Вторник, 13 мая 2025

Редакция

Сюда приходят по зову души

Резкий сигнал металлоискателя заставляет обернуться. Звук усиливается. Есть надежда, что под жухлой прошлогодней листвой нас ждёт долгожданная находка.

Так и есть. Корни деревьев, словно щупальца, прочно оплетают солдатскую каску. К сожалению, под нею пусто. Вешаем её на дерево. Идём дальше. Поиск продолжается.

Однажды побывав на месте, где в годы Великой Отечественной войны шли кровопролитные бои, начинаешь иначе думать о том времени и людях, которым довелось пережить страшные события или остаться здесь навсегда. А ведь у них были матери, жёны, любимые девушки. Их кто-то ждал, любил. Война, которую ты видел только в фильмах, вдруг оказывается рядом. Незаросшие окопы, блиндажи, воронки – страшная реальность, к которой трудно привыкнуть новичку.

Чудовские поисковики, с которыми удалось провести целый день в местах бывших боевых сражений, к подобным «лесным пейзажам» относятся спокойно. У многих ребят за плечами более двадцати Вахт Памяти. И не такое видали. Некоторые ещё в школьные годы «заболели» поисковым движением и сейчас, в свои тридцать, сорок, продолжают этот путь из уважения к подвигу павших. 

Один день в «Долине»

Каждый год Вахта Памяти начинается в конце апреля. Сходит снег, почва становится мягкой, травы – минимум, клещи только просыпаются. Мух и комаров нет. Но есть минус – в лесу много воды.

В этом году лагерь поисковый отряд им. А. Ерастова разбил в лесу за деревней Кузино. Под большим навесом разместились походная кухня и столовая – длинный стол и самодельные лавки. Чуть поодаль – большая солдатская палатка. Всё предусмотрено для минимального комфорта, который возможен в полевых условиях. Есть газовая печь, электрогенератор. Еловый лапник, разложенный в несколько слоёв на деревянных полатях, заменяет матрацы. Апрельские ночи холодные, спят ребята в спальных мешках.
Подъём в лагере в восемь утра. Двое дневальных встают часом раньше, разжигают костёр, готовят для отряда завтрак. В обязанности дежурных по кухне также входит организация сухого пайка поисковикам и обед, он же – ужин.

После завтрака ребята натягивают рабочую одежду и расходятся: кто на разведку, кто в уже найденный раскоп. Местность в наших лесах болотистая, лучшая обувь – высокие резиновые сапоги. В руках щупы, лопаты и металлоискатели. Обращают внимание на все мелочи: где-то земля просела, где-то едва заметный холмик. Особое внимание – затопленным блиндажам и воронкам. Щупами тычут в землю наугад. Поисковики со стажем знают, как отличить по звуку предметы под землёй. Хитростей здесь нет, овладеваешь навыками быстро: в дереве щуп слегка вязнет, об камень им можно поскрести, кость отзывается глухим стуком. Незахороненные солдаты чаще всего лежат на глубине 10-15 сантиметров, по сути, под дерном.

Страшные находки

В прошлом году в лесном массиве в районе д. Кипрово чудовцы обнаружили сразу восемьдесят тел. В братской могиле вместе с солдатами были и гражданские, среди них двое детей. Вероятно, попали под артобстрел. Знаки различия, нательные крестики, металлические иконки, котелки и ложки, пуговицы, монеты, химические карандаши – привычные находки для этих мест. Обнаружили могилу в августе 2015-го, приняли решение: не ждать поисковой вахты следующего года. Все останки подняли, сложили в мешки и вынесли из леса. Работали не покладая рук несколько дней.

Вахта этого года началась с проливных дождей. Влажность – 100%. Снизу вода, и сверху льёт как из ведра. Новичкам из расположившегося рядом кировского поискового отряда «Верность» впервые пришлось столкнуться с такими условиями. Держатся ребята стойко. В отряде 23 человека. Большинство – учащиеся Вятского железнодорожного техникума, многие участвуют в Вахте Памяти не первый раз. Руководит отрядом опытный командир Владимир Анатольевич Поткин.

На живописной поляне с подснежниками кировчане установили шесть туристических палаток. В центре под навесом – большой стол, за которым обедают, строят планы, подводят итоги дня и организуют досуг после работы, если остаются силы. А ещё у кировского отряда есть настоящая походная баня. Здесь даже париться можно. У девушек, а их примерно треть, баня пользуется особой популярностью. Можно не только помыться, но и бельё постирать да высушить.

Мечта поисковика – найти медальон

Возвращаются из леса поисковики под вечер, с заходом солнца. Каждый новый поход открывает страшные страницы войны, приносит новые находки, самые ценные из которых – солдатские медальоны. 26 апреля чёрный шестигранный эбонитовый пенал удалось обнаружить кировчанину Никите Никулину:

– Пожилая женщина рассказала нашим чудовским коллегам о том, что на окраине деревни в годы войны местные жители хоронили погибших солдат. Позже это захоронение перенесли в Селищи. Но те, кто видел, как это происходило, всегда считали, что на краю деревни всё ещё лежат бойцы. Так и вышло. В указанном месте под берёзами сделали раскоп, вычерпали несколько сотен вёдер воды из ямы. Подняли останки семи человек, а также личные вещи: котелок, ложки, патроны. Нас научили определять по положению останков приблизительное местонахождение медальона. Солдаты носили его в кармане гимнастёрки на груди. Там он и был.

