В принципе, в понедельник ничего не поменяется. Немногочисленные журналисты будут готовить следующий номер. Читатели позвонят и расскажут о проблеме или пришлют по электронной почте весточку с новостями. Кто-то попросит разместить объявление, ещё кто-то пригласит на важное событие. Но юбилей — всегда рубеж, время осмыслить пройденное, сделать выводы и наметить дальнейшие пути. Есть ли будущее у печатной прессы и каково оно, рассудит время. И читатели...
Газета.
Ваша и наша
Евсей Кириллов, Георгий Кутявин, Людмила Большакова, Александр Левицкий, Владимир Михайлов, Евгений Селиванов, Ольга Маслова, Пётр Кочнов, Борис Анисимов, Елена Зиминова, Александр Захаров, Наталья Гофман, Михаил Зиминов, Муза Матвеева, Елена Сироткина, Людмила Степанова, Валентина Польникова, Татьяна Табикова, Светлана Борисова. Это только навскидку. Всех, кто стучал на стареньких машинках и новеньких компьютерах, ездил в командировки, «поднимал темы», «освещал события», вычитывал гранки, начислял зарплату и занимался хозяйством, — словом, делал газету по крайней мере в последние 40 лет, теперь уже не вспомнить, хотя и очень хочется.
А ещё те, без кого все наши опусы так и остались бы сугубо для личного потребления, — полиграфисты. Шесть лет уже нет в городе типографии, и мало кто сегодня знает, что такое матрица, линотип, марзан, сколько весит газетный разворот не на бумаге, а в металле, и как худеньким женщинам закатить с улицы в цех 300‑килограммовый рулон газетной бумаги и потом его размотать. Они знали. Невероятные 7‑тысячные тиражи районки (сейчас областная газета выходит тиражом в два раза меньшим) конца 80‑х — начала 90‑х годов буквально выношены ими на собственных руках. Мы вместе скрипели зубами, когда внезапно подводила старая-престарая техника, когда застывал металл в котлах линотипов или разлетался на отдельные строчки не удержавшийся в печатной машине разворот. Трёхразовая газета выходила при любых условиях, даже под открытым небом, когда однажды провалилась крыша старого здания. Сегодня мы всех вспоминаем с нежностью и благодарностью.
Огромные тиражи, пусть это не покажется совсем уж странным, в конце концов, стали отправной точкой будущих перемен, не всегда приятных. 1992 год — начало рыночных реформ. Продуктов, товаров и денег нет ни у граждан, ни у государства. В январе «МВ» писала о себе: «Всё труднее предсказать будущее газеты. С ростом цен на услуги связи, типографии, на бумагу, краску, она подорожала настолько, что выпуск обойдётся примерно в 577 тысяч рублей. В соседних районах сокращается периодичность выхода, производится сокращение штата редакций. Наша «МВ» пока держится». И о повседневной жизни маловишерцев: «В январе талоны на масло за декабрь у жителей Подгорного остались не отоваренными, не говоря уже о мясопродуктах, которых они вообще не видели. По январским талонам удалось купить только водку и ячневую крупу».
В этих условиях учредитель газеты (тогда это был районный Совет депутатов) не смог найти дополнительные средства на подорожавшую в три раза газетную бумагу, закупая её при этом по бартеру в Карелии. Периодичность уже в феврале 1992‑го была сокращена с трёх до двух выпусков в неделю. Сама редакция два раза подряд сокращала штат, чтобы уменьшить расходы на зарплату. В ней осталось всего три пишущих сотрудника, не стало машинисток, фотокорреспондента, шофёра и машины. Понимая, что на содержании и внешнем виде издания всё это отразится не лучшим образом, мы тогда буквально со слезами на глазах обращались к читателям: «Эти меры приняты с единственной целью — сохранить газету и не лишить подписчиков возможности реализовать своё право на информацию, закреплённое Конституцией. Уж лучше получать газету два раза в неделю, чем с марта лишиться её вовсе». К великому счастью и великой нашей гордости, тогда читатели поняли всё правильно и поддержали свою районку. Тираж в 1992 году так и держался на уровне 6800–6900 экземпляров по одной подписке, без розницы. Но на следующий год вновь подросшие подписные цены и полное отсутствие фотографий (изготовление металлических клише страшно подорожало) всё же сказались: тираж заметно упал.
