В этот весенний день в посёлке Панковка полицейские закрыли очередную нелегальную торговую точку
Все происходящее немного походило на детектив. Я как корреспондент газеты напросилась в рейд с сотрудниками отделения экономической безопасности МО МВД «Новгородский». Как раз нужно было собрать материал для статьи о его работе. Вот и проверим торговые точки на предмет нарушений в реализации спиртосодержащих напитков, предложили оперативники.
Тайный покупатель
Пока ехали до Панковки, они кратко объяснили, какие могут быть нарушения и на что будут обращать внимание.
– Спиртными напитками могут торговать только юридические лица, имеющие соответствующую лицензию, но никак не индивидуальные предприниматели, – начал Дмитрий Ожиганов. – А то иногда бывает такое, что хозяин у ларька – предприниматель, а из-под полы торгует водкой, да еще и контрафактной. Она не выставляется на витрине, но местный контингент знает, что здесь ее можно купить. И продавцы своих клиентов изучили, чужим не продадут. В этом случае составляется административный протокол на осуществление предпринимательской деятельности без лицензии. Еще бывает, что такую продукцию продает даже не предприниматель, а физическое лицо. Разбавляет спирт водой, разливает в бутылки и – реализует. Тогда протокол составляется по другой статье – продажа товаров, свободная реализация которых запрещена.
Как объяснил Дмитрий, сегодняшний рейд или как они его называют оперативно-профилактическое мероприятие, для них не является значительным событием. Основная сфера деятельности отделения экономической безопасности – уголовные преступления, как, например, раскрытый в этом году случай с изъятием целой цистерны спирта. Сегодня максимум, на что они надеются, это составление административного протокола. И то – не факт, может, и не получится. Вот заподозрит продавец подставного покупателя и даст ему от ворот поворот. А занимаются они такой «мелочью» потому, что «не должно быть беспредела, иначе на каждом шагу начнут «паленку» продавать».
Уже в поселке оперативники определили «точку», в которой будут совершать закупку.
– По имеющейся оперативной информации, гражданин, которого мы уже однажды брали с поличным, продолжает заниматься продажей спиртосодержащей продукции. Поедем на улицу Строительная и проверим.
Оказывается, наказать гражданина за такие дела совсем непросто. Нужно представить неопровержимые доказательства, что он незаконно продает разбавленный спирт. Сделать это можно двумя способами. Первый – покупку совершает гражданский человек, а на выходе из торговой точки с него берут объяснение сотрудники полиции: что он купил, за сколько, где. Но найти такого «покупателя» не всегда удается. Вот и в нашем случае все сложилось по второму варианту – за товаром пойдет сотрудник полиции, но покупать он должен обязательно в присутствии двух понятых.
Один потенциальный понятой уже морально подготовился (эта роль, конечно, была отведена мне). За вторым мы заехали в администрацию Панковского поселения, как оказалось, ее сотрудники регулярно помогают полиции в этом качестве.
Капюшон нам в помощь
...Мы приехали на улицу Строительная. Обыкновенная пятиэтажка, рядом – огороженная сеткой площадка с вагончиком. Похожа на пункт приема металла. Вагончик очень приличный, обшит современным материалом. Рядом ошивается мужичок подозрительной наружности, как бы подтверждая, что мы на правильном пути.
Павел Петров натянул на голову капюшон, застегнул повыше куртку, скрыв под ней воротничок рубашки, и, не давая нам с сотрудницей администрации успеть заволноваться, скомандовал: «Идем».
Со стороны это, наверное, выглядело смешно. Впереди парень, за ним две прилично одетые тетеньки. Вся троица друг за другом проходит мимо подозрительного мужичка к входной двери вагончика. Внутри – маленький «предбанник» и небольшое окошко. Павел зашел внутрь, мы с «коллегой» остались стоять снаружи, любопытно просунув головы в вагончик. Мужичок на улице заботливо посоветовал:
– Да вы лучше внутрь заходите, а то люди будут недовольны, – он махнул рукой на окна соседней многоэтажки.
Мы протолкнулись в тесное помещение. Тем временем наш тайный покупатель уже узнал цену (120 рублей), продавец выставил бутылку, и покупка совершилась – деньги были вручены. После этого маски были сброшены, капюшон снят и предъявлено удостоверение сотрудника ОБЭП.
