Приветливая, улыбчивая, привлекательная внешне и, главное, — профессионал своего дела, неравнодушная, умеющая облегчить страдания не только лекарствами, но и добрым словом, она оставляет у пациентов хорошее впечатление о себе. И недаром они называют её ласково — Ирочкой.
По маминым стопам
Каждый раз, заступая утром на смену, медсестра терапевтического отделения Парфинской больницы Ирина Николаева мечтает, чтобы её суточное дежурство выдалось спокойным и поменьше было тяжёлых больных. Но такое случается нечасто. Как правило, с самого утра начинается круговерть: капельницы и уколы стационарным больным, приём новых пациентов и процедуры уже им. С упразднением должности процедурной медицинской сестры её обязанности легли на плечи постовой. И приходится бегать по отделению: одному больному ставить капельницу, другому — снимать. То и дело из больничных палат доносится: «Ирина Владимировна!». А надо ещё рассортировать и вклеить в истории болезней ответы анализов, выписать назначения... Иногда кажется, что дела никогда не закончатся. Зачастую вздохнуть получается уже поздним вечером. Если, конечно, нет тяжёлых больных, требующих к себе постоянного внимания.
Наблюдая за этой рабочей суетой, первым делом поинтересовалась у Ирины — не пожалела ли она о выборе профессии? И не думала ли о том, чтобы сменить её на более спокойную, где нет такой нервотрёпки, капризных больных и ответственности за чужую жизнь. И без промедления услышала в ответ: «Ни разу в жизни! Моя мама была медицинским работником, и я выросла в этих стенах».
Она призналась, что вплоть до самого окончания школы не могла определиться с будущей профессией. Была молодой, и, как и многим выпускникам, хотелось подальше уехать от дома. Решение поступать в медицинский колледж пришло в последний момент. В другой профессии она себя не представляла.
«Поступила на сестринское дело, — рассказывает Ирина Владимировна. — Практику проходила в гинекологическом отделении Парфинской больницы, которая направляла на учёбу. У меня были замечательные наставники — врач Евгений Алексеевич Земсков, акушерки Зоя Степановна Полякова, Зоя Михайловна Ерагина. Здесь я многому научилась и, что немаловажно, — хорошо делать уколы. Больные не давали студентам себя колоть, поэтому практики в этом деле у меня не было. А тут акушерки говорили: «Давай, не бойся, коли — мы рядом».
Хорошие наставники
После учёбы её здесь ждали. И Ирина признаётся, что ей было легко начинать свою трудовую деятельность в коллективе, где всех знала с детства. Старшие коллеги опекали, помогала советом и мама, которая продолжала работать лаборантом в клинической лаборатории. Многому она научилась у доктора Земскова. Требовательный к себе и подчинённым, Евгений Алексеевич никогда не ругал за недочёты, он говорил спокойно: «Так, исправляем». Работая с ним много лет, Ирина уяснила для себя на всю жизнь, что если что-то делаешь — надо доводить до конца. И потом, приобретя опыт, уже сама могла подсказать молодым специалистам, в том числе и док-торам, когда к ней обращались за советом. А случалось, и принимала решения.
Был серьёзный случай, когда в гинекологическое отделение поступила молодая женщина с кровотечением. Доктор, сделав назначение, после окончания рабочего дня уехала домой в Старую Руссу. Ирина делала всё, постоянно была на связи с врачом и выполняла его рекомендации, но ничего не помогало — кровотечение не останавливалось. И она приняла на себя ответственность — вызвала «скорую помощь» и направила больную в Старорусскую больницу. Женщину спасли, но сказали: промедли ещё полчаса — и было бы поздно.
А сколько раз ей доводилось принимать роды! «Смотрю в окно, — рассказывает она, — «скорая» к крыльцам гинекологического отделения подъезжает. Фельд-шер утверждает, что до роддома роженицу не довезти. И забегаем все. Бывало, не дожидаясь врача, ребёнка в руки только успевали поймать. А однажды был сложный случай. Ребёнок шёл ножками. Тоже не растерялись — выдавливали его простынёй. Всё обошлось. Маму с новорождённым отправили в роддом живыми и здоровыми».
И словом лечит
Ирина отработала в гинекологическом отделении 25 лет, вплоть до самой реорганизации в больнице, когда пришлось его закрыть. Переходить медсестрой в терапевтическое отделение было непросто. Пациенты здесь лежат совсем с другими заболеваниями, часто тяжёлые. Она это хорошо знала — раньше оба отделения размещались в одном корпусе, и медсёстры нередко подменяли друг друга. Но выбора не было. Она говорит, что ей очень повезло с доктором — Светланой Анатольевной Тихоновой, которая возглавляет отделение. У них сложились хорошие рабочие отношения — они с полуслова понимают друг друга.
«Здесь сложнее приходится психологически, — признаётся Ирина Владимировна. — В гинекологическом отделении лечились в основном молодые женщины, здесь — пожилые люди. Часто капризные, плаксивые, всем недовольные — к ним особый подход нужен. Мы понимаем, что надо в первую очередь успокоить, помочь поверить в себя. Недавно поступила пожилая женщина, плачет, не переставая: «Я, наверное, умираю». У неё подскочило давление, сильное сердцебиение. Говорю ей: «Покапаем вам лекарство, и всё будет хорошо». Прихожу спустя два дня на дежурство, захожу к ней в палату, спрашиваю: «Вам полегче?». Отвечает, улыбаясь: «Конечно, я хоть сейчас домой!» А 85‑летняя бабуля ворчит: «У меня ноги болят. Вы меня плохо лечите». И опять спокойно убеждаю, что вылечить мы уже не сможем, а вот подлечить постараемся».
За 29 лет работы в больнице много было разных ситуаций: и трудных, где приходилось спасать человека, переживать за него, и курьёзных, но не менее тревожных.
«На «скорой» привезли молодого парня без сознания, — вспоминает один из случаев Ирина. — Мы его привели в чувство, и я побежала «заряжать» лекарством капельницу. Буквально минуты через две-три возвращаюсь — постель пуста. Бегаю вокруг здания, уже хотела в полицию обращаться, а тут «скорая» подъезжает. Узнав, кого ищу, водитель говорит: «Успокойся, твой больной уже с пивом пошёл». Вот так — хоть плачь, хоть смейся.
Ирину знают в коллективе не только как квалифицированного специалиста, но и как хорошую хозяйку, заботливую маму. Она любит печь пироги, делать голубцы, которые съедаются на ура, и варить очень вкусные щи с крошевом, чему научила мама. Теперь по этому рецепту их уже готовят дочь Юля и невестка Светлана — жена сына Алексея, которые живут и работают в Санкт-Петербурге.
Династия продолжается
Кстати, Юля пошла в медицину тоже по маминым стопам. В прошлом году она окончила Санкт-Петербургский медицинский колледж и трудится в одной из частных клиник города ассистентом стоматолога. Так что династия медицинских работников, зачинателем которой стала Анна Павловна Кочанова, отработавшая в здравоохранении района 40 лет, продолжается.
«Ирина Владимировна у нас — опытный, квалифицированный специалист, — говорит заведующая Парфинским филиалом Старорусской ЦРБ Светлана Николаева. — Она хорошо справляется со своими обязанностями медицинской сестры и постоянно повышает свой профессиональный уровень. Она трудолюбивый, исполнительный, общительный и весёлый человек. С ней легко как коллегам, так и больным. От пациентов не раз приходилось слышать: «Вот все бы медсёстры были такими!».
Елена КОСТРОВА
Фото автора