В 1966 году был учреждён новый праздник для нашей страны — День геолога. Указом Президиума Верховного Совета СССР была выбрана дата его празднования — первое воскресенье апреля.
Дату приурочили к весеннему потеплению, обычно именно в начале апреля сходит снег, и геологи начинают подготовку к летним экспедициям. Профессия геолога всегда ассоциировалась с таёжной романтикой. Сплочённый коллектив, заброшенный в глухие места вдали от цивилизации, шум леса, дикие звери, потрясающей красоты восходы и закаты... Но сами геологи говорят, что после тяжёлого трудового дня такая романтика «не цепляет».
Ты знаешь, а наша работа
И пища — груба и проста,
В ней привкус солёного пота
И горечь лесного костра.
Закатов в полнеба картина,
Усталость натруженных ног,
Роса на стволе карабина
И крепкого чая глоток.
Приветственный
гул вертолёта,
Белеющий ягель окрест,
О друге простая забота
И старенькой рации треск.
Занудливый писк комариный,
Палатки намокший брезент,
Тоска по далёким любимым
И редкий почтовый конверт...
«Призвание — геолог» — это о нашей землячке Валентине Васильевне Золотовой. Выпускницей Ленинградского горного института приехала она в Воркуту. Весёлая, обаятельная, заядлая спортсменка-лыжница. И в то же время вдумчивая, добросовестная, умеющая аналитически мыслить, настойчивая в достижении цели. Она за короткое время сумела стать высококвалифицированным специалистом, способным самостоятельно решать сложные производственные задачи.
В начале семидесятых годов Валентина активно включилась в поисковые работы на коксующиеся угли на юго-западном склоне Пай-Хоя. Она не пропустила ни одного полевого сезона в этом интересном, с точки зрения геологии, районе Печорского бассейна. А в бассейне реки Талоты, считавшемся малоперспективным, после бурения скважины Валентине Золотовой удалось найти пласты угля рабочей мощности, относящиеся к коксующимся.
После этого, уже в качестве руководителя, ею были проведены поисковые работы в северной части Сосьвинско-Салехардского бассейна с выделением ряда перспективных участков, детальная разведка Нижне-Сарьянского месторождения...
Валентина Васильевна успела стать автором 15 геологических отчётов и шести печатных работ. Ценен её вклад в подготовку монографии «Энергетические угли Печорского бассейна». Так написал о В.В. Золотовой в газете «Геолог Севера» начальник партии ОМЭ В.П. Куклин.
Почти 30 лет поисков, открытий, неудач... Кандидат геологических наук. Её дочь, Татьяна Шумилова, — доктор геолого-минералогических наук. Это ли не награда для Валентины Васильевны за её непреходящую любовь к геологии!
Валентина Васильевна Золотова очень интересная собеседница, умнейшая и добрейшая женщина, с которой мне повезло подружиться. Живёт она в д. Зиновково Ореховского сельского поселения. Мне на память она подарила свои воспоминания о родных, учителях, коллегах. И некоторыми событиями её насыщенной жизни я делюсь с вами.
Родилась Валя 23 июля 1941 года, ровно через месяц после начала Великой Отечественной... Отец ушёл на фронт в первые дни войны, оттуда ему не суждено было вернуться. Мама воспитывала четверых детей: трёх сыновей отца от первого брака и новорожденную Валюшку. Отец очень мечтал о дочке, но, наверное, так и не узнал о её рождении. Проклятая война!
Жилось семье трудно. Мать и братья работали в колхозе. Девчушка была предоставлена сама себе. Еду ей оставляли в огороде в картофельной ботве. Но её обед часто склёвывали куры, и Валя оставалась голодной. В таких ситуациях спасала девочку соседка — баба Даша, которая была для деревенских ребятишек доброй нянюшкой. Она давала им спринцовку вместо мяча, брала в лес за ягодами и грибами, с её мужем, дедом Семёном, ходили на рыбалку. Однажды Вале повезло. Она, правда с большим трудом, выудила огромную щуку. Сломав сук и протащив его через жабры, волокла эту рыбину, положив ветку на плечо, а хвост тянулся по земле. Вся эта добыча — и ягоды, и грибы, и рыба — была большим подспорьем семье.
