Махмуд Гаджиев – горец по крови, спортсмен по духу, сельский труженик по призванию
Он родился на Кавказе, в столице Дагестанской республики – Махачкале. Это южный город, где принято дружить, угощать, а если надо, – защищать. Характер Махмуда Гаджиева, по мнению окружающих, объединяет в себе такие черты, как честность, справедливость, гордость, щедрость, гостеприимность, прямолинейность и большое милосердие к людям. На днях мы познакомились с этим человеком.
Это наш род
Семья, в которой вырос Махмуд Магометович, – многодетная. Кроме него, еще трое братьев и две сестры. Отец всю жизнь проработал на производстве. Прошел путь от рабочего до начальника литейного цеха крупнейшего в России судостроительного завода имени Гаджиева. Хотел, чтобы сын стал инженером. Однако Махмуд при поступлении в местный Политехнический институт баллов недобрал. В приемной комиссии, правда, ему намекнули, мол, есть шанс пройти при определенных условиях. Зная строгий нрав отца, он даже и не мыслил просить о помощи. А учиться хотелось. И вот удача – объявление о наборе в сельскохозяйственный техникум. Туда он легко сдал экзамены и решил, что когда получит среднее специальное образование, продолжит учебу в вузе. Не думал тогда, что вся жизнь будет связана с сельским хозяйством...
Из техникума студента Гаджиева призвали на срочную службу. И поскольку он был не просто солдатом, но еще и отличным борцом, всю армейскую жизнь проводил на тренировках и соревнованиях, выступая за свою ракетную воинскую часть и за ЛенВО. Талантливого спортсмена, побеждавшего на рингах Северо-Запада, заприметили новгородские тренеры. Пригласили переехать и доучиваться уже в нашем совхозе-техникуме. И он согласился.
– Отец с моим выбором смирился, – рассказывает Махмуд Магомедович. – Только зная мою вспыльчивость, напутствовал, чтобы я ни в какие истории не встревал. А учился я хорошо, получал повышенную стипендию и помощи от родителей не просил, хотя мама все равно деньги присылала...
Однокурсница красавица Надежда и Махмуд поначалу категорически соперничали и в знаниях, и в популярности среди друзей. А уж если ссорились, то знал и ходуном ходил весь техникум. Но не зря говорится – от ненависти до любви только шаг. В конце концов они стали семьей.
– Мне повезло с женой, – с гордостью говорит собеседник. – У меня, как и у всех мужчин нашего рода, есть свои принципы. Главные из них – беречь честь фамилии, уважать старших, защищать слабых. Надя эти принципы поняла и приняла. Очень боялась знакомиться с моей мамой. Знала, что она для меня самый дорогой, главный в жизни человек. Мама, когда ее увидела, сказала сразу: «Это наш род». Соседи тоже пришли на смотрины. А дом у нас, как и республика, многонациональный: кумыки, даргинцы, азербайджанцы, русские – «Советский Союз». Всем она понравилась. Мой отец поучал: «Если сын обидит тебя, сразу скажи мне. Ты неприкасаема. Никто не тронет». И вот мы уже тридцать лет вместе. Двоих сыновей воспитали – хороших сыновей.
Дело всей жизни
После окончания совхоза-техникума, как было положено в советские времена, молодой специалист должен был отработать три года по распределению. А так как Махмуд учился отлично, ему дали возможность выбирать. Он поехал в Солецкий район, где и начал свою трудовую деятельность зоотехником в хозяйстве имени Александра Невского. Трудился на полную катушку, потому что всегда считал и считает, если работаешь, то нельзя вполсилы. Через несколько лет Гаджиевы переехали в Новгородский район. Махмуд Магомедович был принят в совхоз-миллионер «Ермолинский» на должность начальника второго периода откормочного комплекса, а через полгода стал во главе всего комплекса по откорму крупного рогатого скота. Как сам признался, это были замечательные годы – хозяйство под руководством Алексея Ивановича Уткина процветало. А уж что случилось в перестройку...
Трудно переоценить степень развала сельского хозяйства начала 90-х годов. Известный по всей области совхоз, успешный и передовой был на грани разорения. В телятниках, рассчитанных на 10 тысяч скотомест разового содержания, осталось немногим больше тысячи голов. И были это не сытые и здоровые, а совершенно истощенные и больные животные. Дело в том, что во время всеобщего развала из районов Новгородской области в хозяйство перестали поставлять не только молодняк, но и комбикорма, которыми раньше, по разнарядке, буквально заваливали. В те «лихие» годы не было уже ничего. Вот с этого «ничего» начался новый виток в жизни этого хозяйства.
– Когда на комплекс пришел Виктор Николаевич Витвицкий, я понял, что он человек грамотный, целеустремленный, энергичный, – говорит Махмуд Гаджиев. – Мы много в то время разговаривали, спорили чем заниматься, как выживать. Об откорме без кормов и речи быть не могло. В конце концов сделали ставку на развитие молочного животноводства. Молоко – продукт ходовой, производство круглогодичное.
