Борис Фёдорович и Нина Тимофеевна Кирсановы вместе 55 лет. Сегодня они отвечают на наши сложные вопросы.
В 1960 году молодая девушка была направлена в колхоз имени Артема на практику. Как она полагала — временно, отличница и красавица, она должна была работать в Старой Руссе. Судьба ей явилась в виде шофера-гармониста, любимца девушек — Федора. Тут и председатель колхоза похлопотал, чтобы после окончания обучения Нину направили не в город, а к нему, в колхоз. В апреле 1961 года молодая пара зарегистрировала свой брак в сельсовете — тихо, без торжеств и гостей. Забрали из съемной квартиры Нины её личное имущество — подушку и чемоданчик — и поселились в маленьком, в два окошечка, домике, с матерью Федора.
Когда в семье родился первенец — Федора неожиданно забрали в армию, на 3 года, в Забайкальский военный округ. По тем временам — почти на край света. Домой писал каждый день, супруга до сих пор хранит его письма — огромную стопку, перевязанную бечевочкой. Свекровь Нины Тимофеевны, о которой она и сейчас вспоминает как о золотом человеке, научила воспитанную в детском доме невестку (а Нина была из семьи репрессированных) простым житейским навыкам — печь пироги, управляться с русской печкой.
Всю жизнь, до пенсии, проработала в сельском хозяйстве Нина Тимофеевна — её имя по сей день ассоциируется с расцветом колхоза «Воля». Её, как властного, умного и решительного руководителя, побаивались не только подчиненные, но и районное начальство. Борис Федорович — человек исключительной ответственности и работоспособности, даже свою рабочую машину ГАЗ 51 берег лучше, чем личную.
Много времени утекло со дня их первой встречи. Но не им прожитое измеряется. Отмеривается оно достигнутым — большой и дружной семьей, детьми, внуками и правнуками, которые за бабушку с дедом стоят горой. Пишут, звонят, приезжают. Любят — так, как их научили любить старшие Кирсановы: раз и на всю жизнь. Отмеривается чувствами, верностью, красивой и полной жизнью. Достоинством. Уважением людей.
О любви. Вопросы, заданные Борису Федоровичу
— Какой наряд Вашей супруги Вам нравился больше всего?
— Она мне во всех нарядах нравится. В 80-е годы, когда одежда вообще была дефицитом, купил ей блузку в горошек. Помню, что надевала её часто — а я на неё любовался. К лицу ей «горошек».
— Какое время было самым трудным для вашей семьи? Какое — самым безоблачным?
— Когда сыновья уходили в армию. Вообще времена были сложные, в стране — экономическая нестабильность, да и служили они далеко от дома. Самое радостное время — когда дети приводили в дом своих невест, играли свадьбы. Невестки наши — красавицы, умницы, наша гордость.
— Сколько длилась самая долгая разлука с женой?
— Три армейских года. Она дома осталась с 10-месячным сыном и свекровью. Скучал сильно.
— За что Вы благодарны Нине Тимофеевне?
— За всё. За то, что она у меня есть. За детей, за то, что до последних дней жила под одной крышей с моей матерью, своей свекровью. За понимание, за то, что заботилась и берегла. За то, что такая красавица и что я всегда ею гордился. За то, что сейчас, когда пошатнулось здоровье, выходила от смертельной болезни. За наш дом, за то, что я вижу её каждый день.
— Как Вы думаете, любовь — это сказка?
— Любовь есть. Один — и только один человек тебе становится дорог, только за него болит сердце и только на него ты можешь положиться.
— Если Ваша супруга неправа — как Вы ей это докажете?
— Да ничего я доказывать не буду, просто промолчу. Чаще всего это не так уж важно.
О жизни. На вопросы отвечает Нина Тимофеевна
— Вспомните, пожалуйста, какой поступок Вашего мужа особенно удивил Вас?
— Были такие поступки, были. Но особенно тронуло меня, когда на 8 марта он подарил цветы мне — уже пенсионерке и бабушке. Понимаете, в деревне у нашего поколения это не принято, главное — работа, труд, усилия. А он принес мне цветы... Говорит, что продавец многим мужикам предлагал купить. А они отказывались. А он купил — для меня.
— Есть ли у Вас какие-нибудь особенные слова, которыми Вы сможете успокоить своего супруга?
— Такие же, как у всех: «Ты обязательно выздоровеешь, боль скоро пройдет...», «Мы вместе подумаем и обязательно найдем выход...», «Успокойся, мы рядом, мы вместе...».
— Вам часто говорили, что Вы красивая женщина? Как реагировал на эти слова Ваш супруг?
— Говорили, да. И ему говорили — дескать, самую красивую женщину ты в свой дом привел. А он — очень ревнивый...
— У Вас — особенная стать. Трудно ли всегда держать спину прямо, а голову — высоко поднятой?
— Не знаю... я же воспитывалась в детдоме, где осанкой никто не занимался. Видимо — гены. Мои сестры помнили репрессированных родителей и рассказывали, что отец у меня был высокий, косая сажень в плечах. Мама — горожанка. Теперь, когда приезжает внучка, то частенько говорит, что на меня похожа, и, мне кажется, немного этим гордится...
— Быть замужем — это быть ЗА мужем. Вы ощущали, что Ваш супруг вас от чего-то защитил?
— Да, конечно! Я никогда не знала никакой мужской работы, не держала в руках ни топора, ни отвертки. В молодости мне не особенно нужно было, чтобы меня берегли и защищали, а сейчас очень важно, когда он говорит: «Полежи!», «Отдохни!», «Я всё сделаю сам!».
— Какими словами вы будили супруга раньше? Какими приветствуете по утрам теперь?
— Так ведь я никогда не вставала раньше него... Когда работал водителем в колхозе, уходил на работу часа в 4 утра, перед этим еще и скотину по дому кормил. И теперь встает первым, тихонько спрашивает: «Тебе свет мешает? Шторы задернуть?»
— Умеет ли Ваш супруг танцевать? Кто кого перетанцует?
— Еще как умеет! Но перетанцую его я — это я всегда любила! Был, правда, у нас на эту тему случай... Я задержалась на работе допоздна, была в командировке. А Борис очень нервничал. Когда я пришла — рассердился и, отвернувшись от меня, запустил валенком в люстру, так, что осколки посыпались. Утром свекровь (а она жила с нами) пошла в магазин, а её соседи спрашивают: «А что у вас шумно было? Молодые ссорились?». А она, золотой человек, отвечает: «Нет. Борис играл, а Нина танцевала!».
— Секрет Вашего семейного счастья?
— Ой, внимание друг к другу. Готовность забыть свои обиды и амбиции. Понимание того, что все мы несовершенны. И главное — терпение, очень много терпения. Моя свекровь всегда говорила: «Первым куском не наешься, вторым — подавишься».
Кира СОБОЛЕВА
Фото автора