Каждый год к 27 марта — Международному дню театра — самодеятельный коллектив «Молодёжный театр «Чемодан» стремится порадовать своих поклонников очередной премьерой.
Вот и в минувшую субботу, в рамках 22‑го сезона, они показали на сцене КЦ «Светоч» спектакль «До третьих петухов» по одноимённому произведению Василия Шукшина (сценическая версия Владимира Цыкалова).
Сюжет разворачивается в одной из провинциальных библиотек: там вдруг случился спор между героями русской классической литературы, фольклорными персонажами. Илья Муромец дискутирует с Бедной Лизой, Чацкий с Онегиным, Обломов с Ленским, попробовал встрять и Иван-дурак, но куда там — к нему отнеслись с презрением. Чтобы доказать своё право находиться в компании литературных героев, Ивану необходимо добыть справку у какого-то неведомого Мудреца. И он отправляется в путешествие.
В скитаниях ему попадаются не только персонажи русских народных сказок. Примечательно, что все норовят извлечь какую-нибудь выгоду из встречи с Иваном-дураком. Баба Яга хочет, чтобы он построил для неё коттедж, а в случае отказа угрожает зажарить живьём, усатая дочь Яги предлагает стать любовником, черти заставляют его отвлечь стражника, чтобы попасть в монастырь, Змей Горыныч собирается съесть... На каждом углу главный герой сталкивается с подлостью и алчностью. Как же нелегко жить на Руси доброму бесхитростному человеку!
Василий Макарович написал эту повесть-сказку в 1974 году, во время съёмок фильма «Они сражались за Родину», в ходе которых остановилось его сердце. Используя широко распространённый в русской литературе приём стилизации, позволяющий перенести фольклорных и литературных героев в новые исторические условия, он создал острое сатирическое произведение, высмеивающее пороки социальной действительности: мещанство, бюрократизм, лжеучёность, которые часто встречаются и в наши дни, поэтому сказка сохраняет свою актуальность.
Кроме того, ряд литературоведов считают сказку, которая изначально называлась «Ванька, смотри!», исповедью-завещанием Мастера. Своего рода автобиографией, где он зашифровал многое из того, о чём тогда нельзя было сказать открыто. Например, Мудрец — чиновник от культуры, Несмеяна — искушённая публика, над которой он не властен, монастырь — кинематограф, Змей Горыныч — любимец высших чинов литературы, его головы — мастодонты социалистического реализма. Похождения Ивана — исповедь Шукшина о его мытарствах по кабинетам в поисках признания. Но «чемодановцы» поставили спектакль о другом — о простом, наивном, чистом русском парне, попавшем в мир, где есть зло, обман, несправедливость и прочие пороки. Огромная благодарность коллективу театра и лично режиссёру Елене Харитоновой за обращение к этому произведению.
Сотни чудовцев, пришедшие на премьеру, увидели живое, сложное, динамичное, зрелище — настоящий маленький праздник, подаривший зрителям хорошее настроение. Многим очень понравился главный герой Иван-дурак, образ которого воплотил Савелий
Протас. Вместе с ним в спектакле играли Кирилл Смотин, Ирина Попик, Кристина Елькина, Дмитрий Прохоров, Алексей Романов, Наталья Мошнакова, Дмитрий Лукьянов, Яна Михайлова,
Юлия Галочкина, Валерий Степанов, Арсений Исаков, Виктор Морозов, Елена Кулагина, Артур Андреев. Некоторым из них по ходу действия пришлось переодеваться, играть две-три и даже четыре роли! А наградой артистам стали дружные продолжительные аплодисменты и цветы, цветы, цветы.
Александр ЕРОХИН
Фото автора