Страшнейший пожар в боровичской деревне Перелучи всего за 20 минут оставил без крыши над головой два десятка семей. Могут ли жители нашего района ощущать себя в безопасности?
На наши вопросы отвечает заместитель главы Неболчского поселения Михаил БУРМИСТРОВ.
– Михаил Александрович, казалось бы, 21 век на дворе, а нам никак не справиться с той же первобытной стихией, которой боялись наши предки. Почему?
– Прежде всего – из-за человеческого разгильдяйства. 99% всех пожаров в поселении происходит от пала сухой травы в весенний период. Скажите: зачем ее поджигать? Сколько мы ездили по деревням, разъясняли, давали памятки. Нет – все равно: как наступает весна, пожарные с ног сбиваются.
Недавно пожилая женщина зажгла траву около собственного забора – деревянного и сухого, как спичка. Хорошо еще, дом удалось отстоять. Но зачем? Ведь достаточно поработать граблями или просто дать молодой траве прорасти через засохшую.
Так нет, жгут ради того, чтобы жечь, и жгут ради удобрения земли. Да гораздо проще и безопасней купить пакет удобрений! Или используйте накопленную за зиму золу из печки – эффект будет еще лучше.
А разгоревшийся огонь – это страшная стихия. Когда идет стена огня, нет шансов ее остановить.
– Достаточно ли в поселении противопожарных водоемов?
– Сейчас власть поселения законодательно обязана содержать противопожарные водоемы в населенных пунктах с численностью свыше 50 человек (у нас это – Дрегли, дальнее Заполье, Ваган, Водогон и Неболчи). Мы каждый год закладываем в бюджет средства на укрепление берегов, расчистку подъездов к таким водоемам – около 250 тысяч рублей. Но это работа, которую нужно вести регулярно: всего за пару летних месяцев ивняк опять отрастает, таблички, которыми мы обязаны помечать противопожарные водоемы, уносит несознательное население. Ну вот скажите: таблички-то людям зачем?
В самих Неболчах пожарных водоемов достаточно, кроме улиц Новгородской, Полевой и Октябрьской. Мы там их выкопали, но оказалось, что летом вода уходит – место маловодное. Хорошо, что рядом есть водоем ООО «Сетново», которым можно воспользоваться в случае необходимости. Администрация поселения поддерживает устройство частных водоемов.
– Как же можно обезопасить деревни, где нет противопожарных водоемов?
– Сдержать огонь могут минеральные полосы, их опашкой занимаются поселение и лесхоз. Откуда может прийти огонь? Со стороны леса или с поля. У нас есть деревни, со всех четырех сторон окруженные полями – их мы опахиваем «вкруг». А есть такие, где на границе влажная болотистая местность – так опашка может быть выборочной. Я согласен с тем, что план противопожарной работы индивидуален для каждого населенного пункта – с учетом рельефа местности, удаленности от центра, наличия добровольной пожарной дружины.
– А создавать добровольную пожарную дружину – это хорошая идея?
– Идея хорошая. Но рассчитывать на 100% результата я бы не стал.
У нас прекрасные боеспособные дружины в Заполье, Теребутенце, Вагане и Дреглях. И те и другие прошли боевое крещение и смогли реально сдерживать распространение огня до приезда пожарных.
Но здесь имеет место человеческий фактор. Добровольный пожарник может по какой-то причине отказаться выезжать на пожар и не понесет за это ответственности. Обязанности бойца ДПК пока не регламентированы.
Да и не в каждой деревне найдешь кандидатов в ДПК – пенсионер, например, чаще всего не боец. Тушение пожара подразумевает физические нагрузки, человек должен быть здоров, стрессоустойчив и готов психологически. Если такие люди и есть, они большую часть дня находятся на работе. А пожар может случиться в любое время.
– А если пожары зарождаются в лесу – это тоже поджоги или неосторожное обращение с огнем?
– Да, но и не только. Порубочные остатки при расчистке просеки электрики нередко оставляют прямо под проводами электропередач. Сильный ветер, короткое замыкание, искра падает в практически готовый к розжигу костер.
Раньше, когда сотрудникам электросетей вменялось в обязанность не только убирать срубленные ветки, но и пропахивать под линиями минеральные полосы, искра падала на землю. Это было куда безопаснее.
– Как быстро добираются профессиональные пожарные до отдаленных неболчских деревень?
– Считайте: от пожарной части до деревни Борель – 55 км. Максимальная скорость наполненной водой пожарной машины немногим более 40 км/ч (по хорошей дороге). В большинстве случаев пожарные не имеют возможности прибыть вовремя и уложиться в норматив. И по прибытии они будут следовать инструкции – препятствовать дальнейшему распространению пламени, то есть уже загоревшийся дом им будет не отстоять.
– Что же делать обычным жителям деревень, чтобы избежать пожара?
– Не жгите сухую траву. Если объявлен пожароопасный режим – костры тоже под запретом. Следите за детьми и нетрезвыми людьми, окашивайте свои участки и прилегающие территории, откуда может прийти огонь.
Специалисты Неболчского поселения всегда на связи, нам важна ваша безопасность.
Кира СОБОЛЕВА
Фото автора