участников на конкурсе профмастерства «Воспитатель года». Ценят их профессионализм, трудолюбие и преданность миру детства.
«Воспитатель года» — это и соревнование, и площадка по обмену опытом. Весной 2020‑го из-за коронавируса в многолетнем календаре образовался пропуск. Нынче конкурс возобновился. Первый очный тур в зале сада «Звёздочка» прошёл, как и положено, с масками, дистанцией между участниками, минимумом зрителей, но максимумом положительных эмоций.
Заместитель председателя комитета образования и молодёжной политики администрации района Ольга Карпова, открывая творческое состязание, пожелала, чтобы конкурс принёс его участницам радость, чтобы раскрылись все таланты, таящиеся в душах самых креативных людей на свете. Ну в какой ещё профессии можно за день побывать художником, музыкантом, Бабой Ягой, фоторепортёром, клоуном, экологом, сценаристом, а ещё добрым другом, хранителем самых важных детских секретов и немножко волшебником.
Участие в конкурсе‑2021 приняли пять педагогов дошкольного образования из четырёх городских детских садов: логопед Леся Чихачёва («Сказка»), воспитатели Юлия Филиппова («Кроха»), Ирина Григорьева и Юлия Максакова («Звёздочка»), Анна Антонова («Колокольчик»). В заочном туре конкурсантки представили визитные карточки: рассказали о себе, о своём видении профессии. На первом личном соревновании участницы продемонстрировали коллегам и жюри свои педагогические находки.
Требования к современному воспитателю очень высоки. Он должен быть мудрым наставником, умеющим отвечать на тысячу «почему» в день, владеть достижениями педагогической науки и практики, осваивать инновационные технологии. Для поколения бабушек и прабабушек нынешних дошколят эти слова звучат, наверное, слишком наукообразно. Но времена, когда детский сад был исключительно местом, где чадо накормят, погуляют, спать положат и в конце дня родителям сдадут, давно миновали. И дети XXI века мало похожи на своих сверстников середины века прошлого. Сегодня, не успев выпустить из рук соску, они уверенно тыкают пальчиками во всевозможные гаджеты.
Неудивительно поэтому, что темы двух выступлений были посвящены информационно-коммуникационными технологиям. Леся Чихачёва рассказала о своём опыте применения ИКТ в работе с логопедической группой, Ирина Григорьева — с детьми старшего дошкольного возраста. Оба педагога на практике пришли к выводу, что использование информационных технологий способствует повышению интереса детей к обучению и активизирует их познавательную активность. При помощи электронных средств легче и быстрей налаживаются и контакты с родителями воспитанников, особенно в новой реальности, связанной с эпидемией коронавируса.
С другой стороны, дети, легко переходящие в компьютерной игре с уровня на уровень, порой не могут связно рассказать о ней же или решить несложную логическую задачу. Чрезмерное увлечение детей гаджетами имеет и иные негативные стороны, что тревожит педагогов. Анна Антонова, например, отметила явление, прежде детям совершенно не свойственное: многие из них не умеют играть... с мячом. Темой её выступления стало развитие у воспитанников крупной моторики, потребности в движении. К тому же дети, выплеснувшие избыток энергии в физических занятиях, становятся менее капризными, лучше спят. А мелкая моторика и глазомер у самых маленьких детишек отлично развиваются с помощью песка, уверена Юлия Филиппова. Играющий ребёнок чувствует себя свободным, уверенным в своих силах, даёт волю воображению.
Современный электронный мир породил и ещё одну проблему: разобщённость людей. Наедине с ноутбуком или смартфоном многие взрослые чувствуют себя гораздо комфортней, чем в обществе себе подобных. Но рано или поздно каждому приходится как-то вступать во взаимодействие с другими людьми. Научить этому можно с помощью социоигровой технологии, считает Юлия Максакова. У детей при работе в команде развиваются познавательные, творческие способности, мышление, речь, активная позиция, самостоятельность, им легче адаптироваться к новой жизни в школе.
