Среди отмечаемых в этом году россиянами событий заметное место занимает 75‑летие начала партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. В числе регионов, где значимость этого юбилея высока, – и Новгородчина: на территории нынешней Новгородской области, два с половиной года пребывавшей под немецкой оккупацией, было сформировано несколько партизанских бригад, бойцы которых наносили врагу немалый урон.
Юбилейно-партизанская те-ма нынче прозвучала и в ежегодном послании Губернатора Сергея Митина: «1 августа в Новгородской области исполняется 75 лет создания Партизанского края. В честь этого события в Поддорском районе будет создан Центр партизанского края. Мы должны достойно встретить эту дату».
Частью партизанского края с условным центром в Белебёлке была и смежная территория Молвотицкого района, где в первые месяцы войны небезуспешно действовал партизанский отряд «Народный мститель».
К 70‑летию Победы вышел в свет сборник «Молвотицкие партизаны», под общей редакцией Николая Евлампиева – бывшего редактора районной газеты «Сельская новь». По словам составителя и автора нескольких глав этой книги, «Сборник «Молвотицкие партизаны» – труд многолетних поисков, встреч с участниками борьбы с фашистами. Публикации документальны. Партизанское движение даже в одном районе убедительно показывает всенародный характер войны».
Предлагаем нашим читателям несколько глав из сборника «Молвотицкие партизаны», публикуемых с небольшими сокращениями.
Мобилизация
Начиналось наше партизанское движение второпях, сумбурно, не представляли чётко, что это такое – партизанское движение применительно к своему Молвотицкому району. Иначе и не могло быть, ведь бить врага собирались на его территории.
29 июня, через неделю после нападения фашистов, вышла директива ЦК ВКП (б) об организации партизанских отрядов, диверсионных групп и подпольных ячеек. Ставилась задача партийным и советским организациям создавать «партизанские отряды и диверсионные группы в занятых врагом районах для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов, создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия».
Призыв был услышан, принят близко к сердцу как главнейшая безотлагательная задача.
Из справки 10‑го отдела Политического управления Северо-Западного фронта об организации партизанских отрядов в полосе фронта на 23 июля 1941 г.:
«Отряд № 5. В Молвотицком районе создан боевой партизанский отряд под командованием коммуниста т. Ларионова А. П. (зав. военотделом РК ВКПб), начальник штаба отряда – т. Мельников Г. В.
Численность отряда вместе с командованием отряда 54 человека. Партизаны подобраны из рабочих, служащих и колхозников Молвотицкого района.
Отряд вооружён: винтовок разных – 52 шт., полуавтоматов – 5 шт., гранат РГД – 75 шт., патронов винтовочных – 800 шт., подсумков – 29 шт., револьверов – 1.
Продовольствием отряд обеспечен из местных ресурсов, заложенных в разных местах предстоящих боевых действий. Отряд проводит подготовительную работу для боевых действий».
...В первые дни в районе создали истребительный батальон для борьбы с диверсантами из трёх рот: в Велилах, Марёве, Молвотицах. В них входили партийно-советские активисты. Численный состав не превышал 40–50 человек. Когда стало ясно, что району грозит опасность оккупации, была дана команда уходить в леса на партизанское положение.
На председателя исполкома Рыжова Сергея Степановича возлагалась ответственность создания в надёжных лесных местах продовольственных баз. Тёмными августовскими ночами тянулись подводы в Мамоновщину, Одоево и другие глухомани. Базы были заложены в Одоево в урочище Шатиха, между Быковом и Рассветом, у Кушеловского озера, за д. Красное, в Григорновском бору, две в Мамоновщине.
Командирами рот назначаются: Марёвской – Г. И. Ефимов, Велильской – В. А. Громов, Молвотицкой – Н. И. Пахомов. Никому их них раньше не приходилось воевать. Григорий Ефимов до войны работал техником, парторгом леспромхоза, Василий Громов – директором Велильской МТС, Николай Пахомов – начальник райотдела милиции.
В отряд «Народный мститель» (он объединил все три роты) вошло много преданных, готовых выполнить любое задание людей: Отто Фритович Мартенсон – заведующий финансовым отделом, старый большевик; Цуков Константин Сергеевич – главный механик льнозавода и другие. Почти все работники райкома, милиции стали партизанами. Молодёжь, комсомольцы льнозавода, школ влились в семью партизан, в их числе молодые учителя Земляницына Анна Николаевна, Василий Васильевич Семёнов из Велил, Чехлова Евдокия Васильевна из Аполецкой школы. Общее руководство отрядом возлагалось на первого секретаря райкома Василия Ивановича Федоткова.
Враг приближался к району стремительно. Теперь жили все только войной, подчинив ей заботы и дела.
Первое задание
Немцы ещё поливали пулемётными очередями село Молвотицы, когда партизаны уходили на выполнение первого задания. Приказ был короткий – идти в Новорусские леса и вывести из окружения советскую дивизию. Она сдерживала оборону по реке Пола, препятствовала продвижению немцев от Залучья и теперь, с быстрым отступлением основных сил 27‑й армии на главном направлении удара Марёво‑Молвотицы, осталась в тылу врага.
Задача была не из лёгких. Предстояло провести тылами не маленькую группу солдат, а несколько тысяч. Совместно с командованием дивизии принимается решение скомплектовать отдельные группы по 50–100 человек и переходить линию фронта самостоятельно во главе с проводниками-партизанами. Маршруты следования проходили через деревни Осиновик-Манцы-Пустынька-Свапуща. Большую помощь оказали солдатам местные жители этих населённых пунктов, а также деревень Борок, Новая Русса, Осиновик, Луг и других.
