Вторник, 13 мая 2025

Редакция

Возвращение из небытия

Поисковики отряда «Находка» восстановили ещё одну утерянную страницу летописи Великой Отечественной, подняв из болота сбитый немцами бомбардировщик Пе‑2 и установив имена погибших лётчиков

На войне, как на войне

Лето 1942 года. На Северо-Западном фронте идут «бои местного значения». Декабрьское 41‑го года наступление от Москвы уже выдохлось. Немцы сумели остановить продвижение наших войск, весной 42‑го фронт стабилизировался. Но 16‑я немецкая армия фон Буша окружена и блокирована в «Демянском котле». Целый год, до февраля 1943‑го, противники перемалывали друг друга.

В боях за ликвидацию Демянского котла активно участвовала и наша авиация, преимущественно – штурмовая и бомбардировочная. Зачастую шли на задание без прикрытия истребителей – подавляющий перевес в воздухе был за немцами (паритет сложится только к лету 1943 года). Жизнь большинства лётчиков, особенно – штурмовиков, летавших на Ил‑2 без прикрытия, была недолгой – несколько боевых вылетов. Мощная зенитная артиллерия врага наносила большие потери. «На честном слове и на одном крыле» дотягивали до своих немногие, большинство самолётов падали недалеко от тех мест, где были сбиты. На территории Демянского района в 1941–1943 годах погибли десятки советских самолётов (чаще всего – вместе с экипажами) – ввиду близости боевых действий. В соседнем Марёвском, отстоявшем от Демянского котла на несколько десятков километров – на порядки меньше.

Сразу после войны многие сбитые немцами самолёты обнаруживали местные жители, растаскивали отдельные детали. Но интерес к сбору металла в те времена не был столь повальным, как в постсоветской России – железа хватало и на территориях совхозных машинных дворов. Позднее начались вылазки в леса «чёрных копателей» – они нанесли определённый урон. Но со временем упавшие самолёты «затянули» болота, стерев видимые приметы. Словно природа постаралась уберечь от мародёров, сохранить для истории обломки самолётов, а где-то – и останки погибших пилотов.

9 июня 1942 года вылетела на боевое задание в район Демянска группа пикирующих бомбардировщиков Пе‑2 72‑го полка 241‑й бомбардировочной авиадивизии. Две «пешки» не вернулись из полёта – были сбиты зенитной артиллерией противника...

74 года спустя

В апреле этого года поисковикам удалось восстановить «хронику пикирующего бомбардировщика» – одного из тех двух, что не вернулись с задания 9 июня 1942‑го. Раскрыта ещё одна тайна войны. Установлены имена членов погибшего экипажа, восстановлена историческая справедливость.

Обломки Пе‑2 обнаружили недалеко от посёлка Кневицы Демянского района. Места, трагичного для многих советских лётчиков – в окрестностях этого населённого пункта обнаружены места падения около десяти советских самолётов, выявленные в ходе предварительной разведки. Но одно дело – знать места гибели боевых машин, совсем другое – поднять их фрагменты, глубоко упрятанные природой. Не до всех сразу доходят руки – по многим причинам.

Год назад поисковики демянского отряда «Находка» обследовали места гибели четырёх самолётов. Возле одного из них, оказавшегося дневным бомбардировщиком Ту‑2, удалось обнаружить останки лётчиков, а по заводскому номеру на двигателе – установить имена членов экипажа. В ходе архивной работы было выяснено, что Ту‑2, оснащённый моторами с соответствующими заводскими номерами, был сбит истребительной авиацией противника 14 марта 1943 года. Членами экипажа бомбардировщика были Валериан Столяров, Алим Хабеев, Марк Башук и Николай Бочков.

Нынче дошла очередь до другого бомбардировщика, «похороненного» в болоте.

– То, что где-то рядом с посёлком в болоте лежит самолёт, давно было известно местным жителям, но глубоко здесь никто не копал, – говорит командир «Находки» Александр Морзунов. – Но в этом году появилась возможность поднять его из болота.