Заключительный этап конкурса состоялся 31 марта. В формате ток-шоу воспитатели говорили о самых разных сторонах своей профессии: о том, как в неё приходят и почему в ней остаются; о тонкостях работы с детьми и родителями; о месте дошкольного образования в современном мире и многом другом.
Председатель комитета образования и молодёжной политики администрации района Ида Ермолаева огласила общие итоги трёх предыдущих туров конкурса и передала слово модератору ток-шоу «Профессиональный разговор» Юлии Пресман (в прошлом году она представляла маловишерских воспитателей на областном конкурсе и попала в пятёрку лучших в регионе).
Предварительно никто из четырёх участниц шоу вопросов не видел и заранее подготовиться не мог. Им предстояло моментально сориентироваться и высказать своё мнение по предложенной теме. Случайных людей в этой профессии не бывает. Кто-то пришёл работать в детский сад сразу после колледжа или института, является продолжателем педагогической династии, кто-то сменил несколько профессий, прежде чем понял, что его призвание — воспитывать детей, отдавая им свою любовь и жизненный опыт. И было видно, что вместе с родителями (а иногда и вместо них) цветы жизни на маловишерской земле выращивают заботливые и думающие садовницы (так называла в своё время воспитателей основательница первого в России детского сада Аделаида Симонович).
Сегодня мы живём в начале той эпохи, где виртуальный мир для многих предпочтительней мира реального. Как привить детям любовь к живому общению друг с другом, понимание ценности реальной дружбы? Чтобы созидать эту работу, воспитатель сам должен обладать большим спектром жизненных качеств. Каких? Какой он — компетентный воспитатель? Каким образом можно восполнить свою компетенцию? Возможен ли индивидуальный подход к каждому ребёнку и как его достичь? Совпадает ли ваше представление о роли воспитателя с ожиданиями родителей и детей? Учитывая, что социальные сети являются неотъемлемой частью жизни, как бы вы оценили роль современного инструмента коммуникаций для педагога, воспитанников, родителей? Существует мнение, что сегодня родители не воспитывают детей, а финансируют их. Ваше мнение об этом высказывании?
Когда педагог смотрит на проблемы и ошибки взаимоотношений между родителями и детьми со стороны, то ответы на все вопросы ясны, а проблемы — решаемы. А если заглянуть на минутку внутрь себя и ответить на вопрос, какие родители вы сами? Так сложилось, что в профессии педагога дошкольного образования в абсолютном большинстве — женщины. Как гармонично существовать в союзе «семья — работа»? Что нужно реформировать в образовательных стандартах дошкольного образования?
Вот такой шквал вопросов обрушился на участниц ток-шоу. Новый формат заключительного тура районного конкурса оказался настолько удачным, что к разговору то и дело подключались члены жюри (сами они — педагоги, бывшие воспитанницы детских садов, мамы и бабушки современных детсадовцев). Сразу было понятно, что темы актуальны и задевают за живое. Но состязание есть состязание, и членам жюри пришлось удалиться для подведения окончательных итогов. А унять волнение участницам и сократить время ожидания для немногих болельщиц помогли невероятно гостеприимные хозяева площадки — педагоги и воспитанники детсада «Звёздочка» (корпус на Лесной, дом 17 а). Мальчишечий танец с поварёшками, девчоночий — с куклами... Воспитатели — самые благодарные зрители, ладоней не жалели. Под занавес ребята из старшей группы исполнили песню со значением — «Мы желаем счастья вам!».
Удача в конкурсе «Воспитатель года–2021» сопутствовала Юлии Максаковой (детсад «Звёздочка»). Второе место у Леси Чихачёвой, третье — у Юлии Филипповой. На память о событии у всех участниц, включая прихворнувшую и по этой причине пропустившую заключительный тур Ирину Григорьеву, останутся наборы посуды из десяти предметов: их предоставил спонсор мероприятия — «Хасслахерлес». Юлия Максакова будет защищать честь района на областном этапе конкурса.
За конкурсом профессионального мастерства
с интересом наблюдала
Валентина БАЗАНОВА
Фото автора