Наступивший XXI век привнёс толику технического прогресса в издание газеты. С сентября 2001 года она стала печататься офсетным способом — без вреднейшего свинца, силумина, без горячего линотипного набора. Зато с практически безграничными возможностями для оформления каждого номера, чем мы с удовольствием и пользовались до 2009 года. Правда, было одно «но», стоившее потери ещё какой-то части тиража, — газета стала «маленькой» в прямом смысле слова. Объём её в печатных листах (есть такая полиграфическая единица) оставался прежним, но из-за того, что типография смогла купить лишь маленький офсетный станок, газетные странички по величине стали практически книжными. Некоторые читатели так и не смогли с этим смириться.
Новый поворот в судьбе газеты был связан опять-таки с экономическим кризисом, дефицитом денег и изменениями в федеральном законодательстве. Районные власти отказались от учредительства. С весны 2009 года газеты большинства районов области были объединены в холдинг, который поныне и является учредителем и издателем — областное государственное автономное учреждение «Агентство информационных коммуникаций» (ОГАУ «АИК»). Страницы вернулись к давнишнему размеру, но на тираже это практически не сказалось. По опросам, которые мы регулярно проводим, многих подписчиков и покупателей перестала устраивать архискромная по нашим временам полиграфия, ведь даже большинство газет про сплетни, еду, садовые заботы и людские болезни давным-давно выходят в цвете. Кстати, кризис нынешний стал главной причиной сокращения числа страниц газеты, на которое сейчас постоянно обращают внимание наши читатели.
Почти три месяца я перебирала долгую жизнь районной газеты. Конечно, эти заметки глубоко субъективны. Но как же любопытно было самой перелистывать старые (и не очень) подшивки, несмотря на то, что значительная часть из них прошла через мои собственные руки. Ага! 12 августа 1992 года: «С питьевой водой положение критическое. Распоряжением администрации района подача её в жилые дома производится с 6 до 9 утра и с 18 до 21 часа». Да, на редкость жаркое тогда было лето, река почти полностью пересохла. Обеспечение города водой в последующие годы попало в число приоритетных задач. С тех пор в Вишере появилось три с лишним десятка артезианских скважин, на очереди полная реконструкция водоочистной станции.
29 мая 1999 года: «Открылся рынок на Революции, 91». Как же, как же, на входных воротах была лошадка на фоне подковы, и хоть это далеко от центра, и автобусы туда не ходили, но народу собиралось по субботам много. Февраль 1997‑го: «До сих пор «Мадок» не может приступить к монтажу лесопильной линии. Из-за изменения таможенных правил не удаётся ввезти её в страну». Ну полная аналогия с сегодняшним «Буллитом», который не может ввезти главную линию из-за санкций! Ого, в июне 1996‑го безработных в районе было 1500 человек. Но как-то справились, и это внушает надежду, что кризис и на сей раз удастся преодолеть.
А вот 1 апреля 1998 года газета пошутила: «Решено переименовать «цифровые» улицы города в Берёзовую, Дубовую, Липовую и Осиновую». Через 15 лет уже без всяких шуток и переименований в Вишере появились новые Берёзовая, Липовая, Рябиновая аллеи и Сосновая улица.
Интересно! В 1997 году 11‑е классы в районе закончили 127 человек. Из них в вузы поступили 18 выпускников, то есть 14% от общего количества. В техникумах образование продолжили 28 бывших школьников — 22%. Выпуск 2015 года — увы, население убывает — гораздо меньше, 70 человек. Но студентами стали 47 из них (67%), в колледжах занимаются 19 человек (27%). Получается, зря у многих существует убеждение, что раньше образование было в районе поставлено гораздо лучше, чем сейчас.
