Бравый дядечка - предприниматель разгуливал вдоль прилавка, на котором среди прочей торговой мишуры красовались выложенные в ряд военные пилотки разного калибра. Для большего привлечения внимания одну из пилоток продавец надел себе на голову. Хотя с полосатой сине-белой тельняшкой смотрелась она не очень гармонично и даже смешно.
-Не проходите мимо, девушка, - обратился он ко мне, - купите пилотку себе и мальчику своему. День Победы скоро.
На секунду я остановилась, представив, как мило будет смотреться мой ребёнок в пилотке, а потом мне стало стыдно. Стыдно от того, как легко и просто стали мы воспринимать приметы войны. Сколько было их, этих залитых кровью пилоток, слетевших с юных, белокурых или совсем поседевших голов? Сколько превратилось со временем в тлен и навсегда осталось там, в земле, вместе с теми, кто одевал их, отправляясь на фронт?
Имеем ли мы право превращать в бутафорию то, что принадлежит не нам, а тем героям? Мне кажется, что нет. И ещё. Не приведи Господь одевать нам на своих детей, отцов и братьев пилотки и гимнастерки. Не дай Бог провожать их туда, откуда чудом возвращаются живыми. Пусть носят их только актёры. Пусть играют, поют и танцуют, воскрешая ушедшие образы. Оставим это искусству. Там не пОшло. Там – о вечном.
Театрализованная постановка «Последний день войны» состоялась в Центре культуры и досуга накануне Дня Победы, 6 мая (да простит меня читатель за столь позднее освещение этого по-настоящему культурного события). Признаюсь честно, я – плакала. Слышала, что плачут и другие. Например, девочка Лида, сидевшая сзади, с заметным постоянством всхлипывала, напоминая мне себя в детстве. Было заметно, как, смущаясь, смахивают слёзы с глаз мужчины – в последний день войны это было простительно и почётно.

- Мы не преследовали цели сделать постановку душераздирающей, - говорит режиссер и сценарист, специалист Центра культуры и досуга Наталья Гараева, - хотелось радости. Весть о долгожданной Победе невозможно было воспринять без слёз, поэтому было место и этому.
Актерами постановки стали воспитанники театральной студии «Перемена» - Никита Довженко, Диана Калинина, Иван Гараев, Елизавета Клименко, Елисей Карпов, Виталий Бебиков, Екатерина Федотова, Ольга Бабкина, Карина Конькова, Алина Сидорова, Александра Яковлева. В эпизодах были также задействованы работники культуры Наталья Алексеева, Анастасия Гришай, Наталья Макарова и участковый уполномоченный Андрей Яковлев.
-Я долго искала сценарий подобной постановки, - отметила Наталья Владимировна, - но, к сожалению, или к радости именно того, что было задумано мной, найти не удалось. Ни в стихах, ни в прозе так и не попалось то, что хотелось бы воплотить на сцене. Вот и пришлось собирать сценарий из разных «кусков» на протяжении нескольких месяцев.
Начинается постановка с современной картины – в школе идёт урок истории, на котором учитель предлагает детям для изучения тему Великой Отечественной войны. Школьники возмущаются, мол, надоело нам из года в год повторять одно и тоже. Строгий учитель Вера Юрьевна (Наталья Гараева) настаивает на своем и задаёт ученикам вопрос: в честь кого они названы. Оказывается, все дети носят имена своих бабушек и дедушек, переживших или не переживших страшные годы войны. Спустя мгновение, ребята переносятся в военное время, становясь героями последнего дня войны.
- Репетиции дались нам нелегко, - рассказывает руководитель «Перемены», - много усилий нужно приложить для того, чтобы оторвать детей от телефонов и заставить читать стихи. Перед выходом на сцену я рассказала им случай, услышанный в новостях. Со дна черного моря был поднят самолет, сбитый во время войны. Его командиру было 20 лет, а стрелку 19. На дне осталось лежать ещё более ста самолетов, с такими же, молодыми экипажами. Погибшие – ровесники ребят - об этом, прежде всего, я им напомнила. Как оказалось, не зря. История подействовала убедительно, сыграли они великолепно.
Один из главных героев постановки – хулиганистый мальчишка в школе и самый удалой, раненый боец на войне Петрович – Елисей Карпов.
- Роль мне сразу очень понравилась, - рассказывает молодой человек, - Больше всего объединило нас с Петровичем чувство юмора, без которого на войне, как я понял, обойтись очень сложно. Благодаря участию в такой постановке, на уроки истории смотрю теперь по-другому.
Далеко не комичной (хоть и смеялся зрительный зал) была и роль работницы кухни военного госпиталя тёти Дуси, сыграла которую Наталья Алексеева. Двадцать месяцев проскакала она на одной ноге, обслуживая раненых бойцов.
-Войти в трагический образ мне было не просто, - рассказывает Наталья Викторовна, - я добавила «тёте Дусе» своего позитива, поэтому она показалась немного комичной. Хотя, по сути, она – настоящий герой, достойная восхищения женщина.
- После премьеры мы показывали постановку ученикам второй школы, - говорит Наталья Гараева, - дети аплодировали стоя. И это - лучшая оценка нашему творчеству. Я очень рада, что через игру на сцене нам удалось донести главную мысль о том, что мы – наследники той Великой Победы.
Татьяна ИЛЬИНА
Фото автора