной программы «Создание и восстановление воинских захоронений на территории Новгородской области на 2019–2024 годы».
Всего на территории округа 38 воинских захоронений. Под федеральную программу пока подпало только одно из самых крупных — Молвотицкое, благоустроенное в прошлом году. На очереди ещё два, расположенные в деревнях Руницы и Морозово. Их благоустройство запланировано на 2021 год, объём выделяемых средств — 801 тыс. руб. (795,6 тыс. — из областного бюджета, 5,4 — из местного). Проведена экспертиза соответствующей проектно-сметной документации. Особенность нынешнего благоустройства воинских захоронений: работы оформляются как капитальный ремонт. Есть намерение к 1 мая выйти на контракт.
Остальные захоронения ждут своего часа. Некоторые из них пребывают в неприглядном состоянии. Что неудивительно, учитывая, что 14 из них официально не оформлены — их как бы и нет. Земельные участки, которые они занимают, не сформированы и не поставлены на кадастровый учёт. Решение проблемы осложняется тем, что территории 8 захоронений официально находятся на землях лесного фонда (трудно сказать, как они туда «затесались» — эта земля должна быть поселенческой, муниципальной). В попытках решить вопрос выходили на областное профильное министерство и даже на губернатора области, подчеркнул Николай Никитин, но проблема по-прежнему далека от урегулирования. Необходимо также уточнять списки шефствующих над захоронениями организаций. Некоторые из них — недееспособны. В то же время и муниципалитету не под силу в одиночку тащить эту ношу.
Да что говорить о воинских захоронениях: оказывается, и с обычными гражданскими кладбищами морока. Их на территории округа — 16, причём официально оформлены только 6, «по остальным есть вопросы». Что это значит? Глава отдела пояснил: есть кладбища, находящиеся, например, в водоохраной зоне, а потому по закону подлежащие закрытию. Подзахоранивать на них (в могилы погребённых родственников) не возбраняется, а на новые захоронения налагается запрет. Нельзя забывать и о том, что содержание кладбищ (в частности, окашивание, ограждение) тоже требует определённых финансовых затрат.
В ведении территориального отдела — и несколько других важных вопросов, прежде находившихся в юрисдикции поселенческих администраций, в частности проблема вывоза мусора (ТКО — твёрдых коммунальных отходов), содержание уличного освещения, борьба с борщевиком и т. д., и т. п.
По вывозу ТКО округ сотрудничает на договорной основе с региональным оператором «Экосервис». Утверждён реестр площадок для накопления отходов. Всего их — 33, включая площадки у гражданских кладбищ, торговых точек райпо, школы, многоквартирных жилых домов. Назрел вопрос выкупа контейнеров и содержания площадок временного хранения ТКО за счёт ресурсов их собственников.
Затраты на уличное освещение — больше 3 млн рублей в год. Во избежание перерасхода средств вопрос контролируется. В структуре уличного освещения — 682 светильника, из них современных светодиодных — всего 284, в то время как ртутных — 398. Есть необходимость замены порядка трёхсот светильников, а также надлежащего контроля как за эксплуатацией системы уличного освещения, так и за ремонтом отдельных её элементов.
Доклад главы территориального отдела был доходчивым и обстоятельным, выступавшему удалось, что называется, разложить по полочкам доводимую информацию. Это заметил и Сергей Горкин, подчеркнувший: задачи обозначены, объём работы у территориального отдела немалый. В то же время у главы округа нашлось и немало замечаний к содержанию доклада.
В первую очередь претензии касались необозначения сроков выполнения тех или иных работ — применительно к воинским захоронениям, к «мусорной» и другим проблемам. Сроки надо конкретизировать, считает руководитель, без этого ставится под угрозу своевременность решения задач. И — отсутствие чётко обозначенных алгоритмов решения тех или иных проблем. На взгляд главы округа, серьёзнее надо подойти и к вопросу интернет-голосования по выбору общественных территорий для благоустройства. Надо объяснять людям: не проголосуете за свой проект — он не пройдёт областной «фильтр». И, конечно, важен момент информирования населения, для чего необходимо как активизировать работу на интернет-ресурсах, так и более тесно сотрудничать с прессой в лице районной газеты. (Кстати. После реорганизации в администрации округа появился новый отдел — информационный, со штатом три человека. Как говорится, им и карты в руки.)
Под занавес совещания подняли и ещё один представляющийся актуальным вопрос: о реорганизации административных комиссий, функционирующих при администрации округа. При пребывании административной территории в статусе муниципального района числилось 72 таких комиссии, пояснила управделами Вера Козлова. Не многовато ли? Надо решить, сколько и каких комиссий «наследовать» администрации муниципального округа. Возможно, есть необходимость, исходя из реалий, в реорганизации одних из них путём внесения изменений, вывода из «юридического поля» — других, или в создании новых? К ответу на этот вопрос участники совещания оказались не готовы, а потому глава округа поручил предварительно проанализировать проблему, установив и срок готовности к решению — до 1 мая.
Анатолий КАСАТКИН
Фото автора и Елены Дмитриевой