Поисковикам в тот день повезло. В медальоне оказалась записка, которую можно было прочесть: «Тимофей Иванович Китков Саратовская область Ширококарамышский район колхоз «Парижской Коммуны».

Обратившись в объединённую базу данных «Мемориал», установили, что рядовой, стрелок Тимофей Китков, 1910 года рождения, был призван Ширококарамышским райвоенкоматом, воевал, пропал без вести в январе 1941-го. Дома у него осталась жена, Матрёна Павловна Киткова. В том же развале нашли алюминиевый котелок с выцарапанной надписью: «Николай Иванович Белогородцев 1940 год». Здесь сложнее, придётся поработать в архивах.

– Конечно, с течением времени солдат находим меньше. Но мы понимаем: если уйдём, то бойцов, которые остаются в этих лесах, уже никто и никогда не поднимет. Да, бывает психологически тяжело, когда выдаются неудачные дни и приходишь в лагерь ни с чем. Но пока есть вероятность, что в лесу лежат наши солдаты, мы не бросим поиск. И неважно, сколько их будет – сто, десять или один человек. Каждый поднятый боец – это не просто «единица» Красной Армии, а человек со своей судьбой, надеждами, со своей жизнью. Каждое новое имя, которое мы возвращаем из небытия, убеждает – дело, которым мы занимаемся добровольно, необходимо не только родственникам погибших, но и нам всем, – делится своими мыслями поисковик со стажем Павел Зубкин.

Идеи поисковиков находят поддержку на всех уровнях, в том числе и в правительстве области.

Здесь люди разные...

У каждого зрелого человека, сознательно ступившего на поисковую тропу, имеются свои мотивы. С 2011 года участвуют в поисковой работе два брата-близнеца Михаил и Андрей Краморенко из Санкт-Петербурга. Оба действующие военные, капитаны I ранга военно-морского флота. Михаил – водолаз, специалист с огромным опытом работы, кавалер ордена Мужества. Андрей в прошлом водолаз, ныне – ведущий специалист по подъёму затонувших объектов. Участвовал в подъёме «Курска», «Очакова», «Булгарии». В Великую Отечественную у братьев Краморенко погибли оба деда. Один был моряком и погиб во время авианалёта на Ладоге. Другой – в январе 1943-го в бою у станции Зимовники. В поисковом движении братья оказались по зову сердца. На протяжении ряда лет принимали участие в работе группы «Ладога», разыскивали и поднимали затонувшую в годы войны технику и бойцов. Судьба свела с командиром отряда им. А. Ерастова Еленой Марцинюк. Так знакомство с чудовскими поисковиками переросло в дружбу.

Этой весной второй раз на Вахту Памяти прилетела из Красноярска Татьяна Дегтярёва. С детства у неё было желание побывать на могиле деда, который погиб в феврале 1942-го в Чудовском районе у д. Дымно. Впервые приехала в Чудово в 2014-м с сестрой почтить память деда, возложить цветы на плиты братской могилы. Узнав, что поисковики из Чудова будут стоять у д. Дымно, напросилась в отряд. И затянуло. Очередной отпуск вновь проводит в новгородских лесах.

Вахта Памяти объединила людей разных поколений. Для новичков – это любопытство, интерес. Для тех же, кто ходит в «Долину» постоянно, – это часть жизни с любимой работой, с друзьями, которые разделяют твои взгляды.

Итог всего – захоронение. Каждый погибший герой – чей-то брат или сестра, муж, отец, дед. Любимые, долгожданные – даже после стольких лет. И до тех пор, пока есть, кого искать, и есть, кому искать, работа будет продолжаться.

Анна ВИНОГРАДОВА, фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Яркие сумерки

Яркие сумерки

В рамках Всероссийской акции «Библионочь-2025» в Белебёлковской библиотеке прошло мероприятие, посвящённое юбилею Победы и Году защитников Отечества.

Заслуженные награды были вручены мошенчанам на областном торжественном мероприятии

Заслуженные награды были вручены мошенчанам на областном торжественном мероприятии

На торжественной церемонии работникам органов местного самоуправления вручили награды и поощрения

И снова май, цветы, улыбки, слёзы

И снова май, цветы, улыбки, слёзы

Сегодня отмечает 98‑й День рождения ветеран Великой Отечественной войны, участник партизанского движения Николай Васильевич Цыганок

Победитель

Победитель

Николай Иванович Екимов— единственный живущий сейчас фронтовик в районе.

«Победной поступью шагая, идут герои…»

«Победной поступью шагая, идут герои…»

Историю посёлка Тёсово-Нетыльский расскажут через судьбы ветеранов Великой Отечественной войны.

Настало время ТОСам решать свои вопросы

Настало время ТОСам решать свои вопросы

Подведены итоги областного конкурса проектов ТОС-2025. Шесть заявок от Холмского округа прошли отбор.

Первым делом — самолёты!

Первым делом — самолёты!

В День космонавтики в ФОК «Хвойная» состоялся традиционный фестиваль научно-технического творчества обучающихся «Взлёт!»

Жить для людей

Жить для людей

Это главный девиз Ириньи Шишкиной из села Медведь

Мои друзья — моё богатство

Мои друзья — моё богатство

Воспоминаниями о былых временах делится ветеран газеты, журналист Николай ЗОРИН

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА