Нет в нашей округе человека, который не знал бы Николая Ивановича Румянцева. В силу особенности своей профессии он был востребованным и единственным специалистом в совхозе «Правда», и не только.
— Вот в Старой Руссе не пришлось побывать по работе, — сетует Николай Иванович, — немного не доехал. За Волотом был, в Сольцы вызывали, в Новгород регулярно ездил. Собрания, отчёты разные, медикаменты для животных приобрести.
За советом к Румянцеву обращались коллеги из соседних совхозов. Он был настолько опытным, что его приглашали в Новгород для участия в работе экзаменационной комиссии.
Зооветспециалист по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных. Коротко — осеменатор. Профессия действительно тонкая, скроенная из тяжёлого труда. Нынешняя молодёжь уж точно не мечтает о ней с детства. Может быть, она не так престижна, но, безусловно, важна и востребована и в настоящее время.
Уроженец Марёвского края
В 1939 году деревня Лучки жила мирным колхозным трудом. Коля родился в обычной крестьянской семье.
Грянула война. Она навсегда забрала отца Николая.
— Мама работала на ферме дояркой. Растила нас, четверых детей. Мы все с малых лет работать стали. Начальную школу я всю проболел, экзамены не сдал, — рассказывает Николай Иванович.
Но у жизни свои университеты. Когда Николаю было 14 лет, семья перебралась в Парфино. Там он начинает работать на шпалзаводе разнорабочим.
— Три года в стаж не пошли. С семнадцати только в трудовую книжку вписали. В Парфино я работал до армии, там же и призвался.
А когда мы переехали в Выбити, устроился работать кочегаром на спиртзавод. Руководство командировало меня учиться в Ленинград. Так освоил профессию оператора котельной. Три года отработал старшим кочегаром и ушёл с завода. Свояк созвал на работу в Солецкий лесхоз. Там пришлось учиться на тракториста, заодно выучился и на шофёра. Три года в лесу отработал.
Важная профессия на селе
Со своей будущей женой Николай познакомился на заводе в Выбити. Девушка трудилась в бригаде, добывала торф для заводских печей.
Клавдия очень переживала за мать, которая осталась одна в деревне Лесной. В 68-ом году она вернулась в родную деревню вместе с мужем. Николая приняли на работу в совхоз шофёром. А Клава стала работать санитаркой в Учновском медпункте.
В 70-ом Колю послали учиться в Новгород, на курсы техников-осеменаторов. Несколько месяцев он вникал в азы трудной профессии. В том же году молодого специалиста назначили на новую должность.
— Вначале многое приходилось постигать на практике. Что-то перенимал от коллег, до чего-то своим умом доходил. Моими наставниками были опытные доярки, зоотехники, ветврачи.
Работа эта круглогодичная, утро-вечер, каждый день, без выходных. Утром встаёшь, сразу смотришь, сколько у меня по плану намечено осеменить коров. Некоторых выбраковывали, если ни искусственным, ни естественным путём не удавалось осеменить. Кого-то лечить надо было. Все приходилось делать: где укол корове поставить, где послед отделить, в общем, что в моих силах — выполнял.
Как и в любой работе, всякое бывало. Корова ведь разговаривать не умеет. Смотришь на внешний вид, поведение животного. Физиологические особенности необходимо знать. С годами в технологии осеменения существенных изменений не произошло. Единственное, заменили пипетку на шприц. Руки – вот мой главный рабочий инструмент. Они лучше всякого прибора чувствуют животных.
В совхозе я первым стал использовать ректальный способ осеменения. Сначала никому ничего не говорил, экспериментировал. Потом сам себя и выдал — семенного материала меньше стал заказывать. Оказалось, у этого способа много преимуществ. Это безопаснее для животного. Продуктивность больше. Расход семени намного меньше.
Семенной материал привозила специальная машина, оснащенная контейнером с жидким азотом, в котором хранятся сосуды с семенем. На каждой ферме было по такому сосуду, и они также хранились в азоте. Чтобы не повредить семя, сосуды просто обменивали.
Представьте себе, маленькая горошинка — будущий телёнок.
В начале 80-х в совхоз завезли семя мясной красной породы. Телята рождались крупные рыжие. Бригадиры жаловались: «У Румянцева таблетки такие, что корове не растелиться», — смеясь, вспоминает Николай Иванович.
— Понимаешь, племя отобрать — очень сложно. Нужно видеть, как тёлочка родилась. С мала её наблюдать — Бог леса не сравнял, как говорится. Хорошую тёлку надо было сразу метить, вешали на ухо бирку. Бирки часто терялись. Много трудностей в этой работе. Осеменатор — дело тонкое, — подытожил рассказчик.
В своей профессии Румянцев отработал 36 лет. В 99-ом вышел на пенсию. Но продолжал работать ещё 6 лет. Куда же без дяди Коли?
В его ведомстве не только совхозные стада были. Он шефствовал и частный сектор. Тогда почти в каждом дворе корову держали, а то и двух. Никому Николай Иванович не отказывал. Выполнял свою работу добросовестно. Единственный на всю округу мастер.
Позади все тонкости профессии, о которой и сейчас Николай Румянцев может лекцию выдать.
— Ну, чем тебя угостить? Будешь молоко козье? — настойчиво спрашивает добродушный хозяин.
Ветеран труда Николай Иванович Румянцев живёт и продолжает трудиться на родной земле, держит коз и куриц, заботливо выращивает урожай на огороде. А чудо-трактор, собранный своими руками, можно на выставке показывать. Как и все родители, переживает за детей. Помогает дочери Наталье воспитывать внуков.
Ольга МИХАЙЛОВА
Фото из личного архива семьи Румянцевых