В послевоенное время значительный вклад в развитие и процветание нашего города внесли строители. С учетом того, что тогда не было современного строительного оборудования и практически все работы по перемещению материалов, возведению зданий выполнялись вручную, можно только восхищаться трудолюбием и мужеством людей этой профессии.
19 июня свое 85-летие отметит одна из тех, кто собственными руками строил и отделывал большинство жилых и ведомственных зданий в Сольцах и населённых пунктах района, — Валентина Ивановна Новожилова. Скромно улыбаясь, она признаётся: «В каждой комнате наших многоквартирных домов в годы работы побывала».
Жизнь не баловала её в раннем детстве. Появилась на свет в деревне Наволок Новгородского района в многодетной семье Фёдоровых, где воспитывались пять ребятишек: четыре сестрички и один братик. «Я хоть и средняя была, — уточняет юбиляр, — а ростом самая маленькая».
Когда началась Великая Отечественная война, Вале исполнилось всего пять годков. Лицо отца, которого в июне 1941 года забрали на фронт, она не запомнила. Но в память крепко-накрепко врезалась такая сцена: сразу после проводов мужчин на войну деревенские женщины сидели «на канаве» и громко плакали. Рыдала вместе со всеми и Валентина. И какая-то незнакомая женщина подошла к девочке, насыпала ей в ладошки полную горсть монет и ласково произнесла: «Не плачь, доченька».
Вскоре семью эвакуировали в Окуловский район. Поначалу бабушка, мама и дети проживали в нестерпимой тесноте с другими беженцами в одном из домов лесной деревеньки. Потом им выделили половину дома в другой деревне — Авдеево. За стенкой жила женщина с двумя девочками — переселенцы из Ленинграда.
— В Авдеево работала текстильная фабрика, — вспоминает Валентина Ивановна, — её возглавлял директор по фамилии Вошкарев, до сих пор помню. Изготавливались на фабрике валенки, рукавицы и другая продукция — всё для фронта, всё для Победы! Мама ходила на работу, а нашим воспитанием занималась бабушка. Так пролетели четыре года. И если в эвакуации мы не сильно голодали — всё-таки находились при производстве, то по возвращении домой по-настоящему узнали, что такое голод. Собирали крапиву и другие травы, варили из них суп.
В Наволоке в 1941 году военные построили линию обороны — окопы, блиндажи, минные заграждения и т. д. Вернувшиеся из Авдеево Фёдоровы застали в деревне войсковое подразделение, занимавшееся ликвидацией опасных коммуникаций. Но всё же беда не обошла местных жителей стороной. Три мальчика нашли несколько мин, и во время разборки одной из них произошёл взрыв. Два ребёнка погибли, один получил тяжёлые увечья.
С возрождением колхоза «Ильменский рыбак» жизнь стала улучшаться — в хозяйство пригнали быка (говорили, что он из Германии), тёлку, кобылку, возобновился рыболовецкий промысел. Мама, Анна Ивановна, в ночь уходила на лов рыбы, а днём трудилась на ферме или колхозном поле.
— Около нашего дома находился участок земли в 40 соток, — продолжает юбиляр, — но обработать весь нам было не по силам, ведь приходилось землю копать лопатами. Потом в деревне поселилась какая-то женщина, она придумала устройство для пахоты. В него впрягались четыре жительницы и тащили самодельный плуг по полю. Мужчин с войны вернулось мало, да и то в основном это были инвалиды. Они руководили рыболовецкими делами.
О военной судьбе отца Валентины Ивановны до сих пор практически ничего не известно. Сбор военнослужащих летом 1941-го проходил на территории новгородского кремля. Родственники преодолели 25 километров (расстояние от Наволока до Новгорода), чтобы повидаться с ним. Затем им пришло от главы семьи несколько писем. Эти трогательные послания до сих пор хранятся в музее деревни Наволок. Отец писал, что их собирают на баржи для переброски по Волхову в сторону Ленинграда. С того момента вестей от него больше не поступало. Скорее всего, баржи вместе с находящимися на них красноармейцами по пути были уничтожены фашистской авиацией. Многочисленные запросы родных не дали результата, в 1948 году пришла официальная бумага, подтверждавшая статус Ивана Фёдорова — «без вести пропавший». Его супруга так и прожила до преклонных лет под одной крышей со свекровью, сохранив верность погибшему мужу.
