В этом году будет проведена реконструкция грунтовой дороги Марёво‑Одоево и двухкилометрового участка дороги на Окороки. Затраты на реконструкцию составят порядка 70 миллионов рублей.
Появление в Сети информации о предстоящей реконструкции дороги на «тупиковую» деревню Одоево и сумме выделяемых на это средств, показавшейся астрономической, вызвало в Марёве довольно широкий общественный резонанс. Зачем тратить на дорогу к деревне с несколькими жителями 50 миллионов рублей? – недоумевали одни марёвцы. Как может ремонт «грунтовки» обойтись в такую сумму, если за эти миллионы можно закатать дорогу в асфальт? зачем закапывать деньги в землю, в то время как главная наша дорога, региональная Демянск -Марёво, большую часть года находится в убогом состоянии, так не лучше ли её до ума довести? – удивлённо вопрошали другие. Не находя ни логики в проекте, ни вразумительных ответов на вопросы.
Честно говоря, и автору этих строк показалось, что овчинка выделки не стоит, что цель не оправдывает средства. Но неспроста же ведь появился этот проект, да и смету предстоящих расходов просчитывали, вероятно, не с потолка, а обоснованно? Чтобы развеять сомнения, а заодно – «заполучить» необходимую информацию по вопросу и возможные разъяснения на предмет обоснованности астрономических по местным меркам трат денежных средств, направился я к человеку, в силу занимаемой должности обязанному владеть профильной информацией – первому заму главы района, курирующему дорожное «направление» деятельности, Сергею Горкину.
Забегая вперёд, скажу: применительно к обозначенным выше вопросам о целесообразности вложения в деревенскую дорогу десятков миллионов рублей, волнующим односельчан, полученные ответы если и прояснили ситуацию, то не настолько, чтобы можно было осознать главное, а именно – мотивацию затратного проекта. (Кстати. Реконструкция участка дороги Марёво‑Окороки обойдётся ещё дороже: более 20 миллионов рублей на двухкилометровый участок, свыше 10 миллионов на километр). По большому же счёту, сомнения марёвцев по поводу целесообразности строительства, выглядящие не такими уж безосновательными, можно выразить метафорической формулой: зал был наполовину полон. Или – наполовину пуст.
– Реконструкция дорог на Одоево и Окороки позволит выполнить главное условие эксплуатации дорог регионального значения – возможность беспрепятственного проезда по ним в любое время года – пояснил Сергей Горкин. – Ведь дороги, о которых идёт речь, по существующей «иерархии» – не местного значения, а имеют статус региональных. В период же распутицы проезд по ним затруднён, что подвергает сомнению условие доступности. Дорога на Одоево, состояние которой постоянно вызывало нарекания, ещё несколько лет назад оказалась в поле зрения руководства «Новгородавтодора». После проведённого мониторинга её состояния попала в очередь на реконструкцию, а потом появилась и соответствующая проектно-сметная документация. Большие средства, выделяемые на приведение дороги в нормативное состояние, объясняются тем, что проводится не простой ремонт, как думают сомневающиеся, а реконструкция.
– Расшифруйте...
– Реконструкция – это не обычный ремонт, а кардинальное улучшение качества дороги. Сегодня она – грунтовая, а будет – из песчано-гравийной смеси. Соответственно, новое дорожное полотно будет представлять собой приличного размера насыпь из ПГС. Вода на такой дороге не задерживается, просачивается и далее уходит в водоотводы.По качеству дорога будет сопоставима с асфальтированной.
– Но для строительства качественной дороги и строительный материал – в нашем случае, песчано-гравийная смесь – требуется соответствующий. Располагает ли таким «распространённым полезным ископаемым» наш район? Насколько мне известно, песок у нас в основном мелкозернистый, а то и «желтяк», явно непригодный в данном случае...
– Единственный известный местный песчаный карьер с хорошего качества ПГС – в районе деревни Овсянниково, но он заброшен, давно не разрабатывается.
– Не получится ли так, что строительный материал придётся завозить на дорогу за сотни километров? Как асфальт для дороги Демянск-Марёво, доставлявшийся, как известно, из Санкт-Петербурга. Транспортные издержки сильно удорожат строительство. Не этим ли фактором, в числе прочих, объясняется высокая сметная стоимость реконструкции?
– Не думаю, что авторы проекта брали цифры «с потолка». Наверное, специалисты, знающие своё дело, рассчитывали затраты объективно, по действующим нормативам. Не будем забывать и о том, что реконструкция дорог на Одоево и Окороки сопряжена, с учётом пересечённой местности, с необходимостью сооружения в общей сложности более десятка трубопереездов, что серьёзно увеличивает строительные расходы.
– Сергей Иванович, непонятно и другое – почему эти грунтовые дороги отнесены к категории региональных? По логике, критериями наделения таким статусом должны служить, как минимум, транспортная значимость и наличие выхода на другие востребованные трассы, в нашем же случае обе дороги – маловостребованные да к тому же – и тупиковые по сути...
– Трудно сказать, чем руководствовались составители перечней дорог по «статусности», но такая «иерархия» принята уже давно, нам же остаётся исходить из реалий. Хотя, конечно, если бы придать этим дорогам статус муниципальных, да получить средства на их содержание по нормативам «регионалок», мы смогли бы существенно улучшить внутрирайонную дорожную сеть в целом. Но такое вряд ли возможно – опять-таки, отталкиваясь от повседневной практики: за последний год выделяемые дорожной организации объёмы средств на обслуживание и ямочный ремонт дорог на территории района существенно сократились – с 22–23 миллионов рублей до 10–11.
– Многие земляки говорят: лучше бы нам выделили деньги на завершение капремонта дороги Марёво‑Демянск, конкретнее – пресловутого «шинковского» участка, десятки лет по-настоящему не ремонтировавшегося...
– На этот участок ещё нет проектно-сметной документации, да и оперативное выделение необходимых средств представляется проблематичным.
– Вернёмся к основной теме. Когда следует ожидать начала работ по реконструкции дорог на Одоево и Окороки?
– Скоро. Уже состоялись конкурсы по определению подрядчиков работ. С учётом сложности и объёмности задачи, думаю, предпочтение будет отдано серьёзной фирме, располагающей всем необходимым профильным техническим арсеналом.
– К сожалению, практика аукционов в дорожной сфере не даёт поводов для оптимизма. Поскольку главный критерий определения подрядчика – наименьшая предложенная претендентом цена, зачастую выигрывают заказы «дутые» фирмы, впоследствии прибегающие к услугам субподрядных организаций, также обладающих слабым техническим потенциалом. Не получится ли так и в нашем случае?
– Не думаю. Объём работ серьёзный, требующий привлечения немалых технических ресурсов. Хотя не могу исключать и варианта привлечения субподрядчика в качестве исполнителя части работ. Но чтобы ни говорили о сомнительности и необоснованности затрат, согласимся: после завершения реконструкции двумя проблемными дорогами в районе станет меньше.
Анатолий КАСАТКИН
Фото автора