Экспедицию по подъёму самолёта поддержало Российское военно-историческое общество (РВИО), выделившее средства. До места падения боевой машины – центра торфяного болота, демянские поисковики и москвичи смогли добраться на гусеничном тягаче, давно используемом «морзуновцами» в ходе ежегодных «Вахт Памяти». Для подъёма уцелевших фрагментов боевой машины поисковики использовали собственное изобретение, хорошо зарекомендовавшее себя при проведении предыдущих аналогичных «операций» – пятиметровую конструкцию (в просторечии – «пирамиду»), оснащённую грейферным захватом от погрузчика, опускаемым и поднимаемым с помощью троса.

Момент истины

...На поверхности болота рядом с заполненной водой воронкой появляются поднятые с двухметровой глубины немногочисленные фрагменты самолёта – детали двигателя, пулемётного вооружения, шасси, куски фюзеляжа. Есть и «человеческие» вещи: фрагменты ремня от планшетки, каблук ботинка ...Они – неоспоримое свидетельство гибели экипажа вместе с самолётом.

«Лётчик был в кабине, во всяком случае, один из них», – это мнение руководителя департамента поисковой работы РВИО Сергея Мачинского.

Сомнений в том, что экипаж до последнего оставался в горящей машине, нет. Подтверждается это и местными жителями-старожилами, уверявшими, что «двоих мёртвых лётчиков жители соседней деревни похоронили, но третьего не нашли». Но поскольку останки членов экипажа на месте трагедии фактически отсутствуют, видимо, место их гибели и будет считаться братской могилой лётчиков. Его координаты внесут в Книгу памяти, и эта часть болота, по сути, станет мемориалом.

Кто же они, эти герои? Обнаруженный на одной из деталей двигателя заводской номер, фрагмент капота с бортовым номером самолёта и сделанный запрос в архивы подтвердили первоначальную версию: под Кневицами погиб тот самый бомбардировщик Пе‑2, командир экипажа Владимир Макарович Пархоменко, бомбардир – Иван Николаевич Матулин и стрелок-радист Арсений Васильевич Чехонин. Все они числились без вести пропавшими. До этого дня...

Нашлись родственники всех членов экипажа, намеренные посетить место гибели самолёта, а внук стрелка-радиста Игорь Чехонин, раньше других узнавший о находке «Находки», и вовсе помогал поисковикам, участвуя в операции по подъёму самолёта. И надо же такому случиться, что в числе поднятых из болота фрагментов оказался и крупнокалиберный пулемёт, из которого до последнего поливал немцев огнём стрелок-радист. Обломок турели пулемёта теперь станет весомым экспонатом в семье Чехониных. Материальная, зримая память о погибшем деде.

На месте падения самолёта поисковики установили скромный обелиск с именами героев. В его основание Игорь Чехонин положил горсть родной для деда земли – с родины погибшего, Карелии.

Анатолий КАСАТКИН
Фото из открытых источников Интернета



РЕКЛАМА

Еще статьи

Яркие сумерки

Яркие сумерки

В рамках Всероссийской акции «Библионочь-2025» в Белебёлковской библиотеке прошло мероприятие, посвящённое юбилею Победы и Году защитников Отечества.

Заслуженные награды были вручены мошенчанам на областном торжественном мероприятии

Заслуженные награды были вручены мошенчанам на областном торжественном мероприятии

На торжественной церемонии работникам органов местного самоуправления вручили награды и поощрения

И снова май, цветы, улыбки, слёзы

И снова май, цветы, улыбки, слёзы

Сегодня отмечает 98‑й День рождения ветеран Великой Отечественной войны, участник партизанского движения Николай Васильевич Цыганок

Победитель

Победитель

Николай Иванович Екимов— единственный живущий сейчас фронтовик в районе.

«Победной поступью шагая, идут герои…»

«Победной поступью шагая, идут герои…»

Историю посёлка Тёсово-Нетыльский расскажут через судьбы ветеранов Великой Отечественной войны.

Настало время ТОСам решать свои вопросы

Настало время ТОСам решать свои вопросы

Подведены итоги областного конкурса проектов ТОС-2025. Шесть заявок от Холмского округа прошли отбор.

Первым делом — самолёты!

Первым делом — самолёты!

В День космонавтики в ФОК «Хвойная» состоялся традиционный фестиваль научно-технического творчества обучающихся «Взлёт!»

Жить для людей

Жить для людей

Это главный девиз Ириньи Шишкиной из села Медведь

Мои друзья — моё богатство

Мои друзья — моё богатство

Воспоминаниями о былых временах делится ветеран газеты, журналист Николай ЗОРИН

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА