Как ни капризно наше недолгое лето, особенно в этом году, но и оно преподносит сюрпризы в виде вдруг проникших сквозь серую, мутную пелену облаков жарких солнечных лучей. И преображается мир вокруг. Воздух наполняется ароматом цветов и трав, открываются взгляду окутанные туманной дымкой леса и поблёскивающий среди сочно-зелёных берегов седой Волхов.
В один из таких дней мы и приехали в деревеньку Коломно. В самом её центре расположено старое кладбище. Когда-то давно, как свидетельствуют книги пятин Новгородских земель XVI века, здесь была и церковь «Успения Пречистыя на погосте на Коломенском на Волхове». Хоронили на кладбище в старину только священников. Было вблизи деревни и другое кладбище, там стояла часовня, где хранилась икона Пантелеймона Целителя, а рядом находился святой источник.
Жизнь дачная
Сейчас деревню не назовёшь большой. По словам местных, круглый год живут здесь чуть больше десяти человек. Остальные – дачники, которых становится всё больше. Проходя по деревенским улочкам, которых здесь всего две, – Успенская и Родниковая, можно увидеть, что рядом со старыми покосившимися домишками тут и там отстраиваются новые. Возможно, со временем населённый пункт снова разрастётся – земельные участки выделяют на другой линии, ближе к берегу Волхова. Там, наверное, когда-нибудь появится новая улица.
Деревенские улочки удивительно тихие. Нам показалось, что здесь совсем мало собак, впрочем, и другой живности сельчане, по их же словам, держат немного. В основном это домашняя птица. А ещё девчата-дачницы Лиза, Настя и Диана, которые любят отдыхать в деревне каждое лето, «наблюдать за разными насекомыми и ухаживать за животными», познакомили нас со своим питомцем – кроликом, которому тоже по вкусу дачная жизнь.
– А вот молочка в деревне сейчас купить не у кого, коровы или даже козы нет ни одной, – качает головой местный житель Василий Степанович Ли (когда-то он работал в совхозе «Прилуки» начальником участка, потом агрономом). – А в 1986 году, когда я только приехал сюда, в деревенском стаде было 14 коров. Потом, в 90-е, неспокойно стало. Коров пасти надо, просто не привяжешь в поле – украдут. Да и люди старели, многим не под силу стало за скотиной ходить, и потихоньку всё сошло на нет.
Жизнь была другая: народу в деревне много, работали в совхозе, у нас здесь находился телятник. Был магазин, медпункт. Картофеля только сажали на полях вокруг деревни 250 гектаров, а ещё горох, кормовые.
Картошка и сейчас в почёте и у дачников, и у местных. Правда, растёт она только в пределах частных огородов. Питерские пенсионеры за счёт грядок свой бюджет поддерживают: килограмм свежего картофеля на рынках Санкт-Петербурга стоит сейчас 70-100 рублей.
В городе всё не так
Такой ответ на свой вопрос: Почему остались в деревне, может быть, всё-таки к цивилизации ближе лучше перебраться? – я услышала от жителей Коломна не раз.
– Здесь природа, спокойно, красиво, никакой суеты, – ответил местный житель Андрей. Но при этом отметил, что не отказались бы сельчане от дороги хорошей, и газ было бы неплохо сюда провести. В остальном же своим житьём они довольны.
Похожие слова обронил в разговоре и один из старожилов деревни Василий Константинович Усанов. В эти места он приехал в 62-м, двадцатилетним парнем. Здесь встретил свою судьбу – жену Раису, с которой вместе рука об руку идут уже 53 года. Сразу после свадьбы построили дом, в котором и живут до сих пор. Вырастили сына и дочь, а сейчас и внуки уже взрослые.
– Предлагали мне когда-то в Новгород перебраться – работу, квартиру обещали. Тогда многие уезжали, из Костылёва почти все уехали. Я подумал-подумал и остался, да и не скаялся, – вспоминает Василий Константинович.
Всю жизнь они с женой трудятся. Василий Константинович работал в строительной бригаде, потом выучился на тракториста, после стал кузнецом. Раиса Александровна 20 лет отработала в совхозе, потом в медпункте санитаркой, техничкой в школе. И дома супругам было не до отдыха: хозяйство не маленькое: коровы, поросята, огород. Но всё вместе делали, и детей, а потом и внуков к труду приучали. Сено косили дружно, на грядках или в лесу – старшие работают, младшие помогают, учатся. Сейчас сын и дочь с семьями живут в Санкт-Петербурге, но приезжают часто. У сына в деревне дом, рядом с родительским, а теперь и внук строиться надумал.
– Хоть сейчас у нас в хозяйстве две собаки да кот, мы с женой без дела не сидим. Вот с утра за грибами сходили, на огороде да и около дома дело всегда есть. Всякие заготовки, варенья, соленья – это у меня жена – мастерица. А я за домом слежу, ремонт какой, печку вот сложить. Мужик в деревне всё уметь должен, без этого никак.
Пока Василий Константинович замолкает, задумавшись, а я смотрю вокруг. Поле вдали нежится под лучами неяркого, горячего солнца. Тишина, которую прерывает лишь стрекотание кузнечиков. Медовый аромат цветов из палисадника. И какой-то удивительный покой. Кажется, и я начинаю понимать, почему людям отсюда не хочется уезжать, почему так тянет сюда вернуться.
Татьяна ИВАНОВА, фото Олеси САДОВНИКОВОЙ