Перво-наперво, как рассказал Махмуд Гаджиев, зоотехники отобрали несколько телок из тех, что можно было осеменить и получить потомство. Провели реконструкцию одного скотного двора под молочную ферму, обитателями которой стали всего три десятка коров. Это был 1995-й год...Одновременно с молочным животноводством в хозяйстве занимались лесозаготовкой, производством овощей, даже рыболовецкая бригада имелась. Прошло чуть больше десяти лет, и сегодня «Ермолинское» – крепко стоящее на ногах, динамично развивающееся предприятие, имеющее статус племенного репродуктора. Общая земельная площадь хозяйства составляет 3007 гектаров, из них сельскохозяйственных угодий – 1946 гектаров, в том числе пашни – 2946 гектаров. Еще один важный момент – предприятие является учебной базой для студентов агротехнического техникума и сельхозинститута НовГУ. Здесь проходят практику будущие механизаторы, зоотехники, бухгалтеры. В этом году, кстати, две выпускницы техникума местом работы выбрали ОАО «Ермолинское». А с 2012 года хозяйство не только производит, но перерабатывает и реализовывает свою продукцию собственными силами. Продуктивность дойного стада намного превысила 5000-й рубеж. И это, по мнению Гаджиева, далеко не предел.
– Несмотря на широкий круг обязанностей, Махмуд Магомедович уделяет особое внимание производству и качеству молока, повышению среднесуточных привесов телят, а также укреплению кормовой базы хозяйства, – оценивает своего заместителя генеральный директор ОАО «Ермолинское» Виктор Витвицкий. – Он старается комплексно решать задачи по развитию животноводства. Активно участвовал в реализации инвестиционного проекта по реконструкции животноводческого комплекса с встроенным доильным залом на 330 голов с беспривязным содержанием крупного рогатого скота. Это позволило увеличить поголовье коров, производство молока. Благодаря деловым качествам Махмуда Гаджиева, его тесному сотрудничеству с фирмами, поставляющими современное молочное оборудование, был открыт цех по переработке молока. Короче говоря, замечательный у меня заместитель. Настоящий профессионал и к тому же мастер спорта по вольной борьбе.
Спорт – это мушкетёрство
На мой вопрос о том, как появилось увлечение вольной борьбой, Махмуд Магомедович ответил маленькой историей из своего детства. Хотя рос он, как и все мужчины в роду Гаджиевых, крепким парнем, однажды в потасовке со старшим соперником не устоял. Тот уложил его на лопатки.
– Не прошло и несколько секунд, он сделал захват, сбил меня, и я понял, что бессилен, – вспоминает Махмуд. – Мой дядя был спортсменом-борцом. Попросил его отвести меня в секцию. Вот так и начал заниматься в спортивном клубе имени Али Алиева. Тренировался до окончания школы. Когда служил в армии, не мог видеть, если обижают слабых. Первогодок обучал приемам борьбы, чтобы оградить от дедовщины. И даже после службы домой приходило много писем с благодарностью от матерей, чьих сыновей удалось оградить от неуставных отношений. А когда родились сыновья, само собой надо было их тренировать. У нас, на Кавказе, так принято, что мужчина должен отвечать за себя, свою семью, близких, слабых. Меня воспитывали так, а своих детей так воспитывал уже я. Теперь других мальчишек тренирую в спортивной школе ДЮСШОР «Олимпиец» и в Новгородском дворце спорта.
Кстати, оба сына Махмуда Гаджиева – отличные спортсмены, успешно выступающие на соревнованиях разного уровня: от региональных до международных. Младший Станислав входит в состав сборной России по вольной борьбе. Руслан – старший сын, служит в МВД, где, согласитесь, владение приемами рукопашного боя, тоже весьма может пригодиться. По твердому убеждению Махмуда Гаджиева, мужчина должен заниматься какими-нибудь единоборствами.
– А в каком возрасте лучше начинать тренироваться? – спрашиваю.
– Где-то с семи лет. Раньше не стоит. Бывает, родители приводят детей в пять-шесть лет. Не рекомендую. Это еще совсем дети. Им играть хочется, а не спортом заниматься...
К слову сказать, Махмуд Магомедович выступал и выступает арбитром на соревнованиях разного уровня. Был судьей на первенстве России, международных, мастерских турнирах. Однажды ему пришлось оценивать схватку своих сыновей с соперниками. Ребята думали, что им будет какая-то скидка, но ничего подобного. Отец, наоборот, судил их по всей строгости.
– Никогда не подсуживаю и не терплю несправедливость в спорте, – говорит Гаджиев. – Победы и награды нужно честно заслужить.
– А когда вы узнали, что награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством», удивились?
– Дело было накануне первого апреля, подумал, что шутка первоапрельская. А когда узнал, что правда, да еще и сам губернатор награждать будет, горд был. Не за себя, за наш коллектив. Это награда общая.
Махмуд Гаджиев: «Никогда не подсуживаю и не терплю несправедливость в спорте. Победы и награды нужно честно заслужить»
Светлана ЛАПТИЙ
Фото автора и ОАО «Ермолинское»