Командование «Народного мстителя» выделило проводниками надёжных людей, в их числе были Григорьев Георгий Григорьевич, заместитель начальника милиции, Отлётов Пётр Дмитриевич, председатель райпотребсоюза. Местные жители также становились проводниками. Одним из них был житель Новой Руссы Николаев Иван Фёдорович.
Почти весь сентябрь длилась эта операция. Всё новые и новые отряды солдат уходили к Осташкову, где проходила линия фронта, а оставшиеся в Борковском лесу оборонялись от наседавших немцев, которые пытались пленить живую силу, овладеть техникой дивизии. А её было немало, одних моторов насчитывалось до шестисот.
Партизаны действовали вместе с бойцами: готовили для дальнейшей борьбы склады вооружения, проходили первую практику подрывного дела. Когда стало ясно, что машины не удастся вырвать из мешка, стали выводить технику из строя: взрывали её, прятали детали, минировали. В результате немцы не могли в полной мере воспользоваться трофеями, а солдаты все были переправлены за линию фронта.
Проводниками работали и демянские партизаны. Из окружения вывели 19 тысяч бойцов и командиров 34‑армии.
Бой в Новой Деревне
«С началом наступления войск Северо-Западного фронта в январе 1942 года для 3‑й Залучской бригады основным объектом действий явилась дорога Молвотицы-Марёво‑Велилы. Взаимодействуя со 155‑м лыжным батальоном и 42‑й стрелковой бригадой, действовал Молвотицкий партизанский отряд. Он оказал активную помощь частям Красной Армии в освобождении ряда деревень вокруг Молвотиц, за что получил благодарность».
Это выдержка из публикации кандидата исторических наук Н. А. Дубровки «3‑я Залучская партизанская бригада» в книге «Новгородские партизаны». В основе статьи – документальные архивные материалы. А вот живой голос участника боя за Новую Деревню разведчика Молвотицкого партизанского отряда Михаила Филипповича Петрова:
– От командования стрелковой бригады партизаны получили указание выслать проводников, хорошо знающих местность, для провода частей Красной Армии из района Мамоновщина на Руницы-Велилы-Холм и на Руницы-Марёво‑Новая Русса. Изолировать фланговые гарнизоны противника, находящиеся в Новой Деревне и Борке. Первое задание партизаны выполнили блестяще. Почти все немецкие гарнизоны в нашем районе были обойдены частями Красной Армии и вынуждены сдаваться или уходить. Остались несожжёнными деревни, варвары не успели этого сделать. Хорошо поучаствовали и в осуществлении второго задания, приняв бой за Новую Деревню.
К 20 января немцы оставили Марёво, Велилы. Но находились под оккупацией Новая Русса, Молвотицы и прилегающие к ним населённые пункты с сильными гарнизонами. Хотели уцепиться немцы и за Новую Деревню, чтобы не дать возможности сузить горловину образующегося Демянского выступа. Партизаны уже несколько дней были хозяевами в деревне, а 28 января произошёл бой с карателями.
События разыгрывались быстро. Вечером 26 января в Новую Деревню прибежал с хутора Угрюмовщина Алексей Михайлов и сообщил, что от Выдомири идёт большой отряд немцев... Но А. Михайлов не знал численного состава отряда, не мог правильно сказать и о направлении движения. Надо было проверить всё окончательно и дать ответ. Командир штаба партизанского отряда Пётр Горячев посылает в разведку Александра Блинова, Сурена Саракеляна (оба из окруженцев) и Колю Давыдова, молодого парня из Ванявкина.
Разведчики шли дорогой навстречу немцам, до предела обостряя слух и зрение: важно вовремя заметить неприятеля, принять необходимые меры. Но немцы опередили, их головная разведывательная группа в белых маскхалатах шла стороной. Партизаны не заметили этого, а сами в чёрной одежде были видны хорошо. Выстрелы прозвучали для них неожиданно. Мёртвыми упали Саракелян и Блинов. Раненый в ноги Коля Давыдов успел скатиться под откос к реке. Выстрелы услышали в деревне. Стало ясно: немцы идут сюда.
Принимается решение: отойти в д. Ляды, оставить Новую, дать возможность занять её, а потом блокировать вместе с красноармейцами. Так и сделали. 600 карателей оказались в мешке.
Бой длился 28 января целый день. Через местных жителей выяснили расположение немцев в деревне, их огневые точки, доложили командованию лыжного батальона. Партизаны заняли оборону на главном направлении отступления немцев – на берегу Полы. У речки Марёвки и у леса оборудовал позиции прибывший из Моисеева батальон лыжников регулярной армии.
Почувствовав полное окружение, немцы предпринимали атаку за атакой, чтобы пробить брешь в цепи партизан и красноармейцев, и падали под пулями. Дольше других оборонялись в зданиях школ и сельсовета. Но и здесь прекратилось сопротивление после нескольких пушечных выстрелов. Потери немцев только убитыми составили 200 человек. На другой день женщины находили спрятавшихся фашистов во дворах. Их приводили и сдавали в отряд.
Около 60 партизан участвовало в бою за Новую Деревню. Все они в этот день поработали на славу и заслужили благодарность от командования.
Полосу подготовили
Анатолий КАСАТКИН
и Инна САФИНА
Фото из сборника
«Молвотицкие партизаны»