На лугах ООО «Прожектор» механизаторы заготавливают силос. На пастбищах гуляет под присмотром общественное стадо.
Субботним утром мы с директором сельхозпредприятия Еленой Ивановой едем мимо полей, на которых начала колоситься озимая пшеница, щетинятся зелёным ёжиком полоски всходов яровых культур и щедрым ковром расстилаются до горизонта кормовые травы. Такие луга редко где встретишь. Под ветром нежно-зелёными гладкими волнами колышутся кострец с люцерной, а у горизонта, точно река, синеет полоска цветов козлятника. Елена Борисовна говорит, что в белке этой травы содержится комплекс аминокислот, поэтому эта культура очень показательна для кормления животных. Кроме этого, козлятник имеет преимущества в развитии и росте относительно других культур. На дворе — 4 июня, а на лугу, как корвет «Коршун», разрезает волны трав силосоуборочный комбайн.
Запасти много кормов для животных — первоочередная задача для тружеников хозяйства. Сейчас на животноводческой ферме в Подгощах — шесть групп дойных коров, уже к октябрю их будет семь, а к весне — восемь. Недалеко от деревни по обе стороны дороги пасутся стада.
— Там — двести коров, а с той стороны — сто пятьдесят, — объясняет директор и останавливает свой внедорожник: на сельскую трассу вышел крепкий мужик в синей рубахе, пастух Александр Коршунов.
— Елена Борисовна, — просит он, — дали бы Вы мне коня, ведь до краснодворского леса бежал сзади коров. Одна такого дала стрекача, что и на лошади-то, поди, не угнаться, а за ней и ещё несколько — хоть караул кричи!
— Хорошо, дадим вам коня, — соглашается Иванова, — ведь действительно не всяк способен целый день провести на ногах, да ещё и вступая в противоборство с бурёнками, доведёнными слепнями и мухами до белого каления. Да и вообще, очутившись на вольной воле после скучной зимовки, коровы способны так скакать, что только копытца мелькают, и тяжёлое вымя не помеха. Разве что длинный-предлинный ременный кнут с мастерски вплетённой косичкой на конце остужает пыл животных. Хлестнёт пастух кнутом — звук, как выстрел, приводит кормилиц в себя.
Есть такой кнут у Алексея Михайлова. Он пасёт стадо через дорогу, на стороне фермы. Мы подъехали близко к пастбищу, вышли из машины, а пастушок направился нам навстречу.
— Этого человека мы в волотовской деревне нашли, знающие люди присоветовали — хороший пастух. — Рассказывает Елена Борисовна. — Он одинокий, мы его бережём, два раза привозим еду — домой-то только поздно вечером приедет.
Невысокий, немолодой мужичок с кнутовищем наперевес, улыбаясь, поздоровался. Говорит, что подходит время гнать стадо на обеденную дойку и через плечо подзадоривает своё рогатое войско: «Стройся к дому!». И правда, коровушки по нескольку штук разом направились к ферме.
— У нас в деревне работы нет, — говорит Алексей, — я несколько сезонов в Солецком районе коров пас, хозяева не жаловались. К этому делу нам не привыкать.
Весёлый пастушок мне понравился. И кнут у него справный, вот только дяденька сказал, что надо к нему косичку подлиннее сплести, и тогда щелчок оземь станет ещё громче. Наверное, скоро сплетёт, раз умеет и раз надо. Да, профессия пастуха стала большой редкостью, можно сказать — раритетом, ведь и скота в деревнях почти не осталось. А тут вот нужны стали, а нету. Это ведь подумать только — во всей округе не нашлось, приходится из соседнего района привозить. Александр Коршунов, правда, подгощский.
Кстати, хозяйка говорит, что волотовские мужики — работники что надо и вообще как люди — душевные. В «Прожекторе» коллектив сложился хороший. Нынешнюю трудную посевную механизаторы провели в лучшие сроки. Яровыми засеяно 420 гектаров пашни, из них более двухсот пятидесяти — овсом. Да ещё озимая пшеница колосится на ста семидесяти пяти гектарах и, надо отметить, красиво колосится, густо.
Но сейчас — время силосования, и на лугах гудят трактора. Константин Забродин на «Джон Дире» подбирает скошенную зелёнку, а Николай Матвеев возит её на ферму и в телятник. Иванова называет Николая Фёдоровича палочкой-выручалочкой и Константина Викторовича хвалит — надёжные люди.
Пастбищный период нынче начался рано, впрочем, как и положено, 11 мая, в прошлом году только 10 июня коров выгнали на пастбище. И всё равно животных на ферме всё время подкармливают, измельчённую зелёнку сдабривают кормами. И надои сейчас поднялись — от каждой бурёнки получают около 20 литров молока в сутки.
…И опять же про этот козлятник. Я и не знала, что так называются синенькие цветочки травы-медоноса. Косить его начали вовремя, то есть во время цветения. Занимаются этим Александр Шведат и Анатолий Евсеев, оба — из Солецкого района, но уже наши, потому что работают в хозяйстве давно и руководство их ценит. Отвозят зелёную массу к месту складирования Николай Лапин, Алексей Андрюшин и Василий Родин. Последний пользуется особой любовью и руководства и коллег, светлый, говорят, человек. На грабилке работает Евгений Филиппов, а Владимир Егоров успевает помогать и там, и там.
После обеда мы с Еленой Борисовной подъехали к силосной траншее, что рядом с фермой. Дно ямы надо сначала выстелить сухим прошлогодним сеном. Этим занимаются сами механизаторы. Всегда при деле Александр Рылов. Антонина Леонидовна Рылова — постоянно рядом с людьми и то и дело заботливо помогает решать их проблемы. Инженер, он же слесарь-сварщик, Степан Кокиш в любую минуту придёт на подмогу трактористам — ни у кого нет выходных. Рабочих рук не хватает, а по направлению Центра занятости явился на подмогу только один парень, хотя ожидали двоих. Да уж, не только пастухи стали раритетными в наши дни, но и простые сельскохозяйственные рабочие.
…На скотном дворе в Горцах живут не только нетели, но и овечки с ягнятами. Им тоже привезли свежей зелёнки. Основное поголовье — на выпасе, а несколько животных стоят в стойлах. Кто-то — болен, а кто-то — «оштрафован»: то и дело норовит убежать в кусты.
По ту сторону дороги сложены прошлогодние рулоны сена и соломы. Жёлтая солома на солнышке — как золотая.
— Потому что чистая, — поясняет хозяйка, — мы же посевы от сорняков хорошо обрабатываем. — У наших ног крутится упитанная чёрная собачонка, она здешняя, коровы делятся с нею едой. Говорят, собака так уплетает комбикорма, что за ушами свистит. Вот ведь как приспособилась жучка, лишь бы выжить. В том-то и смысл.
… Смысл есть во всём. Суть жизни всего живого — питательная, витаминная пища. Именно поэтому в «Прожекторе» сеют не только зерно, большие площади заняты кормовыми травами. Их постоянно подсевают, собирают семена. Скоро зацветёт люцерна — она здесь отменная и даёт по два укоса за лето. Своих кормов животным хватает с избытком — по 45 центнеров кормовых единиц на условную голову скота ежегодно запасают механизаторы. Излишки продают, и всегда есть задел, переходящий фонд кормовой базы.
— Сфотографируйте нашего Сугроба, просит доярка Людмила, подходя к белому быку, который тянет к женщине морду и любовно облизывает её щёку длинным, тёплым и шершавым языком. Сугроб хорош собой и ласков, потому что молод пока. Молодым веселей, у них всё впереди.
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
Фото автора
Опубликовано в газете 10 июня