Наволок — большая живописная деревня, окружённая с трёх сторон водой. Есть здесь каменная Никольская церковь (сейчас действующая), построенная в 1891 году, была и школа, куда ходила юная Валентина Фёдорова. Когда она окончила семилетку, правление колхоза приняло решение направить Валю в школу ФЗО (фабрично-заводского обучения) в Новгороде. В то время существовала практика добровольно-принудительной отправки на обучение рабочим специальностям одного ребёнка из каждой многодетной семьи, чтобы была возможность прокормить остальных детей.
— Училась я в областном центре на улице Кирова шесть месяцев, получила специальность «штукатур», — сообщила Валентина Ивановна, показывая мне свою трудовую книжку. — После учёбы необходимо было отработать три года в «Новгородстрое». Всего десять лет после окончания войны прошло, города ещё не восстановили из руин. Так что работы нам хватало. Сначала я в Уторгоше штукатурила здание роддома, в Медведе — здание школы, а затем перебралась в Сольцы. Это был 1955 год. Поселись мы с девчонками в общежитии, оно располагалось в длинном бараке через дорогу от нынешней редакции, во дворе за линией жилых домов. Там же была и контора нашей организации. Зимой морозы стояли трескучие, а дровами нас не обеспечивали, и мы разбежались по съёмным квартирам.
Трудилась Валентина в тот момент на строительстве здания школы № 2 . Кроме выпускников ФЗО работали на стройке и солдаты из гарнизона. Руководил возведением объекта новгородец Миронов Анатолий Михайлович. Однажды произошло обрушение лесов, которое, к счастью, обошлось без тяжёлых последствий.
— Гвоздей длинных не было, и наши парни сколотили леса при помощи маленьких гвоздиков, — вздыхает моя собеседница, — натаскали мы на верхний ярус много цементного раствора, кирпичей. Леса и не выдержали. Несколько ребят, и я в том числе, вместе с деревянной конструкцией, раствором и кирпичами рухнули вниз. Одна девушка при падении разбила ногой оконное стекло, сильно поранила ногу. Так вот, наш начальник ругал её за стекло, не обращая внимания на увечье. Я получила серьёзные ушибы, однако уже на следующий день снова трудилась на стройке. Школу сдали в 1956 году, а двери для учеников она открыла только через год.
Однажды в общежитие по адресу Советский проспект, дом 19 пришёл навестить сестру уроженец деревни Михалкино Евгений Новожилов. Трудолюбивый и никогда не унывающий юноша сразу же понравился Валентине, которая проживала в одной комнате с его сестрой. Чувство девушки не осталось без ответа, они встречались три месяца, после чего в январе 1958 года поженились, чтобы вместе прожить 58 лет! Сестра уехала из Сольцов вместе с мостопоездом (многие выпускники ФЗО решили тогда попытать счастья на железной дороге), и комната в двухэтажке на Советском проспекте стала первым местом жительства молодожёнов.
Евгений Петрович посвятил свою жизнь, как и супруга, строительной отрасли. Начинал с каменщика, затем дорос до мастера, в ПМК работал прорабом, старшим прорабом, после плодотворного труда в «Межколхозстрое» занимался возведением 100-квартирного дома № 6 на улице Новгородской. На «Эллипс» по воле партии был направлен начальником строительного отдела. В управлении сельского хозяйства заведовал строительством ферм и других объектов по всему району. В начале 90-х тяжело переживал уничтожение плодов своего труда, например в Скирино всего за одну ночь любители поживиться тем, что плохо лежит, разобрали здание фермы. До конца своих дней он жил солецкой историей и очень переживал за судьбу района.
А Валентина Ивановна после двух десятков лет работы на стройках двенадцать лет трудилась в горгазе, отвечала за село, проводила проверки газового оборудования в деревнях. Имеет медаль «Ветеран труда», множество наград и поощрений. Вместе с мужем она воспитала двух достойных дочерей Ирину и Юлию, всем сердцем любит внуков Никиту и Глеба. Проживает в небольшом домике, где всё напоминает ей о любимом супруге, которого не стало несколько лет назад. Трепетно хранит память о Евгении Петровиче, восхищаясь его человеческими и профессиональными качествами. Как и раньше, много трудится в огороде. Несмотря на ухудшение зрения, продолжает читать исторические книги, а также любимую «Солецкую газету». Регулярно приходит в редакцию и делится впечатлениями от прочитанного. Она интересный собеседник и душевный человек. Именно поэтому пользуется заслуженным уважением у родственников, подруг — Валентины Шиловой, Татьяны Мищихиной и большого количества сольчан.
Спасибо вам, Валентина Ивановна, за добросовестный труд на благо города, поздравляем с юбилеем! Хотим пожелать вам крепкого здоровья и долголетия!
Сергей ОВЧИННИКОВ
Фото автора и из семейного архива Валентины Новожиловой