26 апреля 1986 года в Вишере было чудным днём: теплынь, тополя, покрывшиеся зеленоватой дымкой, и много-много солнца. Коротенькое сообщение в вечернем выпуске новостей по радио о неполадках на одном из энергоблоков ЧАЭС прошло незамеченным: где тот Чернобыль, и что нам за дело до него
...В тот день и очень долго после него никто и предположить не мог, что «неполадки» – самая страшная радиационная катастрофа мирного времени. Первая группа маловишерцев была призвана 21 октября 1986 года. На сборы. В Новгороде объяснили, что они будут направлены на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Правда, полковник в облвоенкомате тут же оговорился, что это дело – добровольное, кто не хочет, может отказаться. Поехали все.
Позднее чернобыльцы (с самого начала и все 30 прошедших лет ликвидаторов аварии называют именно так) рассказывали, что из средств защиты им были выданы только противогазы. Лагерь раскинулся в 30 километрах от станции. Сама она, если не оборачиваться к аварийному блоку, поражала ухоженным видом: фонтанчики, аллейки, дорожки. И безлюдье.
В зону ездили на двух машинах – на полдороге одна сменяла другую – чтобы не завозить в жилой лагерь лишних рентгенов. А вот чем чревата радиация, ликвидаторы поняли гораздо поздней. Инструкции, как вести себя, командиры им, конечно, читали, но к ним не все прислушивались: ведь после аварии прошло уже полгода. Один из них впоследствии вспоминал, насколько они были наивны: его приятель пошёл в запредельную зону, чтобы посмотреть, как там «рентгены ползают».
В ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции в разное время принимали участие 43 маловишерца. Из первой партии многие умерли, не дожив даже до 50 лет: Анатолий Фёдорович Васильев, Василий Григорьевич Грязнов, Николай Павлович Николаев, Николай Дмитриевич Никитин, Александр Александрович Павловский, Юрий Михайлович Калинин, Михаил Фёдорович Мамыкин, Сергей Александрович Дмитриев.
Сейчас в районе проживают 20 ликвидаторов аварии, семь из них официально признаны инвалидами. И это удивительное сообщество. Ежегодно в конце апреля они собираются в школе № 1, радуются каждой новой встрече, вспоминают тех, кого уже нет, и КАК ЭТО БЫЛО. Заместитель главы администрации района Алексей Пронин и председатель правления Новгородской областной общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль» Леонид Муратов вручили знаки «В память о катастрофе на ЧАЭС» и Благодарности главы района Александру Бабошину, Валентину Александрову, Анатолию Анисимову, Владимиру Петрову, Сергею Туроватову, Виктору Ефимову, Евгению Максимову, Александру Погорельникову, Радику Ибрагимову, Виктору Никольскому, Юрию Малиновскому, Павлу Михайлову, Геннадию Хохлову, Александру Фёдорову, Геннадию Балыкову. Несколько ликвидаторов получили медали «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», учреждённые МЧС России. Цветы достались женщинам, отпустившим тогда своих любимых на битву с атомом, оказавшимся совсем не мирным.
Председатель районной организации общества инвалидов Зинаида Михайлова пригласила к сцене школьников, подготовивших к памятной дате рисунки. Подумалось: а ведь 30 лет назад на свете не было (и могло не появиться) даже родителей этих ребятишек. Если б собой не заслонили страну вот эти немолодые уже люди в первом ряду школьного зала и тысячи других, отправившихся тогда строить саркофаг над аварийным 4-м блоком, разбирать завалы – делать другую тяжёлую, страшную, но такую необходимую работу. Пронзительные слова подобрала для чернобыльцев председатель комитета по социальным вопросам Марина Потаничева. Ведь действительно, поступок этих людей сравним с героизмом на фронте. Но только там врага можно было увидеть в лицо, а радиация не заметна и оттого ещё более опасна.
Этим летом в центре города появится камень в память и в честь ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. А в этот день для участников встречи подготовили свой концерт ребята из школы № 1. На память о встрече-2016 остались общие фотографии.
Валентина БАЗАНОВА
Фото автора