Пойманный за руку продавец, кажется, даже не расстроился. Держался он уверенно, как бывалый, учтиво пригласил всех внутрь, усадил на диванчик. Пока оперативники выполняли бумажную работу, я задала пару вопросов продавцу:
– Продажа алкоголя – это ваш основной доход?
– Нет, дополнительный.
По его словам, раньше он занимался приемом вторсырья, но это перестало приносить прибыль. А семью кормить нужно...
– Спирт вы разводите и разливаете прямо здесь?
– Да, здесь.
Купленная нами литровая бутылка была из-под «Кока-колы», даже с этикеткой. Дав понятым убедиться, что жидкость в ней пахнет спиртом, полицейские опечатали бутылку с тем, чтобы отправить ее на исследование. В лаборатории будут определять, имеются ли в содержимом вредные для здоровья примеси. Оперативники были на 99% уверены, что в спирте найдут метанол, потому что так было в прошлый раз. Тогда они уведомят «продавца» под роспись о том, что его продукция угрожает жизни и здоровью людей. Если после этого он вновь попадется на продаже алкоголя, то для него наступит уже не административная ответственность, а уголовная.
– По вашему опыту, после такого предупреждения люди прекращают торговать? – интересуюсь.
– Уголовная ответственность включает здравый смысл. Чаще всего все-таки прекращают, – пояснил Дмитрий.
А если не прекратит, то полиции придется опять ловить его за руку и затевать театр с переодеванием и двумя понятыми. Процедуру предстоит проделать такую же, но продавец уже будет вести себя более осмотрительно. Обычного капюшона тут может и не хватить.
Канистрами и цистернами
В последние месяцы отделение экономической безопасности и противодействия коррупции межмуниципального отдела «Новгородский» прозвучало на фоне нескольких крупных дел, связанных с раскрытием преступлений именно в сфере незаконной продажи алкогольной продукции. Начальник отделения Александр КУХАРЕНКО рассказал некоторые подробности этих дел.
– У нас была оперативная информация о том, что через Новгородскую область будет следовать автоцистерна, незаконно перевозящая спирт. Действительно, мы остановили ее в районе Красных Станков. По документам в цистерне был растворитель. Образцы жидкости были направлены в экспертно-криминалистический центр, исследование показало, что на самом деле это этиловый спирт. По закону, перевозка спирта должна лицензироваться, а получение лицензии стоит порядка 800 тысяч рублей. Граждане не хотят тратить такие деньги, поэтому идут на различные ухищрения.
Водитель автомашины пояснил, что является наемным работником, а загрузка цистерны происходила без его участия. В Воронежской области заказчик взял у него машину и через несколько часов вернул уже заполненную. Документы на груз также предоставил. Обычно в таких случаях водители бывают или не осведомлены, или хорошо подготовлены, что следует отвечать сотрудникам полиции. Машина направлялась в Санкт-Петербург, вероятно на подпольный завод по производству алкогольной продукции. В настоящее время она опечатана и поставлена на ответственное хранение. В ходе следствия содержимое будет перелито в емкости, а машина передана владельцу, который, по сути, является добросовестным гражданином.
Еще один резонансный случай был раскрыт в деревне Чечулино. Мы изъяли у гражданина 1750 канистр алкогольной продукции – это почти 9 тысяч литров. Канистрами был заставлен весь гараж. Надо сказать, что ассортимент продукции был весьма широким. Изготавливается такое «добро» на подпольных заводах из спирта, подобно тому, что мы изъяли в цистерне, добавляются ароматизаторы, красители и разбавляется все водой. Гражданин приобретал оптом канистры в Ленинградской области и продавал дальнобойщикам уже здесь, в Новгородской.
Надо отметить, что он продавал исключительно водителям из других регионов, опасаясь, что здесь на него выйдут сотрудники полиции. Но тем не менее мы смогли задержать его с поличным. Проведенное исследование алкоголя показало наличие в нем опасных для здоровья и жизни веществ – метанола, ацетона и других.
Работа по пресечению незаконной торговли алкоголем – лишь одно из направлений отделения экономической безопасности. Сфера деятельности сотрудников отделения очень широка – мошенничества, присвоение и растрата, коррупционные преступления, незаконные порубки леса и многое другое. Преступники, с которыми имеют дело сотрудники отдела, чаще всего юридически подкованные и изворотливые люди, приносящие большой ущерб государству и обществу. Чтобы противостоять таким людям, самим полицейским надо быть еще более грамотными и компетентными. И, конечно, им не обойтись без содействия внимательных граждан, телефон для их сообщений: 981-210.