7 октября 1992 года: «В район поступила первая партия приватизационных чеков — 3000 из 24000 необходимых». Было дело. По вечерам у сберкасс покачивающиеся личности отдавали желающим эти чеки за бутылку, а потом несколько лет наши читатели незлым тихим словом поминали Чубайса и обещанные «две «Волги» на каждый чек».
Связь «читатель — газета», кстати, всегда была двухсторонней. Читатель подсказывал и подсказывает темы и адреса. Когда-то — не жалеючи пяти копеек на почтовый конверт, сейчас — пяти минут и пяти рублей на телефонный разговор. Особый поклон и добрая память селькорам и рабкорам, которых у маловишерской газеты в прежние времена было не счесть. По прошествии времени даже стало казаться, что между самыми активными из них было нечто вроде соревнования: кто больше и интересней расскажет о своём коллективе или своей деревне. Вот и остались навсегда на газетных страницах имена Ивана Фадеева из Селищ, Галины Гапоновой и Александра Громова из Любцев, Петра Магзинского из Большой Вишеры, Маргариты Ефимовой из Веребья, Михаила Мальцева из Оксоч, Александра Ксенофонтова из Подгорного, Екатерины Малышевой из Бурги, Анны Савельевой из Лугов, Зинаиды Селивановой, Татьяны Опариной и Олега Иванова из Малой Вишеры и множества других.
Больше 60 лет именно в редакции базировалось районное литературное объединение «Спектр». Сейчас талантливые стихотворцы и прозаики собираются в другом месте, но их произведения по давней и прочной традиции ежемесячно украшают газетные страницы. Несколько лет «МВ» регулярно предоставляла газетное пространство юным авторам — газетам в газете «Обратная сторона», «Пятнистый крыс», «Не по барабану» и др. Жаль, что сейчас энтузиастов, желающих говорить с молодыми на языке молодых, поубавилось или они плавно перетекли в Интернет. Действительно, жаль, потому что некоторые из авторов наших молодёжек уже стали профессиональными журналистами — опыт и опусы явно пригодились.
Содержание газетных страниц у подписчиков тоже всегда было под контролем. В 1960 году, например, в День печати от журналистов требовали «шире знакомить тружеников деревни со всеми новинками, которые внедрены на фермах и полях района и всей страны» и «раскрывать опыт работы совхозных партийных организаций». В 2001‑м читатели уверяли, что «газета стала малоинтересной из-за отсутствия в ней кроссвордов, сканвордов и других головоломок», в 2003‑м — пеняли на перебор лирики, поздравлений и недостаток критики в адрес районных властей, от которых «МВ» должна «требовать ответов на жалобы читателей». В последние годы главная претензия подписчиков — да простит учредитель! — переизбыток областной информации: «Лучше бы рассказики какие-нибудь печатали».
Когда-то, тоже в юбилейный день (согласитесь, о себе, любимой, газета вспоминает нечасто!), нынешний руководитель нашего крохотного коллектива Нина Семёнова, на мой взгляд, исключительно точно сформулировала предназначение районной газеты: это «время, помноженное на бесчисленное множество судеб, дат, событий, спрессованное в малом объёме страниц, летопись жизни, которой живут современники». И вот «Малой Вишере» — 85!
С чем пришли к этой дате? С тиражом 2150 экземпляров при общей численности населения в районе 16 103 человека. Значит, газету читает как минимум каждый седьмой житель. По нашим временам, когда разноликая информация не льётся разве что из утюга, результат (льстим себя этой мыслью!) неплохой. Конечно, всем до единого мил не будешь, газета — не золотой червонец, чтобы нравиться каждому, просто на её страницах читатель должен находить что-то ценное лично для него. Мы будем стараться, чтобы «Малая Вишера» в Малой Вишере и дальше оставалась самой нужной газетой.
От имени
и по поручению «МВ» —
Валентина БАЗАНОВА