Деревенские дети начинали работать в колхозе с раннего возраста: возили на лошадях навоз на поля, теребили лён, гребли сено. Все, у кого были корова или овцы, ходили по очереди в подпаски. Валя очень любила колотить лён — сбивать семенные льняные головки с подсушенных в риге снопов. Очень обижалась, если мама не будила её пораньше (эту работу делали обычно по утрам до школы). По мере взросления приходилось выполнять более тяжёлую работу — вязать снопы за жнейкой, грузить сено... Девушке, кроме того, приходилось принимать молоко от частников и возить на сырзавод в Ореховно на телеге. Запрягать лошадь, разгружать четырёхведёрные бидоны тоже приходилось самой.
Валентина закончила 10 классов Ореховской школы. Школа находилась далековато. Зимой путь спрямляли через озеро. Весной лёд отставал от берегов, но был ещё достаточно крепким, и ученики продолжали ходить через озеро. Разувались, босиком перебирались с берега на лёд, обували валенки и бежали к противоположному берегу. Снова разувались и преодолевали разлив босиком. Такая была закалка!
Жили более чем скромно. Братья разъехались. Мама получала на трудодни головку слитого сахара, очень экономила, прятала от Вали. А та, хулиганка, искала и обычно находила, лизала этот сахар, поскольку кусать его было невозможно — настолько он крепкий. А однажды мама затопила печку и увидела, что из неё что-то течёт. Сначала удивилась, а потом вспомнила про спрятанный сахар. Долго корила себя за это: «Лучше бы ты съела его!».
В кино ходила всего один раз — на «Тарзана». Подружки иногда звали Валю пойти с ними посмотреть фильм, могли купить и ей билет, но мать не разрешала, не хотела оказаться в долгу.
К окончанию школы девушка стала решать, куда податься дальше. Паспортов ещё не давали. Первая мысль — можно завербоваться на целину к брату. «На моё счастье, в нашей деревне остановилась студентка-практикантка. У неё с собой оказался «Справочник для поступающих в высшие и средние учебные заведения». Изучив его, выбрала специальность геолога, о которой раньше и мечтать не могла! Правда, очень сомневалась, поступлю ли?».
Школу и учителей Валентина Васильевна вспоминает с любовью: «Я обожествляла наших учителей. Они были строгие, принципиальные, никогда не показывали своей бытовой жизни. В моём воспитании они сыграли огромную роль. Это учителя выпустили меня в жизнь грамотным человеком, подготовленным морально и физически. Благодаря им я, зачуханная, закомплексованная деревенская девчонка, сумела вступить во взрослую самостоятельную жизнь, не сломавшись под разными обстоятельствами судьбы».
Валентина поступила в Ленинградский горный институт. Училась хорошо, преподаватели были знаменитые, высокого класса. С сокурсниками и даже с вахтёрами в общежитии тоже сложились добрые отношения. «Наша колхозница» называли её, наверное, за более чем скромный внешний вид. Все годы учёбы проходила она в худеньких туфлях и ветхом пальтишке. Приходилось подрабатывать на заводе, овощной базе, почтальоном. Обеспечивала себя и кое-что отсылала маме. Увлекалась спортом: стрельбой, парашютным спортом и — особенно — лыжами, занималась в альпинистской секции.
В 1963 году Валентина получила диплом об окончании института и распределилась в Ухтинское территориальное геологическое объединение в г. Ухта Коми АССР. А завершила свою трудовую деятельность на шахте Юр-Шор в 1994 году.
«Я благодарна судьбе, что она привела меня в геологию. Честно говоря, я даже мечтать об этом не могла».
А я благодарна Валентине Васильевне за её активную жизненную позицию, за её оптимизм, доброту. За то, что она внимательная дочь, замечательная мать, гостеприимная хозяйка, отличная подруга! За то, что она такой человек, с которого хочется брать пример!
Желаю, чтобы прожитые годы оставляли светлые воспоминания и чувство гордости, чтобы возраст не отражался на состоянии души, чтобы здоровье было крепким, а счастье светлым, чтобы было ещё много радостных событий и весёлых праздников!
Елена ЕРМАКОВА,
д. Ореховно