Мощный ураган, пронёсшийся над Марёвом поздним вечером 21 июня, наломал немало дров — в прямом и переносном смысле слова. И хотя не смог существенно повлиять на ритм жизни района, ликвидация последствий стихии отняла у марёвцев много сил и времени.
В этот тихий летний вечер, казалось, природа не предвещала неприятных сюрпризов, не считая того, что днём нещадно парило — к дождю. Гроза, начавшаяся около 10 часов, обошла Марёво — грозовой фронт проходил километрах в десяти западнее, над Новой Деревней. Буря налетела на райцентр внезапно. Ливень сопровождался ураганным ветром, скорость которого достигала 30–40 метров в секунду. Ощущение — даже дома шатались. Слышался треск падающих деревьев, слетающих с крыш сорванных ветром листов шифера, звон разбитого стекла. В домах погас свет — обесточенным оказался весь райцентр, за исключением микрорайона Сухоногово и улицы Карцевской. Вмиг марёвцы лишились и электроэнергии, и воды — без тока скважины не «работают».
Ураган бушевал недолго — всего-то минут 20. Но когда люди смогли выйти на улицу, были потрясены увиденным: вырванные с корнем вековые липы и сломанные, как спички, берёзы, оборванные линии электропередачи, повреждённые кровли домов, осколки шифера... На этом фоне развороченные теплицы и парники в огородах, повреждённые посадки уже воспринимались мелочью, не заслуживающей внимания.
Местная власть оперативно отреагировала на вызов стихии. Уже в 22.45 в администрации района собралась комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предпринявшая первые организационные и практические действия по ликвидации последствий стихии и обеспечению жизнедеятельности райцентра и другого существенно пострадавшего населённого пункта — Моисеева. Ликвидационные работы возглавили первый заместитель главы администрации района Сергей Горкин и специалист по ГО и ЧС Сергей Иванов.
Первым делом необходимо было разблокировать дороги от упавших на них деревьев, подключить к энергоснабжению объекты с круглосуточным пребыванием людей и жизнеобеспечивающей сферы, в частности — артезианские скважины. Проблемных участков дорог оказалось с десяток — на въезде в Марёво, на улицах Комсомольской и Советов, в микрорайоне Сухоногово и ещё в нескольких местах. Оперативно откликнулся на призыв о помощи директор Марёвского лесхоза Владимир Попович, выделивший два «фискара» и работников с бензопилами. Часа через три беспрепятственное движение по дорогам было восстановлено. Одновременно, в первые часы наступившего утра 22 июня (!), было восстановлено энергоснабжение ЦРБ, Комплексного центра социального обслуживания населения, пекарни, детского сада, ряда жилых домов. Пекарню «подключили» к 3 часам утра, но приготовленное тесто в дежах успело закиснуть, пришлось делать новый замес. Несмотря на вынужденную задержку, измученные пекари справились с задачей. К 10.30 в магазинах появился свежевыпеченный хлеб — по понятным причинам, в меньших, чем обычно, объёмах. В части райцентра за ночь удалось восстановить и водоснабжение.
Истинные масштабы ущерба от стихии прояснились с наступлением светового дня. Упавших деревьев — в том числе, на крыши домов и электролинии — оказалось около 90, пострадавших кровель многоквартирных и индивидуальных жилых домов — более 20, сломало или повалило с десяток бетонных опор ЛЭП. В частности, ураганный ветер сорвал несколько рядов покрытия из шифера в доме 27 на Комсомольской, пострадали и дома под номером 23 на той же улице и под номером 3 — на улице Труда. Но больше — индивидуальные строения. В частности, от упавшего дерева пострадала крыша здания дома народного творчества на Партизанской, а один из домов в районе бывшего льнозавода (улица Октябрьская), оказался «раздетым догола». Образовавшийся здесь завал из нескольких упавших деревьев блокировал выезд на дорогу жителям улицы Заречной — добраться до центра можно было только пешим ходом, по пешеходному мостику через Марёвку.
Утром 22 июня начался «разбор завалов». Подключились коллективы ряда организаций и предприниматели. На базе пожарной части (начальник Владимир Фёдоров), местного подразделения ТК «Новгородская», «Водоканала» и других предприятий были сформированы своего рода «мобильные группы», вооружённые техникой и бензопилами. «Фискары» предоставили лесхоз и предприниматель Валерий Фёдоров (а на следующий день — и Дмитрий Кулаков). Ликвидировать последствия стихии на улице Октябрьской помогал предприниматель Геннадий Зверев. На помощь марёвским электрикам прибыли коллеги из Демянска и Лычкова, вооружённые спецмашинами — «вышками» и для установки опор.
С утра 22 июня в Марёве был объявлен «аврал». Мобильные бригады «снимали» с электролиний деревья, вслед за ними шли электрики, восстанавливая энергоснабжение. Кто-то наводил порядок на «подведомственной территории» своими силами. В частности, педагоги Марёвской школы самостоятельно решили проблему, распилив и организовав вывозку всех семи деревьев, упавших на территории. Аналогично действовала и администрация района.
К девяти вечера было восстановлено энергоснабжение почти по всему райцентру. Не удалось подключить только «объекты» на нескольких улицах — в районе «Телекома» и редакции газеты, на 8 Марта и Поливановой.
Наутро следующего дня, 23 июня, приступили к уборке улиц от «порубочных остатков», оставленных ураганом. Соответствующую бригаду с приданной ей техникой «сколотила», образно говоря, «из подручных средств», райадминистрация. Существенный вклад в уборку улиц внесли служащие. Работники детсада под номером один самостоятельно организовали уборку территории от нескольких поваленных ветром деревьев. Оперативное приведение улиц в «благопристойное» состояние требовалось и в связи с предстоявшим через два дня праздником — Днём района, на который ожидался приезд губернатора области Сергея Митина.
Электрики завершали подключение «объектов», оставленных «напоследок». Энергоснабжение здания, где размещаются подразделения трёх государственных учреждений (помимо редакции — отделы областного Центра занятости населения и «Новгородстата»), было восстановлено только вечером 23 июня, к 17 часам.
Естественно, невозможно было за два дня ликвидировать все последствия урагана, на это потребуется более продолжительное время. Главной же из проблем представллось «крышевание». Жильцы многоквартирного дома по улице Труда, 3 решили её самостоятельно уже на следующий день после стихийного бедствия, не особо рассчитывая на помощь «со стороны». Позднее аналогичным образом действовали и собственники жилья «двухэтажкти» под номером 27 на Комсомольской.
Однако, учитывая, что пострадали кровли двух десятков домов, не считая иных строений, нельзя было решение проблемы «пускать на самотёк». И этого не случилось, земляков не оставили в беде. Оперативно была сформирована «спецбригада» из работников «Водоканала», через пару дней приступившая к ремонту крыш многоквартирных жилых домов. По словам Сергея Горкина, определённые затраты понесут только жильцы тех МЖД, которые не приняты на обслуживание «Водоканалом» — из-за отсутствия соответствующих договоров.
При этом не исключается, что кому-то из понесших серьёзный ущерб может быть оказана материальная помощь — как пострадавшим от стихийного бедствия. Одно дело — заменить несколько листов шифера на крыше МЖД, другое — в одиночку восстановить развороченную от упавших деревьев крышу индивидуального дома Владимира Протасова на Октябрьской.
Ну а собственникам индивидуальных домов, дальновидно застраховавшим свою недвижимость, возможно, помогут возместить ущерб страховые компании.
Анатолий КАСАТКИН
Фото автора